Роль СМИ в избирательном процессе региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:40, доклад

Краткое описание

Анализ электорального поведения российских избирателей невозможен без учета особенностей российского политического пространства, факторов, влияющих на электоральное поведение, и их особенностей, обусловленных спецификой данного пространства. За последнее время в российском обществе укоренились такие атрибуты демократии как свобода слова, независимость СМИ, выборность органов власти. Одновременно с различными демократическими свободами появились такие явления как манипулирование общественным сознанием и психологическое воздействие на социальную среду.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫБОРЫ ВАРИАНТ.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

РОЛЬ СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РЕГИОНА

 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ электорального поведения российских избирателей невозможен без учета особенностей российского политического пространства, факторов, влияющих на электоральное поведение, и их особенностей, обусловленных спецификой данного пространства.

За последнее время в российском обществе укоренились такие атрибуты демократии как свобода слова, независимость СМИ, выборность органов власти. Одновременно с различными демократическими свободами появились такие явления как манипулирование общественным сознанием и психологическое воздействие на социальную среду.

В современных условиях манипуляция электоральным поведением в ходе выборных кампаний приобрела открытый и целенаправленный характер. Политическая борьба существовала во все времена, а вместе с ней и технологии, склоняющие выбор общественности в ту или иную сторону.

     Поэтому изучение поведения избирателей на выборах, а так же причин, по которым они голосуют за того или иного кандидата, является важным моментом при проведении любой избирательной кампании.

В своем простейшем виде политический рынок структурируется вокруг трех системообразующих элементов: избирателей , политиков (так называемых независимых или тоже объединенных в блоки и союзы) и различных механизмов, обеспечивающих взаимодействие избирателей и политиков. В системе этих механизмов важнейшую роль играют средства массовой информации.

Поэтому в ситуации выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, играющих   достаточно существенную роль в определении населением  своих политических симпатий и антипатий.

Тот факт, что средства массовой информации способны оказывать влияние на на электоральное сознание и поведение населения  уже практически ни у кого не вызывает сомнений. Однако характер этого влияния в нашей стране, а особенно на уровне регионов и муниципальных образований, на наш взгляд, изучен недостаточно.

Целью исследовательской работы является изучение  региональных особенностей воздействия СМИ на электорат.

         Задачи исследования:

1. Мониторинг печатных СМИ в период предвыборной агитации по выборам в Госдуму РФ в период.........в Волгограде;

2. Анализ технологии распространения слухов и «черных» политтехнологий в период предвыборной борьбы.

3. Анализ формирования имиджа политика в региональных СМИ.

4. Исследование информационной чувствительности избирателей в Тракторозаводскоим районе Волгограда;

5. Исследование отношения к выборам учащихся лицея №3.

   Объект исследования: предвыборные технологии в региональных СМИ.

             Предмет исследования: информационная чувствительность избирателей.

           Гипотеза исследования: если в предвыборной агитации через печатные СМИ в ноябре 2011 в г. Волгограде  наибольший удельный вес имели    «грязные методики», то можно говорить об открытом и целенаправленном характере манипуляция электоральным поведением избиратеоей.

Методы исследования:

 

 

 

 

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1.Специфики использования СМИ в политическом PR

 

Средства массовой информации (массовой коммуникации)  -  организационно технические  комплексы,   обеспечивающие   быструю   передачу   и   массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации.[1,c.38]

Ведущая роль СМИ в формировании общественного мнения  отражается  в  их определении  как  "четвертой  власти". 

Для определения влияния СМИ на эффективность политической   PR-кампании необходимо оговорить специфические особенности каждого из СМИ.

Пресса -  это  массовые  периодические печатные  издания  -  газеты  и журналы. Газета публикует в первую очередь сведения о  текущих  событиях,  а также обзорно- аналитические материалы. Объем газеты составляет  от  2-х  до 100 и более полос.

Газеты классифицируются по следующим признакам. По периодичности выхода их делят на  ежедневные,  еженедельные,  воскресные, утренние и т.д.

По масштабам выделяют международные,  национальные,  региональные,  местные, корпоративные.

Существуют     профильные,      а      именно      массовой      ориентации, специализированные[1,c.42]

Газета помогает человеку ощущать себя  гражданином,  членом  какой-либо социальной группы. Газеты  и  журналы  можно  сохранить,  обратиться  к  ней повторно, собирать подшивку.  Информация  в  журнале  менее  оперативна, но дольше сохраняется читателем, содержит  больше  обзорно-аналитического,  чем событийного материала в сравнении с газетой.

С  точки  зрения  ориентации СМИ  можно  классифицировать:  "желтая пресса", публикующая дешевые сенсации, скандалы и т.п.;  "демократические СМИ",  существующие  за   счет   финансовых   "акул"   или   политических группировок;    коммунистическая    пресса,     отстаивающая     интересы прокоммунистических партий и движений.[5,c.40]

Основными  функциями  всех  СМИ  являются:  получение   информации; предупреждение об опасных ситуациях; функция социальной  связи  -  разные части общества несвязанные между собой получают информацию друг о  друге; создание ценностей - СМИ передают в сознание людей социальные ценности  и нормы  поведения,  создают  и  распространяют  ролевые  модели;   функция  развлечения.

Существует основной инструментарий,  которым  следует  пользоваться, чтобы содействовать освещению политической PR-кампании в прессе  -  пакет для прессы.

Пресс-релиз - краткое сообщение о сути происходящего события.  Заявление -  последнее  заявление  или  текст  выступления   кандидата.   Лист   с биографическими данным - одностраничное резюме,  содержащее  сведения  о политической и служебной карьере кандидата, информацию личного характера (семья, образование). Более подробное изложение биографии.   Сведения  о  штабе  избирательной кампании - имена ведущих членов команды,  рабочего  комитета,  казначея. Список телефонов только  руководителей  штаба.  Материалы  избирательной кампании -  образцы  брошюр,  эмблемы,  копии  благожелательных  статей, очерков.  Фотографии и другие материалы [4,c.469].

Бэкграундер - информация базового  характера,  не  являющаяся  новостью или сенсацией,  содержит  информацию  о  деятельности,  истории  партии  или кандидата и т.п.

Историческая справка может  быть  посвящена  истории  партии,  решению какой-либо  проблемы,  которой   занимается   партия,   содержать   перечень предложений, работ в какой-либо области.

Факт-лист  -  это  напоминание  о  каких-либо  фактах,   связанных   с деятельностью партии, политической обстановкой.

Вопросы  -  ответы  -  это  материал, содержащий  наиболее  вероятные вопросы, которые могут возникнуть у прессы, избирателей.

Кейс-история. Рассказ о благоприятном разрешении  проблемной  ситуации. Кейс-история  используется  для  напоминания  о  проблемных   ситуациях,   в разрешении которых принимал участие фигурант.

Авторская статья - материал, составленный PR  специалистом  и  якобы подписанный   фигурантом,    что    придает    материалу    престижность, дополнительный вес. Достаточно популярный метод подачи  материалов  среди современных политиков. Часто публикуются в специализированных изданиях.

Интервью -  беседа  предназначенная  для  опубликования  в  прессе. Эффективный способ передачи мнений, суждений о каких-либо вопросах.

Пресс-конференция - встреча журналистов с представителями  движения, имеющая   целью   представить   СМИ   фактографическую,   проблемную    и комментирующую информацию о презентуемом объекте. Самый  распространенный метод работы со СМИ. Отзыв о  пресс-конференции  появляется  в  ближайшем выпуске издания, что  свидетельствует  о  высокой  оперативности  данного метода.

 Одним из основных принципов  работы  со  СМИ,  помимо  доверительных  и корректных  отношений,  является  достоверность,   а,   главное,   новостной характер информации. Не существует конкретного описания информации  являющейся  новостью,  но специалисты   выдвинули   ряд   требований   к   такого   рода   сообщениям: своевременность проводимого мероприятия, его  значимость,  актуальность  его для данного региона, эмоциональность мероприятия, привлекает ли оно  интерес общественности, не вызовет ли негативных  эмоций,  ассоциаций;  содержит  ли событие элемент конфликта.

Безусловно, этот список не полон, но он создает представление  о  том, какая информация может стать новостью. Лучший способом для  кандидата  стать объектом новостей - "вести себя так, как будто  он  уже  избран  должностным лицом" [4,с.456].

     Существуют некоторые приемы создания и усиления новости.

     Один из таких приемов - привязка новостей к "круглой"  дате.  Это  один из самых распространенных приемов. Похожим является прием привязки новости к  дате,  когда  произошло  или должно будет произойти "важное  для  всего  общества  или  значительной  его части событие"[6,c.88]. Это событие и сам праздник можно просто придумать.

     Интересным считается  прием  "предложения  события  на  выбор"[6,c.89]. Если специалист неуверен в важности его события, то  он  предлагает  второе, иного профиля, "в довесок".

Демонстрация разных  взглядов  на  проблему  также  мажет  служить  для создания новости. Очень  эффективен  прием  усиления   новости   за   счет   присутствия влиятельных людей.

    Сочетание новости с общественно  важной  проблемой  повысит  значимость новости, при этом ее необходимо максимально конкретизировать.

Важнейшим  двигателем  новости  является  интрига.  Безусловно,  лучшей интриги, чем скандал  человечество  еще  не  изобрело.  Если  нет  реального скандала, то можно истолковать некоторые события как скандал.

Способы управления СМИ  можно  разделить  на  два  направления:  прямое управление, косвенное управление, управление информацией как таковой.

Прямое управление подразумевает контроль над деятельностью  СМИ  при помощи  законодательных   актов   (Закон   РФ   "О   средствах   массовой информации").

Косвенные  способы  управления включают   управление   при   помощи политических, финансовых и других инструментов.

Управление информацией как таковой осуществляется в  несколько  этапов.

Первый  этап включает  формирование  собственного  информационного  потока. Субъект, имеющий целью занять или сохранить влиятельное или просто  заметное положение в обществе, должен организовать собственный информационный  поток, независящий от общедоступного, официального.  На  этом  этапе  подается  как можно больше  информации  "о  себе"  [6,c.82].  Это  достигается  поставкой сведений для СМИ по любому поводу, включая незначительные  и  малоинтересные события.

  Второй   этап   -   сегментирование    информационного    потока, манипулирование информацией.  На  данном  этапе  используются   инструменты манипулирования информацией.  Таких  как:

умолчание ("выгодная"  информация остается в материале, а "невыгодная" изымается); перестановка  (малозначимые факты выносятся  в  начало  материала,  действительно значимые  ставятся  в конец);

подгонка опросов  и  рейтингов; 

подбор  цитат  (предоставляются  не комментированные цитаты, в комплексе  работающие на  требуемый  результат);

эмоциональная    подпитка    (использование    эмоциональных    материалов);

расстановка информационных акцентов  (очеловечение  фигуранта,  аргументация его дееспособности, сопоставление  с  оппозицией,  призывы  участвовать  или бойкотировать выборы). 

На  третьем   этапе   осуществляется   приоритетная поставка   информации, информационное   партнерство.   Выбираются    особо влиятельные  или  в  наибольшей степени  работающие  с   нужными   целевыми аудиториями СМИ, с которыми заключается своего  рода  соглашение  об  обмене эксклюзивной  информации  на   бесплатную информационную   поддержку.   На последнем этапе происходит  оптимизация  формы  и стиля  подачи  материалов [6,c.86].

 

1.2. Формирование имиджа политика  в СМИ

Репутация политика отражена в слухах и историях про него, передаваемых устно и через СМИ. В них подчеркиваются его различные человеческие и деловые качества, способность быть лидером и его моральные установки. Такие качества, как честность и порядочность, надежность и справедливость особенно важны для репутации политика. Отсутствие этих черт пагубно влияет на имидж политика.

Деловые качества непосредственно влияют на его имидж. Ценятся также компетентность, ум, решительность, образованность. Знание своего дела выдвигается в числе важнейших требований к политику. Не каждый политик – прирожденный лидер. Однако он должен обладать такими качествами, как смелость в принятии решения, способность убедительно и ярко выступить перед аудиторией, уметь предвидеть ситуацию. От политика ожидают [c.88] заинтересованного отношения к проблемам людей, желания им помочь. Он должен обладать искренностью и доступностью.

Согласно традиции, принятой в психологии для описания ролевого поведения, ролям присваивают  “ярлыки”, чтобы идентифицировать их. “Ярлык” обозначает доминанту имиджа, определяющую и другие его составляющие (микророли). [c.89]

 Наибольшей популярностью пользуется роль Патриота и Державника (по сути, это одна роль, что можно заметить по синонимическому употреблению). Опознается по по словам-маркерам, воплощающим для державника категории добра и зла. Добро – это “возрождение России”, “служение родине, народу”, “великая достойная Россия”, “держава”, “любовь к Отечеству”, “национальная идея”. “Держава всегда ассоциируется с крепкой армией. Зло опознается по таким “сигнальным” употреблениям: “разрушающаяся держава”, “нынешний режим”, “экономический и геополитический крах” (России), “развал страны” и т.д.

Информация о работе Роль СМИ в избирательном процессе региона