Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:29, курсовая работа
Актуальность темы. Молодежная политика, представляющая собой важную и специфическую составляющую общей социальной политики государства, определяется как политическая деятельность, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов, способствующих реализации интересов и потенций молодых граждан, возможностей для раскрытия их способностей и выбора жизненного пути, на поддержку молодежных организаций и ассоциаций, ориентирующихся на консолидацию общественных сил, стремящихся к прогрессивному демократическому развитию общества.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………..7
Понятие и сущность молодежной политики……………………..7
Принципы и направления реализации государственной молодежной политики…………………………………………………………..12
Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………….15
Региональная молодежная политика……………………………...25
Глава 2. Региональный опыт реализации государственной молодежной политики………………….………………………………………………………29
2.1. Анализ состояния молодежи в Свердловской области…………….29
2.2.Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Свердловской области………………....32
Заключение………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………………………………….55
На уровне субъекта федерации молодежная политика реализуется в следующих аспектах:
Основополагающей Программой является «Молодежь России (2011-2015 гг.)». Главной особенностью новой программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.
Кроме того, в сфере нормативно-правового
обеспечения государственной
1. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (с изменениями от 21 марта 2002 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели [18]. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений здесь понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
2. Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 23 июня 1999 года. Закон устанавливает цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, принципы ее формирования и реализации.
Большинство норм Закона направлены,
прежде всего, на создание системного
механизма поддержки
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. №387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», направленное на социально-экономическую поддержку молодежи [18].
3. Указы и иные правовые акты Президента Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с государственной молодежной политикой, в частности:
Указа Президента Российской
Федерации от 16 мая 1996 года №727 «О мерах
государственной поддержки
Указ Президента Российской
Федерации от 3 февраля 2005 г. № 120
«О дополнительных мерах по усилению
государственной поддержки
Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;
Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. №1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи» [18].
4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р , изменения от 12 марта 2008 № 301-р, изменения от 28 февраля 2099 № 251-р, изменения от 16 июля 2009 года № 997-р.
5. Отраслевые законодательные акты. Отдельные положения, связанные с решением вопросов государственной молодежной политики, содержатся в ряде законодательных актов Российской Федерации различной отраслевой принадлежности, в том числе в законодательстве об образовании, законодательстве о труде, жилищном законодательстве, семейном законодательстве, законодательных актах по вопросам социальной защиты и т.д.
Так, с проведением государственной
молодежной политики в сфере образования
непосредственно связаны
Многие вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Правительства Российской Федерации, в развитие предусмотренных законодательством положений.
6. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
В Российской Федерации действовала Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015 (с изменениями от 29 мая 2002 г., 6 сентября 2004 г.), в рамках которой был разработан ряд подпрограмм, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 363 была утверждена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002–2005 годы)».
Программа «Молодежь России (2001–2005 годы)» являлась продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений, в том числе проведенных в период выполнения федеральных целевых программ «Молодежь России» и «Молодежь России (1998–2000 годы)» федеральными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в рамках которых планировалось при основном финансовом обеспечении за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов заложить организационные основы государственной молодежной политики, отработать механизмы ее реализации [18].
Существует ряд постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на решение отдельных вопросов государственной молодежной политики, например, постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (с изменениями от 1 сентября 1992 г., 5 июня 1994 г., 4 августа 2005 г.), постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» (с изменениями от 3 августа 1996 г.), предусматривающее дополнительные меры в рамках реализации государственной жилищной политики, постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы» (с изм. и доп. от 15 мая 2003 г.), принятое в целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации [18].
В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определены в Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662–р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663–р и Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760–р.
7. Акты международного сотрудничества.
Российской Федерацией заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества в области молодежной политики:
1) Соглашение между
Правительством Российской
2) Соглашение между
Правительством Российской
Государственная молодежная политика осуществляется:
· государственными органами и их должностными лицами;
· молодежными объединениями, их ассоциациями;
· молодыми гражданами.
На всех уровнях публичной власти России реализуются задачи в области государственной молодежной политики: осуществляется правовое регулирование; функционируют специализированные органы власти и бюджетные учреждения; производится бюджетное финансирование программ. И это при отсутствии конституционной нормы и специального закона о государственной молодежной политике на федеральном уровне.
По отдельным вопросам
- государственная поддержка
Исходя из фактического правового состояния, набора реализуемых функций, можно констатировать, что «молодежная политика» - предмет совместного ведения Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, составная часть общей и в том числе социальной политики российского государства.
Таким образом, рассмотрение состояния законодательства и подзаконного нормативно–правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений позволяет сделать выводы о том, что:
1) Правовые нормы, регулирующие
общественные отношения в
2) Пробелы в нормативно–правовом регулировании частично восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. По существу проблема молодежной политики до настоящего времени решается путем «точечного» регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения.
3) Отдельные правовые акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики.
4) Преобладают акты
концептуального или узко–
5) Необходимо принятие Федерального закона, решающего в комплексе вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие такого акта создает серьезные препятствия в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.
1.4. Региональная молодежная политика
Региональная молодежная политика является структурным элементом политики в целом. Следовательно, ей присущи свои функции, практическая реализация которых заключается в оптимальном сочетании ее федеральной и локальной моделей с учетом деятельности всех субъектов. Структурно все функции молодежной политики можно подразделить на системообразующие и стратегические [28, С. 65].
К системообразующим функциям, относятся
целеориентирующая, разграничительная,
интегративная, организационно-
Целеориентирующая функция призвана определять и разрабатывать цели, задачи и механизмы развития и реализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем с учетом социально-экономических возможностей конкретного региона. Именно в ней отражается направленность молодежной политики, ее приоритеты, которые путем «обратной связи» коррелируются с ценностями, интересами и потребностями самой молодежи.
Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области