Развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе мы рассмотрим три вопроса касающиеся развития политической мысли:
- Политическая мысль Древнего мира и Античности;
- Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.).
- Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье

Содержание

Введение 2
1. Политическая мысль Древнего мира и Античности 3
2. Политическая мысль Средневековья (V-XI вв). Возрождение и Реформация (XIII-XVII вв.). 7
3. Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени / Макиавелли. Боден. Гоббс. Локк. Монтескье 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие политической мысли.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

     В зависимости от понимания природного состояния эти мыслители объясняли  суть общественного соглашения между властью и людьми. Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей «минимальные полномочия», сохраняя при этом индивидуальные особенности. Ж.-Ж. Руссо трактовал общественное соглашение как обман бедных богатыми, которые создали для защиты своих интересов публичную власть, и поэтому предлагал такое соглашение, за которым отдельные индивиды, передавая свои права сообществу, созданному ими, обеспечивают себе гражданские права и свободы.

     Ж.-Ж. Руссо считают основателем концепции  народного суверенитета, суть которой  заключается в том, что народ  является источником и носителем  государственной власти. Суверенность народа, согласно с взглядами Ж.-Ж. Руссо, является неотчужденной и  неделимой. Поэтому он критиковал поклонников деления власти, сравнивая их с японскими фокусниками, которые разрезают ребенка на части, подбрасывают их вверх, а ребенок остается живым и невредимым. Идеи деления власти Ж.-Ж. Руссо противопоставлял идею разграничения функций органов государства.

     Суверенитет народа осуществляется через участие  всех граждан в законодательном  процессе. Он был убежден, что законы, установленные народом, будут полезными  как для народа в целом, так  и для каждого гражданина в  частности. Ж.-Ж. Руссо как поклонник прямой демократии отрицал парламентаризм на том основании, что парламент, во-первых, отображает интересы отдельных партий и клик, во-вторых, депутаты не выражают прямо коллективной воли, а являются лишь уполномоченными для обсуждения законов.

     Дж. Локк и Шарль Монтескъе выдвинули  концепцию распределения власти. Согласно с Дж. Локком, власть разделяется  на законодательную, исполнительную и  федеральную. Первая устанавливает  нормы поведения граждан, друга  употребляет мероприятий по применению законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж. Локк не отмежевывает от исполнительной. Развивая учение Дж. Локка, Монтескъе выделил три вида власти: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип деления власти предусматривал, что она принадлежит разным органам власти, и закон устанавливает прерогативы для каждой из ветвей власти, каждая ветвь власти взаимно ограничивает и сдерживает друг друга (то есть существует механизм сдерживаний и противовесов). Сосредоточенность власти в руках одного лица, по мнению Ш. Монтескъе, неминуемо приводит к гибели свободы, к злоупотреблениям чиновников.

     Основные  идеи концепции правового государства  содержатся также в трудах немецких философов Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.11

     Весомое значение для развития политической мысли имела философия права  Иммануила Канта (1724-1804, Германия), сделавшего вывод о моральной автономии  личности и общества от государства. Общество обладает своими, негосударственными средствами регулирования поведения человека. Такими регуляторами являются семья, хозяйственные ячейки общества, общины, в том числе религиозные. Все это И. Кант называл «гражданским» обществом. И. Кант призывал относиться к людям не как к средству, а как к цели. Человек представляет собой самоценность, является господином самого себя. Законы могут быть нравственными и безнравственными. Нравственные законы - те, которые находятся «внутри нас» и соответствуют естественному праву. Только такие законы имеют правовую силу и их можно назвать «правовыми». Государство, пользующееся правовыми законами, И. Кант называет правовым. Правовое государство необходимо для того, чтобы связывать государственную власть законом, не допускать произвола и несправедливости.12

     Гегель, отрицая традиционные природно-правовые схемы и концепции общественного  договора, выдвинул собственное видение  личности, гражданского общества, государства, международных политических отношений. Гражданское общество, по мнению Гегеля, - это общество владельцев. К нему принадлежат свободные индивиды, которые взаимодействуют между собой в процессе реализации собственных потребностей и интересов преимущественно в общественно-экономической сфере. Гражданское общество разделяется на кланы (корпорации), охватывает полицию и судебные учреждения. В нем все равны юридически, независимо от национальности, вероисповедания, но неравны от природы, по социальным взаимоотношениям, по настроениям, мыслям, талантам, знаниям и т.п. Неравными являются мужчина и женщина, животное и растение. Государство - венец развития нравственности. Как сердцевина семьи и гражданского общества, оно предшествует им, воплощает их единство, снимает противоречия. Как самый ценный продукт объективного духа, а не общественного договора, государство синтезирует субъективное и объективное в народном движении, становится носителем абсолютного духа и отвечает содержанию абсолютной идеи. Государство не может быть средством служения гражданам и обществу, ибо оно является средством господства, наивысшей из всех целей, его авторитет имеет, безусловно, божественный характер. Государство занимается сферой политической деятельности; общеобязательными, объективными и рациональными законами и собственными институциями, обеспечивает реализацию прав и свобод граждан. Сущность государства - суверенитет, разделенный между монархом и народом. Именно суверенитет дает государству возможность безгранично главенствовать над собой и над гражданским обществом. Государственная власть разделяется на законодательную (депутаты представляют и защищают интересы кланов), исполнительную (осуществляется правительством) и правящую (воплощает единство законодательной и исполнительной власти в лице монарха, который опирается на закон и уважает права и свободы подданных).

     Идеи Гегеля оказали значительное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) - немецких политических мыслителей, основоположников одного из более самых влиятельных течений политической мысли в новейшей истории человечества - марксизма.13

Заключение
 

     Основная  тенденция эволюции политической мысли  состоит в постоянном теоретическом  усложнении. На каждом ее этапе система  политической аргументации зависит  от исторических традиций, различий в  политической организации, иерархического соподчинения в социуме.

     Первые  попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную  форму начинают предприниматься  с УI IУ вв. до н. э. (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др.). Политические концепции того периода носили философско-этический  характер с одной стороны они были достаточно абстрактными, с другой основывались на морально-этических принципах. Философско-этический период обогатил политическую мысль следующими идеями и гипотезами:

     Стабильность  в обществе и порядок в государстве  могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей (Конфуций, Платон). Политика должна основываться на законности и моральных принципах (Конфуций, Сократ). Люди в государстве (обществе) разделены на три основных сословия, каждое из которых играет свою роль в политике и общественном производстве (Платон, Аристотель). Стабильность общества обеспечивают средние слои населения (Аристотель). Существуют различные формы государственного устройства (демократия, тирания, олигархия, монархия и др.), одни из которых правильные, другие неправильные. Была выдвинута доктрина естественного права. Это высший закон, который распространяется на всех людей и отменить или ограничить который невозможно. От этой доктрины, по сути, берет начало идея «правового государства» (Цицерон). Ограниченность философско-этической концепции заключается в том, что государство рассматривается как первооснова всей жизни людей. Человек, общество, право вне государства как бы ничего не значат.

     В эпоху средневековья (V - Х V вв. н. э.) философско-этическая концепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной концепцией. Христианская церковь пытается доминировать над светской властью («град божий есть высший град»), град земной включает в себя дьявольскую волю. Для совершенствования государства необходимо обновление града земного в русле христианской добродетели и гуманизма (Ангустин).

     Революции Нового времени сопровождались появлением феномена идеологизации политики, существенно  повлиявшего на характер политико-теоретических построений, усилившего их субъективность, но одновременно способствовавшего их кумуляции и долговременности влияния.

     Формулирование  различными течениями господства закона как главного условия стабильности и прогресса сделало возможным  постепенный переход к научному пониманию феномена политики, которое в свою очередь привело к возникновению новой науки - политологии.

 

Список использованной литературы
 
 
     
  1. Бородинов В.Д. Политология. Д.: КИТИС, 2000. - 392с.
  2. История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В. С. Нерсесянца. – М., 2000.
  3. Кошарный В.П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к со циально-политическим теориям начала XX в. //Социально-политический журнал. 1992. № 6-7.
  4. Краснов Б. И. Введение в историю политической мысли //Социально-политический журнал. 1995. № 2.
  5. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – М., 2000.
  6. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. - 592 с

 

Информация о работе Развитие политической мысли