Роль СМИ в избирательном процессе региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:40, доклад

Краткое описание

Анализ электорального поведения российских избирателей невозможен без учета особенностей российского политического пространства, факторов, влияющих на электоральное поведение, и их особенностей, обусловленных спецификой данного пространства. За последнее время в российском обществе укоренились такие атрибуты демократии как свобода слова, независимость СМИ, выборность органов власти. Одновременно с различными демократическими свободами появились такие явления как манипулирование общественным сознанием и психологическое воздействие на социальную среду.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫБОРЫ ВАРИАНТ.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Второй блок. В случае с полуавторизованными методиками фигуру заказчика оставляют в тени, хотя и здесь она просматривается. Инициатива якобы исходит от отдельного журналиста или редакции газеты, хотя нетрудно догадаться, что им просто заплатили. Сюда входят:

«Данные из авторитетных источников». Здесь используются сведения от «независимых» фигур — представителей спецслужб, налоговых органов и т. п. Могут использоваться как реальные факты вроде приводов в милицию в подростковом возрасте, так и туманные недоговорки или фразы, выхваченные из контекста интервью (что-то вроде «не могу с полной уверенностью утверждать, что г-н Иванов никогда не уходил от налогов» или «у нашей службы, возможно и были поводы заинтересоваться деятельностью г-на Петрова»).

«Разоблачительные видеоматериалы». Технология, о которой стоит упомянуть отдельно ввиду ее многократного успешного применения. Это и любительские порнофильмы с объектом в главной роли, и видеозаписи переговоров или праздников, и многое другое.

«Развенчание черных замыслов». Обнародование «случайно вскрывшихся» фактов, касающихся ближайших планов конкурента. Часто используются записи телефонных разговоров в период предвыборной кампании. В качестве раскрытого «черного замысла» может быть использовано что угодно, главное — внедрить в сознание обывателя оттенок «так вот чего он, гад, добивался».

«Разоблачения предыдущей деятельности». В отличие от авторизованных разоблачений совсем необязательно использовать фактический материал и соблюдать элементарную правдоподобность. По сути — откровенное очернение жертвы с обвинением ее во всех смертных грехах.

«Выявление буржуина». Крайне простой, но очень эффективный метод, ориентированный на одну из главных эмоций обывателя — зависть. Подразумевает обнародование (возможно, даже без комментариев) «истинных сведений» о доходах жертвы, ее имуществе, приобретениях. Реальные сведения могут преувеличиваться и перемешиваться с домыслами.

 

«Грязные комментарии». Метод сродни авторизованным «грязным нападкам», только здесь их источник не ограничивает себя никакими рамками корректности или здравого смысла. На жертву напускается какой-нибудь «едкий» журналист. «Грязный комментатор» преследует жертву на каждом шагу, злобно и с определенным «дубовым» остроумием высказываясь по любому поводу.

«Откровения отступника». Комбинация любых разоблачений, используемая с усилением эффекта за счет того, что их источником становится кто-то из близкого окружения жертвы (друзей, родственников, сотрудников).

«Клеймение личных пороков». Традиционный «джентльменский набор» — от оргий, детского онанизма и сексуальных извращений до заурядного алкоголизма и наркомании.

«Семейный архив». Тот же самый набор, что и в предыдущем случае, только применяется не в отношении самой жертвы, а в отношении членов ее семьи. 

Как уже упоминалось, эффективность «черного пиара» через СМИ становится все ниже. Вместе с тем есть все основания полагать, что он будет существовать еще достаточно долго, оставаясь одним из проявлений недобросовестной политической конкуренции.

Третий блок.  анонимные творения «инсинуаторов», среди которых наиболее популярны следующие:

«Листовки-разоблачения». Материалы без выходных данных, содержащие какое-либо «скандальное разоблачение» одной из сторон жизни жертвы. Не последнюю роль играет хлесткий заголовок, одна-две размытых фотографии. Наиболее распространены обвинения в связях с криминальным миром, финансовых махинациях, сокрытии доходов, «антинародных деяниях». Иногда подобие выходных данных и указывается в виде типа «инициативная группа», «оргкомитет» или «общественное движение в защиту чего-либо». Для усиления давления на психику жертвы может быть указан и завышенный тираж — допустим, 177 340 экземпляров; пусть посомневается и поволнуется, когда и где всплывут эти сто семьдесят семь тысяч.

«Анализы-рассуждения». Листовки небольшого формата и низкого качества, содержащие относительно безобидные призывы «задуматься», «переоценить» и «проявить гражданскую позицию». Обычно это «высоконравственные» размышления неизвестного «доброжелателя» с акцентом на вопросах морального облика, политической нечистоплотности и т. п. Чаще всего даже не совсем понятно, зачем было делать эти листовки анонимными.

«Ориентировки». Выпускаются в форме «внутреннего документа» одного из политических течений, преимущественно левой ориентации (поскольку те более склонны к выпуску подобных документов). Содержат как бы «выжимку» данных о жертве, снабженную несколькими яркими фактическими примерами и «идейными характеристиками».

«Оперативные данные». Весьма оригинальный и информативный материал на нескольких листах, создающий впечатление, что без всякой редакции «выдернут» из объемистого «личного дела», заведенного на объект спецслужбами. Не имеет логического вступления и окончания: начинается сразу чем-то вроде «...одним из лидеров организованной преступности в регионе является...», а обрывается вообще неожиданно. Снабжен множеством не совсем понятных цифр, номерами банковских счетов, реквизитами «подложных документов», названиями «подставных фирм», множеством фамилий. Может сопровождаться «приложениями», которые обычно содержат сведения о «реально располагаемом имуществе» или «настоящих доходах».

«Грязные инсинуации». Очень легкий для восприятия материал, составленный на основе минимума данных о жертве (допустим, официальной биографической справки). В каждом предложении реальные факты тесно переплетены с домыслами и инсинуациями, в итоге чего даже для самой жертвы затруднительно опровергнуть материал в целом.

«Подложные материалы». Материалы, выпускаемые от имени самой жертвы. Содержат бредовые тексты, фотографии, отпечатанные с крайне низким качеством (или, наоборот, кричаще дорого), безграмотные призывы, идиотские слоганы.

«Объявления и обращения». Материалы, вводящие обывателя в заблуждение относительно планируемых действий жертвы (допустим, сообщение о раздаче бесплатных продуктовых наборов, бесплатном концерте и т. п.). Могут содержать также «купон» на получение чего-нибудь. Указанные в данных материалах адреса чаще всего приводят обывателя куда-то, где ему совершенно не рады (допустим, на проходную завода, где его обругает злобная вахтерша).

 

                  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.  Мониторинг региональных печатных СМИ в период предвыборной агитации по выборам в Госдуму РФ

          С целью  оценки масштабов информационного воздействия на избирателей проводился мониторинг печатных изданий в период...........

          Объекты мониторинга: 1. «Волгоградская правда»- Ежедневная областная общественно-политическая газета, выходит с 1917 г.. Периодичность выхода: 5 раз в неделю .

Тираж: совокупный недельный — 48 000 – 50 000 экз., разовый — 6 500 - 15 000 экз.

Распространение: Волгоград и Волгоградская область. Подписка – 84% тиража, розница – 16%

Тематика издания: Политика, экономика, общественная жизнь региона, деятельность органов местного самоуправления. Информирование читателей о вопросах бюджетной политики, образования, здравоохранения, управления муниципальным имуществом, землепользования, градостроительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, предпринимательства. Аналитические и экспертные материалы, интервью первых лиц администрации Волгоградской области. Освещение культурных и спортивных событий регионального масштаба. Газета является официальным публикатором нормативно-правовых документов органов государственной власти Волгоградской области.

Читательская аудитория: Издание ориентировано на широкий круг читателей, аудитория газеты – экономически активное население в возрасте от 35 лет. Совокупная ежемесячная аудитория 100 — 120 тысяч человек, из них (по результатам анкетирования):

51% читательской аудитории - мужчины, 49% женщины.

26% аудитории — руководители, 39% - служащие, 43% аудитории — читатели с высшим образованием. Среди постоянных читателей – руководители властных структур, предприятий, организаций, учреждений, политических партий и общественных движений.

Большая часть тиража издания распространяется по подписке - читателям, планирующим жизненные, деловые и бизнес-процессы.

«Волгоградская правда» — обладатель знака отличия «Золотой фонд прессы — 2009,

2010, 2011».

2. Печатная продукция бесплатно распространяемая жителям города на территории Тракторозаводского района г. Волгограда, микрорайон Спартановка.

  В ходе мониторинга оценивалось количество и направленность публикаций в анализируемых источниках за период....................(результаты представить в виде таблиц по каждому объекту мониторинга, где указать: количество статей, объекты публикаций (партии), заказчик материала , направленность публикации («имиджевые», новостные, «черный пиар»)

 

2.2. Анализ предвыборных манипуляционных технологий в региональных

печатных СМИ

Говоря о манипуляции необходимо остановиться несколько подробнее на понятии «манипуляция». Само слово "манипуляция" имеет корнем латинское слово manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple -наполнять). Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка".

Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам.

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подмен фактов или смещение по семантическому полю понятия.

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Привести примеры использования манипуляционных технологий, используя классификации в литературном обзоре.

 

    1. Исследование информационной чувствительности группы избирателей в Тракторозаводскоим районе Волгограда

 

Известно  три модели информационной чувствительности избирателей:

1. Повышенная информационная чувствительность, при которой положительная информационная направленность влечет за собой повышение рейтинга и наоборот.

2. Пониженная информационная чувствительность, когда информационная направленность никак не сказывается на рейтингах.

3. Обратная информационная чувствительность (особенно характерна для протестного электората), которая характеризуется тем, что при положительной информационной направленности рейтинг определенных людей или партий снижается, при отрицательной – повышается.

Информационная чувствительность определялась методом опроса (вопросы в приложении …). В качестве опрашиваемых выступали родители 9 …. класса, число респондентов -  ...Выбор объекта социологического исследования обусловлен тем, что по нашему мнению, именно семья в большей мере влияет на формирование отношения к современной политике учащихся лицея №3.

Результаты опроса представить  диаграммами в Приложениях.....А в этом разделе дать анализ результатов опроса родителей и оценку информационной чувствительности

 

2.4. Исследование отношения к выборам учащихся лицея №3

 С целью выяснения отношения к политическим событиям и процессам в нашей стране моих одноклассников был проведен социологический опрос. Анкета представлена в приложении....Результаты соцопроса представить в виде диаграмм  в приложени..... В данном разделе дать анализ результатов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по работе.......

Подтверждение гипотезы исследования.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  

Анкета

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТОРАТА

 

Уважаемые респонденты!  Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы, при желании можно прокомментировать ответы.

 

1. Ваш возраст, пол, образование..................................................................................................

 

  1. Назовите самый распространенный, по Вашему мнению,  источник получения информации о программах политических деятелей и партий (ответ проранжируйте):

информация, полученная от друзей, знакомых, родственников …................................

публикации в прессе …........................................................................................................

телевидение........................................................................................................................

предвыборные листовки, плакаты …..............................................................................

радиосообщения …...........................................................................................................

Информация о работе Роль СМИ в избирательном процессе региона