Римская семья и формы родства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Рим начинает свою историю в области семейного права с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи - paterfamilas ("отца семейства", домовладыки). В состав римс­кой семьи кроме "отца семейства" входили жена , подчи­нённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть "отца семейства" над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась.

Вложенные файлы: 1 файл

Римская семья и формы родства.docx

— 165.41 Кб (Скачать файл)
  1. Римская семья и формы родства

Рим начинает свою историю в области семейного права с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи - paterfamilas ("отца семейства", домовладыки). В состав римс­кой семьи кроме "отца семейства" входили жена , подчи­нённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть "отца семейства" над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась. Поскольку в период Ранней Республики в Риме под отцовской властью находились не только сыновья, но и жёны сыновей, состоящие в браке cum manu ( сущность данного брака см. ниже ) , а также внуки и правнуки домовладыки , то после его смерти внуки переходили под власть своего отца , жёны сыновей под власть своих мужей , а над вдовами устанав­ливалась опека сыновей . Таким образом , сыновья сами стано­вились носителями полной правоспособности и вокруг них начинал складываться такой же круг отношений в семье., основанных на уже непосредственно их отцовской власти . Именно модель такой семьи была первоначально оформлена Римским семейным законодательством

 

Дальнейший ход римской истории от республики к им­перии, изменения в производственных отношениях, развитие торговли, определенное культурное развитие , постепенно ослабляли власть домовладыки , что давало больше прав подвластным членам семьи, а также возможность высвободить­ся из-под этой власти . Тем самым прослеживается тенденция ослабления власти "отца семейства" .

 

В связи с этим возникает вопрос о системах родства - агнатическом и когнатическом, которые законодательно оформляются семейно-брачным законо­дательством римского государства. Агнатское (агнатическое) родство основывалось на отцовской власти "отца семейст­ва" . Это являлось и основанием права наследования, и призванием к опеке над недееспособным . «Агнатами называются те, кто связаны законным родством. Законным же родством является то, которое составляется посредством лиц мужского пола»1. Таким образом, агнатами признава­лись лица, которые были подчинены власти одного и того же домовладыки в прошлом или были бы подчинены этой власти, если этому не воспрепятствовала смерть "от­ца семейства" .

 

Римское законодательство четко определяло степени аг-натического родства как по прямой , так и по боковой линиям. Так, по прямой линии эта степень определялась числом рождений, отделявшим лицо от "отца семейства". Сын являлся агнатом своего отца первой степени , а внук - агнатом своего деда второй степени . Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя отцовской власти , так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему "отцу семейства", затем от этого последнего, нисхо­дили ко второму лицу, после чего складывали число рождений , отделявших каждое из этих лиц от общего носителя отцовской власти .

 

Последовательное ограничение власти "отца семейства" во всех её проявлениях привело к постепенному вытеснению агнатического родства когнатическим , при котором юридичес­ким родством признавалась лишь кровная связь и только она.

  1. Виды брака. Конкубинат

Римский юрист Модестин определял брак как «единение мужа и жены и объединение всего в их жизни, соединение по божественному и человеческому праву»1.

 

Источники Римского семейного права называют два вида римского брака:

 

1) Брак cum manu устанавливающий  власть мужа над женой, при  котором вся соб­ственность жены  после заключения брака является  собственностью мужа;

 

2) Брак sine manu, не порождавший  власти мужа над женой и  первоначально не устанавливающий  вообще юридической связи между  мужем и женой. Первона­чально  юридически чужая мужу и своим  детям жена пребывала в том  же се­мейном положении, что и  до вступления в брак, так как  со старой семьей её связывала  агнатическая связь . В этом браке  супруги имели раздельную собственность .

 

Существование двух видов брака в Римском праве всегда являлось предметом особого интереса в исследованиях пред­ставителей правовой и исторической мысли. Так, удалось установить , что брак cum manu является более древний , чем sine manu о котором упоминается лишь в источниках III - II вв. до н.э.. Более того, ряд учёных полагают , что изначально брак cum manu являлся - браком патрициев , а брак sine manu - браком плебеев, который впоследствии был признан и патрициатом .

 

Кроме того, заключение двух видов браков производилось по-разному, несмотря на то , что обоим был свойственен обряд обручения, который также регулировался Римским за­конодательством . В более древние времена нарушение "об­ручения" влекло публичный позор и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона без серь­ёзных оснований нарушившая "обручение" теряла право на возврат подарков, сделанных другой стороне .

 

Брак cum manu заключался с помощью обрядов и при свидетелях . Заключение брака sine manu представляло собой обыкновенное соглашение лиц , вступающих в брак , и сам факт ухода жены на постоянное место жительства к мужу. Согласно Римскому праву, условиями вступления в брак были: достижение супругами брачного возраста ( женихом 14 лет , невестой - 12; согласие лиц, вступающих в брак (до II в. н.э. согласие на брак должны были давать "отцы се­мейств" невесты и жениха , причём закон 1 в. н.э. предоставлял право жениху обжаловать необоснованный отказ своего "отца семейства" на брак ); наличие у желающих вступить в брак права создавать римскую семью , то есть отсутствие препятствий к браку , которые могли возникнуть из-за родственных и агнатических связей между женихом и невестой, а также из-за принадлежности их к различным со­словиям. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечным, правителем провинции и её жительницами. Так же запрещался брак между супругом, виновном в прелюбодеянии и его сообщником.

 

Моральная деградация, поразившая римское общество в конце республики, имела своим следствием кризис семей­ных устоев, чему способствовала и свобода брачных отно­шений. С целью сохранения стабильности семейных отноше­ний, пресечения злоупотреблений свободой развода и стимули­рования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Так, закон 18 г. до н. э. предусмотрел уголовную ответственность за нарушение супружеской верности В то же время этот закон легализовал внебрач­ные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожитель­ство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерени­ем создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались за­конными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Тем самым конку­бинат отличался от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствия.

  1. Правовое положение супругов

Состояние в браках cum manu и sine manu порождало различное их правовое поло­жение .Рассматривая характер личных отношений супругов необходимо отметить, что в браке cum manu жена была под властью своего мужа, либо "отца семейства" мужа . В браке sine manu жена оставалась под покровительством своего "отца семейства", однако главенство её мужа в семье сказывалось и при этой форме брака . Здесь жена получала имя и сословное положение мужа, местожительства мужа являлось обязательным для неё . Прелюбодеяния жены могли караться саморасправой мужа . Характеризуя имущест­венные отношения , необходимо отметить , что в браке cum manu всё имущество жены поступало в собственность мужа, сливалось нераздельно с имуществом , принадлежащим ему до брака . Даже в случае прекращения брак а имущество, при­несённое женой, не возвращалось ей . Она могла получить лишь долю наследства при смерти мужа .

 

В браке sine manu мог действовать принцип раздельности имущества супругов, однако управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать это имущество муж не имел права без специального раз­решения супруги , либо её "отца семейства" . Приобретение жены во время состояния в данном браке также поступало в его имущество, но если между супругами возникал спор по вопросу о праве собственности, то применялась пре­зумпция принадлежности каждой вещи мужу до тех пор, пока жена не докажет, что право собственности на данную конкретную вещь принадлежит именно ей . Супругам запрещалось делать взаимные дарения . Кроме того, за женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. В этом браке ответственность на супругов возлагалась отдельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям .

 

Независимо от форм заключения брака на особом право­вом положении находились две категории имуществ супругов. Это приданое и брачные дары жениха. Под приданым Римс­кое право понимает материальный дар супругу со стороны семьи будущей жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супругов . Передача приданого составляла особый обрядовый акт, либо оформление особого документа. Считалось, что необходимо сохранение приданого в целости в интересах не только семьи, но и общества. В связи с этим мы видим строгое придерживание принципу определения имущества как приданого в качестве постоянного. Приданое не может быть заменено другим , даже большей стоимости и ценности и не может изменять своего статуса . В течение брака приданое признаётся во власти мужа, он является его фактическим пользователем и имеет право на все доходы, связанные с ним. Это обязывает его также нести издержки по использованию приданого. Документ о передаче приданого должен содержать условия и оговорки относительно его судьбы при прекращении брака . При разводе судьба прида­ного зависела от признания той или иной стороны , виновной в этом. При разводе приданое могло быть возвращено как полностью, так и частично, а в результате прекра­щения брака по другим основаниям оно возвращалось цели­ком . Именно поэтому запрещалось отчуждение приданого, либо его части .

 

Брачный дар жениха невесте представлял собой как бы обеспечение своей будущей супруги на случай вдовства. В отношении брачного дара действовали такие же нормы, как и в отношении приданого.

 

4. Прекращение  брака

 

 

Для того, чтобы римский брак мог юри­дически существовать, надо, чтобы все время были в наличии те усло­вия, без которых брак не мог бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было и основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

 

- обращением в рабство  одного из супругов, поскольку  у рабов не было права вступать  в законный брак. (При этом, если  взятый в плен и обращенный  в рабство супруг возвращался  затем в Рим, то считалось, что  его право быть свободным никогда  не прекраща­лось, но брак считался  прекращенным, однако брак считался  продолжавшим­ся все время, если  оба супруга были вместе в  плену);

 

- утратой права гражданства, ибо не­граждане, также не имели  права вступать в законный  брак;

 

- изменением семейного  состояния одного из супругов, которое устанавливало такую  степень агнатического родства  его с другим супругом, при  которой вступление в брак  было бы невозможно, например, домовладыка  усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее предварительно  от отцовской власти;

 

- по воле мужа или  его домовладыки в браке cum manu;

 

- по воле му­жа или  жены, либо по их соглашению  в браке sine manu.

 

Поскольку для заключения брака cum manu требовалось согласие домовладыки жены, а позднее и самой жены но, в силу установившейся над женою власти мужа или домовладыки мужа, ее «отец семейства» и она сама утрачивали право прекратить брак по своей воле. Вместе с этим муж (или его домовладыка) был вправе прекратить брак cum manu, совершив формальности, обратные тем, при помощи кото­рых брак был заключен.

 

Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака. Свобода развода была одним из основных начал рим­ского брачного права. И несмотря на множество разводов в конце пе­риода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

 

Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Одна­ко в дальнейшем появляются в интересах детей от первого брака неко­торые ограничения прав родителя, вступившего во второй брак, на имущество, полученное им от первого брака: это иму­щество остается лишь в пользовании родителя, вступившего в новый брак, а после его смерти переходит к детям от первого брака. Кроме того, новому супругу не может быть ни подарено, ни завещано больше имущества, чем детям от первого брака.

 

Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называе­мый траурный год, целью которого является отчасти соблюдение пие­тета по отношению к покойному мужу, а также предотвра­щение затруднений в определе­нии отца ребенка, который родился бы в течение десяти месяцев со дня прекращения первого брака. В случае развода жена обязана зая­вить о своей беременности мужу, который в праве потребовать провер­ки в определенном порядке этого заявления.

 

Несоблюдение траурного года не влечет за собою недействительно­сти нового брака, а лишь ограничение ее прав в сфере наследования, а также бесчестие жены.

 

5. Правовые отношения  детей и родителей

 

 

Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, юридически связана с детьми и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его домовладыки, если муж состоит под отцовской властью), на равных с детьми началах она наследует после му­жа; взаимное право наследования соединяет ее, в качестве агнатки де­тей с теми из них, которые вышли из под власти мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. Связь матери с детьми в браке - наиболее тесная после связи домовладыки со своими подвластными.

Информация о работе Римская семья и формы родства