Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Молодежная политика, представляющая собой важную и специфическую составляющую общей социальной политики государства, определяется как политическая деятельность, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов, способствующих реализации интересов и потенций молодых граждан, возможностей для раскрытия их способностей и выбора жизненного пути, на поддержку молодежных организаций и ассоциаций, ориентирующихся на консолидацию общественных сил, стремящихся к прогрессивному демократическому развитию общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………..7
Понятие и сущность молодежной политики……………………..7
Принципы и направления реализации государственной молодежной политики…………………………………………………………..12
Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………….15
Региональная молодежная политика……………………………...25

Глава 2. Региональный опыт реализации государственной молодежной политики………………….………………………………………………………29
2.1. Анализ состояния молодежи в Свердловской области…………….29
2.2.Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Свердловской области………………....32
Заключение………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мол.политика.docx

— 458.08 Кб (Скачать файл)

Особую роль в региональной молодежной политике играют разграничительная  и интегративная функции. Первая (разграничительная) связана с проведением  в жизнь общества и государства  интересов молодежи как особой социально-демографической  группы, с одной стороны, и с  другой стороны, с разграничением полномочий и интересов субъектов этой политики, которые предпринимают конкретные меры по ее осуществлению. Вторая предполагает слияние различных социальных групп  молодежи и их интересов с целью  обеспечения устойчивости, равновесия и целостности общества, предотвращение и регулирование процессов социальной дифференциации в их среде, а также  взаимодействие и скоординированность  деятельности всех субъектов региональной молодежной политики.

С одной стороны, общественная составляющая характеризуется наличием представительной, инициативно-инновационной, совещательной  и защитной функциями. С другой стороны, государство в лицо своих региональных органов в области молодежной политики осуществляет законодательную, концептуально-деятельную, организационно-институциональную  и стимулирующую функции. При  этом государство и общественные организации уже сегодня являются полноценными партнерами в реализации молодежной политики на региональном уровне, в координации усилий по созданию условий для полноценного развития молодого поколения.

Имидж-функция направлена на процедуру  общественного признания региональной молодежной политики, на сохранение и  изменение государственной структуры  и организации в данной области; на создание атмосферы доброжелательности и доверия со стороны самой  молодежи, выступающей в качестве ее объекта, а также со стороны  других социальных групп, представляющих свои интересы в общественно-политической жизни общества; на обеспечение информирования общественности о работе государственных  органов и общественных организаций  в этой сфере. Данная функция непосредственно  связана с повышением уровня легитимации  региональной молодежной политики [8].

Особое значение имеет организационно-технологическая  функция, так как она учитывает  особенности политического, экономического, социального и культурного уклада жизни конкретного региона. В  результате региональных исследований социального положения молодежи разрабатываются не только социальные программы и проекты, но и технологии их реализации. Данная соционженерная деятельность непосредственно связана  с процессом формирования новой  социально-правовой среды, способствующей полноценной социализации молодежи, ее самореализации.

Наиболее актуальными на сегодняшний  день являются сохранно-воспроизводственная  и развивающе-адаптивная функции  региональной молодежной политики. Реализация этих функций осуществляется через  социализацию и воспитание, подразумевающее  воспроизводство граждан как  субъектов социального и политического  порядка; культуру как систему сохранения, воспроизводства, создания, трансляции и развития нормативно-ценностных механизмов и структур, характерную для данного  региона; процесс институционализации, то есть воспроизводства, формирования и развития политических институтов в области молодежной политики; социальный контроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи данного региона  для поддержания нормативно-организационного порядка в политических структурах; подготовку будущих кадров для решения  комплекса проблем, связанных с  подбором, назначением и сменой лидеров, политических деятелей, с формированием  органов государственной и региональной власти [8, 32].

Стратегическими функциями является идеологическая, инновационная и  человекотворческая функции.

Идеологическая функция направлена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как социальной группы. Данная функция в современных  условиях особенно актуальна именно на региональном уровне, который реально  соприкасается с процессом морально-нравственного  становления современной молодежи. Инновационная функция, свойственная молодежной политике в целом и  региональной молодежной политике в  частности, предполагает не только формирование и реализацию молодым поколением новых идей, видов деятельности и  так далее, но и преемственность, смысл которой заключается в  отсутствии зависимости стратегически-целевых  констант рассматриваемой политики от организационных перемен в  управлении государством, сменой политических лидеров и должностных лиц  федеральных и региональных органов власти в течении 10-15 лет [8].

Молодежная политика именно регионального  уровня должна выполнять главную  функцию всей молодежной политики, которую А.П. Скробов определил  как человекотворческую, «позволяя  личности молодого человека конструировать себя как самостоятельный социально  активный субъект, обеспечивать инновационность  социального развития и общества, и самого себя».

 

 

Глава 2. Региональный опыт реализации государственной молодежной политики

2.1. Анализ состояния молодежи в Свердловской области

На сегодняшний день на территории Свердловской области проживает 1 211 224 молодых гражданина в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 27% всего населения области. Работают 11 неполитических общественных молодежных организаций областного уровня и не менее 281 объединения муниципального уровня.

Коэффициент естественного  прироста населения в Свердловской области по оценкам специалистов будет падать с – 1,4 в 2011 году до – 4,5 в 2025 году. В Свердловской области  в наиболее репродуктивном возрастном интервале 20-24 лет при благоприятных  показателях суммарной рождаемости  и продолжительности жизни численность  лиц женского пола может снизиться  с 11 тыс. в 2010 году до 7,3 тыс. в 2015 году и  до 5,6 тыс. человек в 2020 году. При этом в современной семье наблюдается  следующая специфика.

Увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Доля людей состоящих в гражданском  браке наиболее высока именно в молодёжном возрасте (15,3 процента).

Переход от расширенной семейно-родственной  системы, состоящей из трех поколений, к нуклеарной, состоящей из родителей  и их детей. Как следствие увеличивается  доля престарелых одиночек. Семья  становится малодетной и однодетной.

Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов. В 2009 году в Свердловской области количество разводов превысило количество браков в 1,2 раза (21910 разводов / 19448 браков). Около 70 % браков и разводов приходится на молодёжный возраст. Около трети семей в Свердловской области – неполные, в основном, материнские. Размываются ценности рода (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) [22].

В Свердловской области проживают  около 218 тысяч молодых семей, из них, по результатам исследования, порядка 42 тысяч молодых семей нуждаются  в улучшении жилищных условий.  При этом плохие жилищные условия  оцениваются вторым, по значимости, сдерживающим фактором рождения детей  и четвертым как причина для  развода.

Состояние здоровья  молодого поколения вызывает серьезные опасения. Свердловская область занимает 3 место  в Уральском федеральном округе по распространенности наркологической  патологии. По данным статистики, среди  подростков распространенность курения  – 45% (юноши) и 16% (девушки). В екатеринбургских школах вредной привычке подвержены 12,4 % школьников.

Наблюдается отрицательная  динамика годности призывников к  прохождению службы в армии. Из тех, кто может служить, 50% все же имеют проблемы со здоровьем, а 60% - не выполняют предусмотренных армейским уставом контрольных нормативов физической подготовки.

Растет число лиц, страдающих алкогольной зависимостью, около 70 процентов из них - лица в возрасте до 30 лет.

По экспертным данным, число  ВИЧ-инфицированных в регионе составляет не менее 120 тысяч человек, 79,5% составляют молодые люди в возрасте 18-29 лет. В Свердловской области среднероссийский уровень заболеваемости превышен в 2,7 раза.

По прогнозу Федеральной  службы государственной статистики, к 2020 году коэффициент демографической  нагрузки в Свердловской области  возрастет на 28% и составит 806 нетрудоспособных на тысячу человек трудоспособного населения. Количество населения Свердловской области в возрасте 20-30 лет уменьшится к 2020 году с 844 тысяч до 443 тысяч человек. Возникает необходимость в 1,3 раза повысить эффективность экономики Свердловской области [22].

Нынешняя система профориентации не обеспечивает в достаточной мере формирование у молодежи необходимых для экономики осмысленных мотивов для получения профессионального образования и выбора профессии. Лишь 50% выпускников учреждений профессионального образования трудоустраиваются по полученной специальности.

В Свердловской области уровень  безработицы среди молодых людей  в возрасте 18-29 лет в июне 2010 года составлял 3,83%, или 45% от общего числа безработных.

Несмотря на разнообразные  меры государственной поддержки  предпринимательства, явно видна тенденция, связанная с низкой предпринимательской  активностью молодых людей. Из общего числа безработных граждан лишь 1181 человек, или 1,5 процента от общего количества безработных, решили открыть свое дело.

У молодежи слабое  стремление к общественной деятельности, навыкам самоуправления. В Свердловской области, по официальным данным, лишь 9% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.

По данным Главного управления Министерства юстиции Российский Федерации  по Свердловской области, на 12 декабря 2005 года в Свердловской области были зарегистрированы 214 детских и молодёжных объединений. Но за почти 10 лет опыта  по оказанию поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений,  государство выстроило партнерские отношения не более чем с 40 из них.

Молодежь в целом индифферентна  по отношению к деятельности властных структур. Выборные общественные институты не пользуются ее доверием. Среди молодежи отсутствует надежная идеологическая база для формирования политических движений и партий, ей  свойственна  ориентация на конкретных лидеров  [22].

При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы. Уже через  десять лет при такой тенденции  может существенно сократиться  количество экономически активного  населения и снизиться доля граждан желающих участвовать   в определении государственной политики в социально-экономической сфере.

При этом активность молодежи все больше находит проявление в радикальной и экстремистской деятельности. По данным правоохранительных органов, на сегодняшний день в Свердловской области существенно возрос количественный состав движения «скинхедов». В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста.

Проявляется несформированность в молодежной среде российской идентичности (россияне), принадлежности к уральскому народу (уральцы). Социологический мониторинг показал, что около половины молодых людей готовы покинуть пределы Свердловской области. 

Перечисленные проблемы требуют  системного решения, так как проявляются  во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодёжи, снижения экономической активности, криминализации молодёжной среды, угроз роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

Вместе с тем молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, – мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.

 

2.2.Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Свердловской области

Государственная молодежная политика представляет собой целостную  систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на развитие позитивного потенциала молодежи. Данная система мер позволяет  достичь позитивных результатов  в обеспечении конкурентоспособности края на основе прироста человеческого капитала, в первую очередь, молодежи, сбалансированного социально-экономического развития региона, развития новых прогрессивных форм государственного и общественного управления, общественного самоуправления, оптимизации расходов государства и общественных институтов в сфере социального развития и воспитания молодежи  [19].

Государственная молодежная политика на территории Свердловской области осуществляется в соответствии с целями государственной молодежной политики и основными направлениями ее реализации, установленными федеральным законодательством.

Для достижения целей реализации молодежной политики требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. В этой связи приоритетными  направлениями являются проекты, которые  будут реализованы на региональном уровне [16].

Региональную молодежную политику в Свердловской области можно рассматривать под различными углами зрения, выделив в ней нормативно-правовой, кадровый, ценностно-мотивационный, институциональный срезы.

Рассматривая нормативно-правовой срез отрасли, необходимо отметить его  положительную динамику как в  качественном, так и в количественном аспектах.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области