Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 10:04, контрольная работа
Рим начинает свою историю в области семейного права с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи - paterfamilas ("отца семейства", домовладыки). В состав римской семьи кроме "отца семейства" входили жена , подчинённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть "отца семейства" над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась.
Наоборот, «в браке sine manu мать в древнейшем праве юридически не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она - агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над нею опеку»1.
Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к матери некоторые иски, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, более того ограничивались пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в., а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.
Иначе были построены отношения отца с детьми. Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке sine manu или cum manu. Дети всегда находятся под властью отца, который является их домовладыкой.
Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.
Уже в древнейшее время власть «отца семейства» над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав домовладыки на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Согласно указу II в., власти могли принудить отца освободить сына от его власти. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, а также право требовать от него алименты.
В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для их домовладыки. Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Вместе совершенные подвластными деликты (то есть действия, причинившие вред) служили основанием для иска против домовладыки о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.
Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов, с другой, осуществляются и процесс постепенного признания имущественной право- и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против «отца семейства» такие же иски из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились свободными от отцовской власти, стали признаваться ответственными по этим сделкам по праву квиритов.
В то же время, если пекулий (выделенное домовладыкой имущество), который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом отца семейства, то определенные группы имущества могли напрямую принадлежать подвластному сыну, минуя домовладыку. Таким имуществом постановлением Цезаря была признана, под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой. Домовладыка был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только мог свободно пользоваться этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности, завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притом без обременения домовладыки обязательствами умершего сына.
Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной службе, были в период империи, в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях.
Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны домовладыки и имущество, унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом домовладыки на пожизненное пользование и управление им.
В дальнейшем в такое же положение были последовательно поставлены имущества, унаследованные от родственников с материнской стороны. Развитие завершилось постановлением, что «отец семейства» сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для самого домовладыки, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми.
От власти «отца семейства» можно было высвободиться в связи с её прекращением в случаях: смерти домовладыки, смерти подвластного, утраты свободы или гражданства "отцом семейства" или подвластным, лишения "отца семейства" права отцовской власти за то, что он оставил подвластного без помощи. Кроме прекращения отцовской власти было возможно освободиться от неё в законном порядке, то есть с помощью эманципации, которая могла иметь место в случаях, если домовладыка самолично с помощью специального акта освобождения высвобождал подвластного по своему желанию, сыновья могли выкупиться из подчинения "отцу семейства" (в отличии от дочерей). Вместе с этим сын мог добиться своего высвобождения через суд.
6. Узаконение и усыновление. Опека и попечительство
Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения:
- представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;
- последующим браком родителей;
- изданием императорского рескрипта.
Римское семейное право регулирует отношения усыновления, под которым оно понимает установление отцовской власти над посторонним лицом . Существовало два вида усыновления :
- усыновление в отношении лица , ненаходящегося под отцовской властью - arrogatio;
- усыновление лица , находящегося под отцовской властью - adoptio.
Первый вид усыновления осуществлялся путём получения специального рескрипта от магистрата, который внимательно расследовал обстоятельства дела и выяснял, не отразятся ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого . При этом виде усыновления усыновляемое лицо поступало под отцовскую власть усыновителя со всеми правовыми последствиями, в том числе и имело право наследовать имущество усыновляемого. Второй вид усыновления осуществляется путём занесения в судебный протокол соглашения «отца семейства» усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. В этом случае прекращалась родительская власть прежнего домовладыки и устанавливалась отцовская власть усыновителя. Римское законодательство определяло круг лиц, который мог быть усыновителями . Это были мужчины , которые не могли быть подвластными отцовской власти, а также должны быть старше усыновляемых не меньше, чем на 18 лет.
Помимо отношений узаконения и усыновления, римскому праву был знаком институт опеки и попечительства. Так, лицо в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (сurа) над безумными, над так называемыми минорами (т. е. не достигшими 25 лет), над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придавал юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражал свое согласие неформально, возможно .даже неодновременно со сделкой.
В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т. е. опекуном являлся ближайший агнат подопечного.
В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее - власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти домовладыки. Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности.
В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию), возникает третий порядок: назначение опекуна государством.
Вместе с тем постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Устанавливаются особые основания по которым можно не принять назначения опекуном. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного, и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведении дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения, а в период империи вводится законная ипотека подопечного на нее имущество опекуна.