Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа
Объектом данного исследования является государственное устройст-во СССР.
Предметом исследования - развитие и укрепление командно-административной системы управления в СССР.
Цель данной работы заключается в исследовании истоков и развития командно-административной системы управления в СССР. Задачи исследования:
1. Исследовать общетеоретическую сущность государственного управ-ления
2. Выявить особенности системы государственного управления в СССР
Введение 2
Глава 1. Общетеоретическая сущность государственного управления 5
1.1 Сущность управления и виды систем 5
1.2 Контроль и надзор в государственном управлении 7
Глава 2. Развитие системы государственного управления на примере СССР 9
2.1 Система государственного управления СССР в 20-30-е гг. 9
2.2 Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне 19
2.3 Особенности послевоенного государственного управления 23
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Содержание
Российскому государству более тысячи лет, и все это время развивалось государственное и местное управление, у истоков которого стояли древнерусские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко), Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь — царскую кадровую картотеку и другие документы известного реформатора государственного управления Ивана IV Васильевича. Особенно большую роль в реформировании государственной и местной власти и управления сыграли Петр I , Екатерина II , Александр II , известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.Ю. Витте и другие. Начатая в 1864 г. земская реформа подняла крестьянскую Россию с колен, создала условия для новых радикальных реформ и превращения страны в могущественную мировую державу. Опыт земства содержит немало поучительного для поиска путей развития творческой инициативы, самоуправления и самоорганизации населения.
Нельзя не учитывать также позитивный и негативный опыт, приобретенный после 1917 г., когда в ходе двух революций прежние государственные институты, традиции, система государственной службы были заменены новыми. На обломках имперской российской государственности началось создание принципиально иной государственной системы, основанной на Советах трудящихся, идеологическом и политическом диктате, которая знала свои взлеты и падения. Учатся, как известно, не только на успехах, но и на ошибках.
Истоки этой системы уходят непосредственно к событиям второй российской революции (1917 - 1920 гг.). Важнейшей предпосылкой возникновения этой системы стала монопольная власть одной партии, сложившаяся после лета 1918 года. К тому же, резолюция Десятого съезда РКП(б) «О единстве партии» на деле привела к свертыванию внутрипартийной демократии, ликвидации прав меньшинства в партии, невозможности для него отстаивать свои взгляды и, в конечном счете, к превращению партии в безгласный и послушный придаток партийного аппарата. Дополнительную роль сыграло изменение состава партии в 20-е гг. Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии, которая в свою очередь уже в 20-е гг. стала диктатурой ЦК.
В 20—30-х годах Сталин вел ожесточенную борьбу за укрепление своей безграничной власти в партии и государстве, маскируя ее лозунгами «защиты ленинизма», «единства партии», «борьбы с. фракционностью», что обеспечивало ему широкую поддержку не только его ближайшего окружения, но и подавляющего большинства партийных масс, всех трудящихся.
Политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства сопровождалась репрессиями, которые становились все более широкими и всеобъемлющими. Они были направлены не только против видных политических деятелей, но и широких кругов представителей естественных наук, гуманитариев-философов, историков, видных поенных специалистов, писателей, поэтов, артистов и других.
В 1928—32 гг. страна переживала серьезные экономические трудности, связанные с просчетами в области индустриализации страны, ошибками и извращениями в области коллективизации сельского хозяйства. Это вызывало недовольство трудящихся. Как всегда, Сталин обвинил других в своих просчетах в области экономики. И первые обвинения и удары были нанесены по старой, пришедшей на службу стране Советов интеллигенции.
В. И. Ленин в период НЭПа считал необходимым и важным привлекать старую интеллигенцию на предприятия, стройки, в армию, в научные учреждения, Госплан. Конечно, среди них были люди, ненавидевшие Советскую власть, создававшие контрреволюционные организации, Однако большинство интеллигенции и старых специалистов работали честно, помогая стране в области индустриализации, в строительстве Красной Армии.
Однако Сталин постарался возложить ответственность за многие трудности на бывших буржуазных специалистов, объявленных «вредителями», заявив, что трудности возникли по их вине.
Начались политические судебные процессы конца 20-х — начала 30-х годов, имевшие целью отвлечь людей от реальных трудностей и их виновников, устрашить непокорных.
Объектом данного исследования является государственное устройство СССР.
Предметом исследования - развитие и укрепление командно-административной системы управления в СССР.
Цель данной работы заключается в исследовании истоков и развития командно-административной системы управления в СССР.
Задачи исследования:
1. Исследовать общетеоретическую сущность государственного управления
2. Выявить особенности системы государственного управления в СССР
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Социальное, в том числе и государственное управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Управление предполагает наличие субъекта управления (тот, кто управляет), объекта управления (тот, кем управляют) и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связи. Субъект управления наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых.
Отличительной особенность данного управления является то, что взаимодействие субъекта и объекта управления происходит не на основе какого-либо принуждения (механического или биологического), а на основе социальной организации той или иной структуры.
Следует отметить, что управление состоит из ряда функций, т.е. направлений деятельности.
Перечислим общие функции управления:
— сбор и обработка (анализ) социальной информации;
— прогнозирование — научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;
— планирование — определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств их достижения;
— организация — формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;
— распорядительство — установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;
— координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
— контроль и учет — установление соответствия (или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.
Процесс управления осуществляется в определенной последовательности. Он носит циклический характер и состоит из ряда стадий. Основными стадиями управленческого цикла являются выработка и принятие решения, организация его исполнения, контроль за исполнением решения и подведение итогов.
Управление в обществе подразделяется на два вида: государственное управление (управление делами государства) и негосударственное управление (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).
Государственное управление (управление делами государства) осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательной, исполнительной и правосудия. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства.
Государственное управление
— это исполнительная деятельность
по непосредственной практической организации
общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление
является потому, что направлено на исполнение,
претворение в жизнь законов и других
нормативных актов. В процессе осуществления
управления его субъекты используют предоставленные
распорядительные полномочия, права по
принятию односторонних властных актов,
которые обязательны к исполнению и охраняются
мерами государственного принуждения.
В связи с этим указанная деятельность
в литературе именуется исполнительно-
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов исполнительной власти чувства ответственности.
Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компетенции.
Органы исполнительной, власти, осуществляя управление сферами и отраслями жизнедеятельности, широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. Они руководят деятельностью подчиненных им звеньев управления, контролируют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение решений вышестоящих органов.
Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.
Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленческого решения).
Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.
В зависимости от субъекта
контроля, объема и характера полномочий
государственных органов
— представительной власти;
— исполнительной власти (общей, межотраслевой и отраслевой (внутриведомственной) компетенции).
Таковы основные общетеоретические аспекты государственного управления. Далее рассмотрим практическую организацию государственного управления на примере СССР.
Послевоенные реформы управления начались весной 1921 г. в условиях кризиса власти, общества, обусловленного разрушительными последствиями Первой мировой и Гражданской войн, небывалой в истории антироссийской иностранной военной интервенции, разгулом мелкобуржуазной стихии, обострением идейно-политического, гражданского противостояния внутри страны, геополитического и социокультурного соперничества западной и российско-советской цивилизаций[9; С.67].
Реформы управления опирались на революционное творчество трудящихся, их стремление идти вперед, реализовать выбор 1917 г., воплотили идеи безальтернативной замены старого образа государственного управления, основанного на принципах власти крупных собственников, угнетения и эксплуатации человека труда частным капиталом, новым образом управления, основанным на принципах народной собственности и власти, без угнетения и эксплуатации человека человеком. На собственном опыте 1917-1920 гг. трудящиеся убедились в преимуществах, способностях советского типа управления защищать коренные интересы абсолютного большинства населения, решать как насущные задачи, так и долговременные проблемы. Укреплялась надежда на то, что управление преодолеет социальный хаос, вызванный потрясениями предыдущих лет, обеспечит стабильность и порядок на путях антикапиталистической модернизации, осуществит принципы социальной справедливости, равенства, демократии. Народная поддержка стала источником послевоенной перестройки управления.
В ходе демилитаризации был совершен в основном переход от милитаризации, тотального военно-коммунистического огосударствления органов управления к мирным задачам и нэповским методам управления. Отказ от военной чрезвычайщины позволил упразднить военно-революционные комитеты, ревтрибуналы, чрезвычайные комиссии, преобразовать часть чрезвычайных органов, освободить конституционные органы от чрезвычайных методов. Своеобразно преобразована и затем ликвидирована ВЧК РСФСР по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Сначала был сужен объем ее чрезвычайных функций, усилены в ее работе начала законности, приданы задачи ликвидации детской беспризорности - этого страшного наследия прошлого в виде 5,5 млн беспризорных детей. Хорошо организованный и разветвленный аппарат ВЧК осуществлял призыв Ф. Э. Дзержинского «Все на помощь детям!», создавал детдома, трудовые коммуны и колонии, собирал продовольствие и необходимые средства для содержания детей, проводил субботники в пользу детей, передал под детдома отобранные у богачей лучшие особняки и загородные дачи, сотрудничал с Американской организацией помощи голодающим, фондом помощи Фритьофа Нансена и др. В 1922 г. упразднены ВЧК, а также ее местные и транспортные, фронтовые, армейские чрезвычайные комиссии, образовано Государственное политическое управление с новыми функциями в составе СНК РСФСР. Из ведения ВЧК, ГПУ, других административных органов изъяты судебные функции, переданные народным судам. До 1936 г. продолжала функционировать лишь созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководила обучением неграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долой неграмотность», возглавляемого председателем ВЦИК М. И. Калининым, опираясь на организационную структуру системы ликбеза.
Информация о работе Развитие системы государственного управления на примере СССР