Роль искусства в мировой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование.

Содержание

Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию и определению искусства стр. 12
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства и его роль в мировых политических процессах стр. 24
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве стр. 26
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3. Отражение реальности в искусстве стр. 50
Глава 3. Вопросы «мягкой силы» в современных международных отношениях стр. 55
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика как инструмент дипломатии стр. 64
3.5. Феномен поп-дипломатии стр. 68
3.6. Культурная политика Российской Федерации стр. 70
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства стр. 76
4.1.1. Утраченные во время войны шедевры изобразительного искусства стр. 79
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2. Практика международных выставок искусства стр. 85
4.2.1. Международная Московская биеннале стр. 85
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале стр. 86
4.3. Практика перекрестных годов стр. 87
4.4. Инструменты искусства для манипулирования экономическими отношениями стр. 92
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5. Политический фактор модных тенденций стр. 94
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ ИСКУССТВА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ АЮ.docx

— 264.52 Кб (Скачать файл)

Международная деятельность Великобритании в сферах культуры сегодня напрочь лишена политического подтекста и имеет утилитарный характер. За этой деятельностью в Форин Офисе следит абсолютно отвлеченный от культуры департамент торговли и промышленности. Основанием этому служит следующая схема внутренних приоритетов британских политиков: деятельность Великобритании в сфере науки и продвижение достижений науки в сферу промышленности и повседневной жизни входит в компетенцию департамента торговли. Тогда как международное сотрудничество в сфере науки и технологий признано Форин Офисом, наряду с развитием связей в области образования, приоритетным направлением культурной дипломатии. Фактически, британский МИД отстранился от международных культурных связей и передал ведение этих дел общественным организациям, формально не зависящим от него (Британский Совет). Что свидетельствует о низком уровне приоритета вопросов культуры для современной внешней политики Великобритании.

Основными формами международного культурного обмена в отношениях с ведущими мировыми державами являются научно-техническое сотрудничество, в регулировании которых Форин Офис принимает непосредственное участие. Важность этого направления международного взаимодействия подчеркивают и ведущие представители британской внешнеполитической элиты. 13 мая 2004 года в университете Говарда в Вашингтоне выступил с речью Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро. Целью выступления, на котором присутствовал госсекретарь США Колин Пауэлл, была «демонстрация американской аудитории намерения Великобритании быть в центре научного прогресса115». Но самое сильное заявление прозвучало в июле 2004 года: «Если мы нацелены на вызовы будущего, науку жизненно важно сделать центральным аспектом дипломатии»116.

Центральным программным документом Форин Офиса является «Стратегия науки и технологии»: «Наука и техника формирует наш мир, направляя его к экономическому процветанию, обеспечивая социальное развитие и предлагая некоторые инструменты и способы решения глобальных проблем, подстерегающих нас в будущем»117. Документ представляет интерпретацию британского МИД роли науки и технологий, которая заключается в двух аспектах:

- Использование науки и технологии  на международном уровне для  создания более благоприятного  образа Великобритании как места  для научной работы и технологических  разработок;

- Использование науки и технологии  в обеспечении стратегических  приоритетов Форин Офиса118.

Все прочие направления международного обмена в сфере искусства и  культуры регулирует Департамент Правительства Соединенного Королевства по культуре, средствам массовой информации и спорту. В задачи его международного отдела входят связи с аналогичными структурами других государств и международными организациями. Однако зарубежное направление деятельности данного департамента имеет скорее формально-административный, чем политический характер119.

3.5.  Феномен поп-дипломатии

Иностранным послам в Византии проводили экскурсию по дворцу императора, показывая диковинки и предметы роскоши — так представителям иных элит демонстрировались богатство и качество жизни цезарей.

Многие инциденты, происходившие  в сфере массовой культуры, оказывали  затем существенное влияние на мировую  политику. В первую очередь, вызывает возмущение голливудское трактование исторического процесса. В последнее время наиболее известны по крайней мере два случая: недовольна Великобритания, поводом стали несколько фильмов актера и режиссера Мэла Гибсона, в изображении которого Британская Империя выглядит крайне негативно. Также Иран активно протестовал против образа древних персов в фильме «300 спартанцев».

Олимпийские игры также несколько  раз оказывались в центре раздора. Был объявлен международный бойкот летней Олимпиаде в Берлине 1936 года, она должна была состояться под патронажем Адольфа Гитлера, однако антифашисты смогли уговорить спортсменов не отправляться в Германию. В 1976 году 22 африканских государства под руководством Танзании потребовали от Международного Олимпийского Комитета введения санкций в адрес новозеландской команды, в результате чего страна не была допущена к играм в Монреале. Олимпийские игры 1980 года, проходившие в Москве, не увидели выступлений спортсменов из США и еще 59 стран, протестовавших против введения войск в Афганистан. Администрация США предполагала, что СССР, который придавал Олимпийским играм огромное значение, серьезно пострадает от этих действий. Ответным жестом 1984 года стал отказ от участия СССР и еще 13 государств в летних Олимпийских играх в американском Лос-Анджелесе.

В историю также вошла уникальная «футбольная война». В 1969 году между двумя Центральноамериканскими странами Гондурасом и Сальвадором вспыхнул конфликт. К этому времени Гондурас испытывал серьезные экономические трудности, но власти предпочитали винить во всех проблемах многочисленных сальвадорских иммигрантов. В январе Гондурас отказался пролонгировать договор с Сальвадором, который регулировал потоки мигрантов. Кризис достиг пика в июне — тогда Гондурас и Сальвадор в серии стыковочных матчей должны были определить, кому принадлежит право выхода в финальную стадию чемпионата мира. Во время второго матча в Гондурасе начались массовые беспорядки, их жертвами стали сальвадорцы. Несколько десятков (по другим данным сотен) иммигрантов из Сальвадора были убиты, от десятки тысяч бежали из Гондураса. Через две недели началась и война — армия Сальвадора вторглась на территорию Гондураса. В ходе этой войны погибло еще около 2 тысяч человек.

 

3.6. Культурная политика Российской Федерации

Хочется отметить, что в последние  годы в России, как и в мировом сообществе, наметилась тенденция к осознанию важности культуры: она может и должна быть важным фактором эволюции человеческого потенциала. Ни у кого уже не вызывает сомнения, что собственно само развитие невозможно без учета, привнесения в него культурного фактора.

Многие эксперты в современном  мире, заводя разговор о России и ее культуре, акцентируют внимание на том, что пришло время пожинать «плоды». В первую очередь это касается культурной, духовной сферы. Забвение или потеря собственных национальных духовных традиций, системы ценности, культуры, является верным признаком ассимиляции и корреляции с другой, чуждой культурой. Данный процесс вызовет необратимую реакцию – изменение, а в конце – смену национальной идентичности населения России. Принимая во внимание тот факт, что приоритетной задачей, стоящей перед правительством Российской Федерации, на сегодняшний день является создание Государства, необходимо осознавать, что реализация данного проекта возможна лишь на основании достойного человеческого потенциала, ядром которого мы считаем культуру или традиции. Можно вполне определенно утверждать, что в настоящий момент Россия переживает переходный период. Следующим уровнем станет появление у населения РФ стабильно высокого уровня индивидуального и национального самосознания, будут выстроены духовные приоритеты, эти факторы помогут стране занять достойное место на мировой политической арене. Духовное развитие крайне важно для социума, особенно в кризисные периоды. Национальный дух управляет помыслами людей, именно поэтому принадлежность гегемонии культуры и духа  - критически необходима.

Рассуждая о единстве и сути нации, русский философ Л.П.Карсавин писал: «идея культуры определяет ее государственность»120. Из этих слов сам по себе напрашивается вывод о роли культуры. Она представляет собой величину, основу стратегии социального развития, эволюции мира, но в то же время культура конкретизирует ограничения и барьеры на пути, выставляет горизонты. Подводя промежуточный итог, необходимо сделать акцент на вопросах, касающихся идентичности национальной культуры, единства, морального облика, наконец, без решения которых выстраивание дальнейшей стратегии представляется абсолютным абсурдом.

Цель эволюционной работы – человек. Снижение уровня развития человеческого  потенциала – верный признак того, что экономическая политика страны сбилась с курса. Жизнедеятельность  социума поддерживается экономикой, однако цель этой жизнедеятельности – развитие, но не экономики, а личности, социального индивида. Личность, ориентация на ее творческие перспективы, основывают общество третьего тысячелетия. Современное общество уже почерпнуло некую долю инновационных задач:

  • максимальное использование человеческого потенциала, его творческих и информационных возможностей;
  • важность материальных ценностей сходит на нет, отдавая место приоритету информационного и духовного потребления.

Основываясь на изложенном выше, культурный потенциал России, его влияние  в деле развития человеческих возможностей страны, основного двигателя прогресса, представляется делом первостепенной важности.

Культурный потенциал России многогранен - это и памятники истории и культуры, и музеи, и библиотеки, и театры, а также высокая культура и ее носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д. невозможно исключить из цепи один или несколько аспектов, как части единого большого механизма они задействованы и выполняют определенную, запрограммированную функцию. Базис культурного потенциала заложен в его содержании, духовном компоненте. Духовная культура - очень влиятельная сила современности. Ей крайне важно дорожить, оберегать и сохранять для потомков.

Особая миссия возложена на учреждения культуры: в их стенах идет значительная работа по созиданию духа отечественной культуры, формированию и укреплению ее ядра. Учреждения культуры - это и хранители, и преемники исторической и культурной памяти народа, и посредники в ее передаче последующим поколениям. Но главная их функция все же не сохранение прошлого, а активное участие в формировании будущего страны, ее созидательного и творческого человеческого потенциала, установлении горизонтов развития.

Развитие человеческого потенциала России взаимозависимо со знаниями и уровнем культуры каждого, отдельно взятого, человека. В связи с этим возрастает важность таких деталей, как литература, которую читают граждане, их информированность, уровень получаемых знаний, есть ли у них в открытом доступе творения зарубежной литературы. Важен не сам факт существования музея, как памятника истории и искусства, также требуется анализ их востребованности и состояния. Эти детали формируют внутренний мир человека, создают сознательного гражданина. Тогда как информационный голод - тормоз цивилизационного развития России, вхождения ее в постиндустриальное общество третьего тысячелетия.

Самобытность российской культуры, духовный потенциал -  вот качественные отличия от других народов. Утрачивая  внутренние качества, русский народ лишается стрежня, который, подобно детской пирамидке, собирает в единую картину социальное волокно российского человека.

Решение многих проблем функционирования учреждений культуры требует необходимой  правовой базы. И в данном контексте  особой оценки заслуживает деятельность Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Анализируя ситуацию в сфере культуры и искусства в Российской Федерации, состояние ее культурного и духовного потенциала, Комитет своевременно организовывал (в течение всего периода деятельности Совета Федерации с 1994 по 2000 года) рассмотрение проблемных вопросов на парламентских слушаниях.

Несмотря на то, что искусство и культурная политика, ввиду затянувшегося периода глобальных перемен, были забыты правительством РФ, с приходом 2010-х годов страна имеет все основания войти в мировое сообщество равноценным партнером, располагающим по-прежнему богатейшим культурным и духовным наследием. Необходимо согласовать и выстроить государственную политику в культурной сфере, выделив следующие приоритетные направления:

  • формирование культурной политики, основанной на осмыслении, ценностях и традициях;
  • сохранение культурных традиций и многообразия народов России;
  • создание условий для появления и развития творческого потенциала общества;
  • формирование системы позитивных и стимулирующих ценностей, которые смогли бы реабилитировать понимание необходимости сохранения и развития культуры и искусства в российском обществе;
  • подготовка социума к реализации тактических и стратегических целей в реформировании экономики и политики страны;
  • обеспечение равенства возможностей и всеобщей доступности культуры;
  • соединение программы по модернизации экономики страны с консервативными идеями о непоколебимой ценности национальной культуры;
  • разработка системы индексации, позволяющих упростить анализ текущего положения дел в культурной сфере России, а также определять местоположение страны в международном сообществе.

 

Суммируя факты, перечисленные  выше, можно сказать, что в последние десятилетия культура и формирующаяся с ее помощью «мягкая» сила стали одними из постоянных тем в переговорах на высшем уровне. Также зачастую речь заходит о международном сотрудничестве по борьбе с контрабандой произведений искусства, пиратством и хищением интеллектуальной собственности.

Идеологическая деятельность государства, которая зачастую мотивируется именно «мягкой силой», на мировой арене - не только предпосылка его внешнеполитической деятельности, но и ее органическая часть. Также и стройная конструкция идеологии – одновременно представляет собой и предпосылку, и элемент внешнеполитической стратегии.

Однако, на примере США, внешняя  политика которых во многом опирается  на Soft Power, мы также можем убедиться, что глобализация не означает экспансию американской культуры. Это убедительно доказывают авторы книги «Вызов и скрытые обещания глобализации», Джон Майклевэйт и Андриан Вулбридж. В своей книге исследователи подчеркивают, что снятые в Голливуде фильмы показывают в кинотеатрах всего мира, а песни многих американских музыкантов слышали даже на Тибете, но при этом телеразвлекательная индустрия США импортирует многие идеи передач из Европы, крупнейшими издательствами владеют иностранцы. Да и в Европе, в большинстве своем, население предпочитает «отечественного производителя».

Информация о работе Роль искусства в мировой политике