Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 10:04, контрольная работа
Рим начинает свою историю в области семейного права с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи - paterfamilas ("отца семейства", домовладыки). В состав римской семьи кроме "отца семейства" входили жена , подчинённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть "отца семейства" над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась.
Рим начинает свою историю в области семейного права с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи - paterfamilas ("отца семейства", домовладыки). В состав римской семьи кроме "отца семейства" входили жена , подчинённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть "отца семейства" над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась. Поскольку в период Ранней Республики в Риме под отцовской властью находились не только сыновья, но и жёны сыновей, состоящие в браке cum manu ( сущность данного брака см. ниже ) , а также внуки и правнуки домовладыки , то после его смерти внуки переходили под власть своего отца , жёны сыновей под власть своих мужей , а над вдовами устанавливалась опека сыновей . Таким образом , сыновья сами становились носителями полной правоспособности и вокруг них начинал складываться такой же круг отношений в семье., основанных на уже непосредственно их отцовской власти . Именно модель такой семьи была первоначально оформлена Римским семейным законодательством
Дальнейший ход римской истории от республики к империи, изменения в производственных отношениях, развитие торговли, определенное культурное развитие , постепенно ослабляли власть домовладыки , что давало больше прав подвластным членам семьи, а также возможность высвободиться из-под этой власти . Тем самым прослеживается тенденция ослабления власти "отца семейства" .
В связи с этим возникает вопрос о системах родства - агнатическом и когнатическом, которые законодательно оформляются семейно-брачным законодательством римского государства. Агнатское (агнатическое) родство основывалось на отцовской власти "отца семейства" . Это являлось и основанием права наследования, и призванием к опеке над недееспособным . «Агнатами называются те, кто связаны законным родством. Законным же родством является то, которое составляется посредством лиц мужского пола»1. Таким образом, агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же домовладыки в прошлом или были бы подчинены этой власти, если этому не воспрепятствовала смерть "отца семейства" .
Римское законодательство четко определяло степени аг-натического родства как по прямой , так и по боковой линиям. Так, по прямой линии эта степень определялась числом рождений, отделявшим лицо от "отца семейства". Сын являлся агнатом своего отца первой степени , а внук - агнатом своего деда второй степени . Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя отцовской власти , так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему "отцу семейства", затем от этого последнего, нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений , отделявших каждое из этих лиц от общего носителя отцовской власти .
Последовательное ограничение власти "отца семейства" во всех её проявлениях привело к постепенному вытеснению агнатического родства когнатическим , при котором юридическим родством признавалась лишь кровная связь и только она.
Римский юрист Модестин определял брак как «единение мужа и жены и объединение всего в их жизни, соединение по божественному и человеческому праву»1.
Источники Римского семейного права называют два вида римского брака:
1) Брак cum manu устанавливающий
власть мужа над женой, при
котором вся собственность
2) Брак sine manu, не порождавший
власти мужа над женой и
первоначально не
Существование двух видов брака в Римском праве всегда являлось предметом особого интереса в исследованиях представителей правовой и исторической мысли. Так, удалось установить , что брак cum manu является более древний , чем sine manu о котором упоминается лишь в источниках III - II вв. до н.э.. Более того, ряд учёных полагают , что изначально брак cum manu являлся - браком патрициев , а брак sine manu - браком плебеев, который впоследствии был признан и патрициатом .
Кроме того, заключение двух видов браков производилось по-разному, несмотря на то , что обоим был свойственен обряд обручения, который также регулировался Римским законодательством . В более древние времена нарушение "обручения" влекло публичный позор и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона без серьёзных оснований нарушившая "обручение" теряла право на возврат подарков, сделанных другой стороне .
Брак cum manu заключался с помощью обрядов и при свидетелях . Заключение брака sine manu представляло собой обыкновенное соглашение лиц , вступающих в брак , и сам факт ухода жены на постоянное место жительства к мужу. Согласно Римскому праву, условиями вступления в брак были: достижение супругами брачного возраста ( женихом 14 лет , невестой - 12; согласие лиц, вступающих в брак (до II в. н.э. согласие на брак должны были давать "отцы семейств" невесты и жениха , причём закон 1 в. н.э. предоставлял право жениху обжаловать необоснованный отказ своего "отца семейства" на брак ); наличие у желающих вступить в брак права создавать римскую семью , то есть отсутствие препятствий к браку , которые могли возникнуть из-за родственных и агнатических связей между женихом и невестой, а также из-за принадлежности их к различным сословиям. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечным, правителем провинции и её жительницами. Так же запрещался брак между супругом, виновном в прелюбодеянии и его сообщником.
Моральная деградация, поразившая римское общество в конце республики, имела своим следствием кризис семейных устоев, чему способствовала и свобода брачных отношений. С целью сохранения стабильности семейных отношений, пресечения злоупотреблений свободой развода и стимулирования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Так, закон 18 г. до н. э. предусмотрел уголовную ответственность за нарушение супружеской верности В то же время этот закон легализовал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались законными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Тем самым конкубинат отличался от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствия.
Состояние в браках cum manu и sine manu порождало различное их правовое положение .Рассматривая характер личных отношений супругов необходимо отметить, что в браке cum manu жена была под властью своего мужа, либо "отца семейства" мужа . В браке sine manu жена оставалась под покровительством своего "отца семейства", однако главенство её мужа в семье сказывалось и при этой форме брака . Здесь жена получала имя и сословное положение мужа, местожительства мужа являлось обязательным для неё . Прелюбодеяния жены могли караться саморасправой мужа . Характеризуя имущественные отношения , необходимо отметить , что в браке cum manu всё имущество жены поступало в собственность мужа, сливалось нераздельно с имуществом , принадлежащим ему до брака . Даже в случае прекращения брак а имущество, принесённое женой, не возвращалось ей . Она могла получить лишь долю наследства при смерти мужа .
В браке sine manu мог действовать принцип раздельности имущества супругов, однако управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать это имущество муж не имел права без специального разрешения супруги , либо её "отца семейства" . Приобретение жены во время состояния в данном браке также поступало в его имущество, но если между супругами возникал спор по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция принадлежности каждой вещи мужу до тех пор, пока жена не докажет, что право собственности на данную конкретную вещь принадлежит именно ей . Супругам запрещалось делать взаимные дарения . Кроме того, за женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. В этом браке ответственность на супругов возлагалась отдельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям .
Независимо от форм заключения брака на особом правовом положении находились две категории имуществ супругов. Это приданое и брачные дары жениха. Под приданым Римское право понимает материальный дар супругу со стороны семьи будущей жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супругов . Передача приданого составляла особый обрядовый акт, либо оформление особого документа. Считалось, что необходимо сохранение приданого в целости в интересах не только семьи, но и общества. В связи с этим мы видим строгое придерживание принципу определения имущества как приданого в качестве постоянного. Приданое не может быть заменено другим , даже большей стоимости и ценности и не может изменять своего статуса . В течение брака приданое признаётся во власти мужа, он является его фактическим пользователем и имеет право на все доходы, связанные с ним. Это обязывает его также нести издержки по использованию приданого. Документ о передаче приданого должен содержать условия и оговорки относительно его судьбы при прекращении брака . При разводе судьба приданого зависела от признания той или иной стороны , виновной в этом. При разводе приданое могло быть возвращено как полностью, так и частично, а в результате прекращения брака по другим основаниям оно возвращалось целиком . Именно поэтому запрещалось отчуждение приданого, либо его части .
Брачный дар жениха невесте представлял собой как бы обеспечение своей будущей супруги на случай вдовства. В отношении брачного дара действовали такие же нормы, как и в отношении приданого.
4. Прекращение брака
Для того, чтобы римский брак мог юридически существовать, надо, чтобы все время были в наличии те условия, без которых брак не мог бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было и основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
- обращением в рабство
одного из супругов, поскольку
у рабов не было права
- утратой права гражданства, ибо неграждане, также не имели права вступать в законный брак;
- изменением семейного
состояния одного из супругов,
которое устанавливало такую
степень агнатического родства
его с другим супругом, при
которой вступление в брак
было бы невозможно, например, домовладыка
усыновлял мужа своей дочери,
не освободив ее
- по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;
- по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.
Поскольку для заключения брака cum manu требовалось согласие домовладыки жены, а позднее и самой жены но, в силу установившейся над женою власти мужа или домовладыки мужа, ее «отец семейства» и она сама утрачивали право прекратить брак по своей воле. Вместе с этим муж (или его домовладыка) был вправе прекратить брак cum manu, совершив формальности, обратные тем, при помощи которых брак был заключен.
Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака. Свобода развода была одним из основных начал римского брачного права. И несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Однако в дальнейшем появляются в интересах детей от первого брака некоторые ограничения прав родителя, вступившего во второй брак, на имущество, полученное им от первого брака: это имущество остается лишь в пользовании родителя, вступившего в новый брак, а после его смерти переходит к детям от первого брака. Кроме того, новому супругу не может быть ни подарено, ни завещано больше имущества, чем детям от первого брака.
Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый траурный год, целью которого является отчасти соблюдение пиетета по отношению к покойному мужу, а также предотвращение затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течение десяти месяцев со дня прекращения первого брака. В случае развода жена обязана заявить о своей беременности мужу, который в праве потребовать проверки в определенном порядке этого заявления.
Несоблюдение траурного года не влечет за собою недействительности нового брака, а лишь ограничение ее прав в сфере наследования, а также бесчестие жены.
5. Правовые отношения детей и родителей
Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, юридически связана с детьми и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его домовладыки, если муж состоит под отцовской властью), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее, в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. Связь матери с детьми в браке - наиболее тесная после связи домовладыки со своими подвластными.