Российское чиновничество в прошлом и настоящем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Проявление и специфику базовых схем организации российского общества можно заметить, проанализировав определенные социальные слои, которые являются их участниками и носителями. Исторически в России это, прежде всего, три таких слоя: чиновничество, церковь и крестьяне. Многолетние труды русских историков утверждают, что немалое влияние на вопросы внутренней политики оказывали чиновники, но при этом чиновничество на сегодняшний день остается малоизученным. Из этого и вытекает научная обоснованность актуальности настоящей работы.

Содержание

Введение 3
1. Основные аспекты проявления чиновничества 4
2. Российское чиновничество в прошлом 8
3. Российское чиновничество в условиях современности 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная - политология.docx

— 35.82 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

Российское  чиновничество  в прошлом и настоящем

 

Оглавление

Введение 3

1. Основные  аспекты проявления чиновничества 4

2. Российское  чиновничество в прошлом 8

3. Российское  чиновничество в условиях современности 11

Заключение 14

Список используемой литературы 15

 

 

Введение

 

Проявление и специфику базовых  схем организации российского общества можно заметить, проанализировав  определенные социальные слои, которые  являются их участниками и носителями. Исторически в России это, прежде всего, три таких слоя: чиновничество, церковь и крестьяне.  Многолетние труды русских историков утверждают, что немалое влияние на вопросы внутренней политики оказывали чиновники, но при этом чиновничество на сегодняшний день остается малоизученным. Из этого и вытекает научная обоснованность актуальности настоящей работы.

Чиновничество - высшее и среднее  звено государственного аппарата представляется чиновничеством, т.е. лицами, состоящими на государственной службе и имеющими классный чин.

В понятие “чиновничество” включается собственно чиновничество, т.е. лица, имеющие  классный чин и состоящие на службе в государственных учреждениях, а также канцелярские служители, занимающие аналогичное положение  в правительственном аппарате и  впоследствии получавшие классный чин.

К этому понятию в широком  понимании слова можно отнести  и некоторые категории лиц, не состоявших на государственной службе. К ним относятся лица, служившие  по выборам в органах крестьянского  общественного управления, выполнявшего прямые полицейские функции, а также  члены земств и городских органов  общественного управления, коль скоро  и они, хотя бы частично, выполняли  те или иные государственные задания.

В настоящей работе мы рассмотрим сначала основные аспекты чиновничества, далее рассмотрим российское чиновничество  в разрезе прошлого и настоящего времен.

 

 

1. Основные аспекты проявления чиновничества 

 

Интересно даже само отношение  российского общества к чиновникам, которые на протяжении чуть ли не всей истории регулярно обвиняются в  воровстве, паразитировании на различных  видах предпринимательства и  искусственном затягивании дел. Тем не менее, несмотря на это и  на многочисленные попытки общества и власти этому препятствовать, положение  дел не меняется. Возможная причина  этого состоит в том, что многие недостаточно хорошо понимают специфику  российского чиновничества, часто  путая его с бюрократией европейского образца или еще с чем-то. В  данной статье мы обсудим, почему чиновничество  устроено именно так, несмотря на обвинения  в воровстве и затягивании  дел [2].

Основная причина специфичного устройства нашего чиновничества состоит  в особом типе общества, который  мы имеем в России. Россия не воспроизводится  самостоятельно. Ей необходимы специальные  усилия по поддержанию своей целостности  и распространению единого мировогопорядка  на ее территории, столь огромной и разнородной. И в этом состоит специфичная роль чиновничества, которая фактически не закреплена формально (в законах, процедурах), но которая регулярно проявляется и воспроизводится в этой среде, зачастую даже вопреки формальным предписаниям. Рассмотрим, с чем же в действительности мы имеем дело, и что следует понимать под чиновничеством. Чиновничество – не бюрократия.

Следует сразу отделить категорию  «чиновничество» от сходных с  ней: бюрократии или государственных  служащих. Если под бюрократами мы для начала можем понимать профессионалов, обслуживающих государственный  аппарат, то российское чиновничество  устроено более сложно и играет важную роль в удержании единого порядка  жизни. Вместе с этим, наше чиновничество  является частым героем анекдотов и  сатирических произведений. В этом тоже отражается специфика государственного служения в России и особенность роли чиновников в удержании порядка жизни, которую нельзя сводить к обычному функционированию в рамках формальных процедур государственного аппарата. В обществе присутствует недовольство чиновничеством, которое обвиняется в превышении полномочий, специальном затягивании хода дел, воровстве и пр. Но при этом на протяжении всей истории российского государства положение дел практически не меняется, и с этим никто ничего не может поделать. Это и составляет проблему чиновничества, поэтому важно проанализировать, как устроено наше чиновничество и с чем мы имеем дело [4].

Причина особого положения  чиновничества в России и соответствующего отношения к нему зависит от того, какое понимание мы будем вкладывать в термин «чиновник».  Для понимания феномена чиновничества важно поместить корень «чин» в правильный ряд понятий, от которых его нужно отличить. Двумя таковыми понятиями являются «должность», с одной стороны, и «орден», с другой. Очень часто, говоря о чиновниках, современные авторы понимают под ними людей, занимавших должности на государственной службе. Это было так, но это было не самое важное. Первоначально чином жаловали или награждали – «жаловать в чин».

Так, в прусском чинопроизводстве, из которого Петром I были взяты многие элементы для знаменитой «Табели  о рангах», чины советника и тайного  советника были наградными. При этом в каждом ведомстве существовала иерархия должностей. И отличившийся человек получал чин. В российской «табели о рангах» высшие чины – тайный советник, действительный тайный советник, статский советник, действительный статский советник – были практически  до конца существования «Табели…»  наградными, и выслугой лет их получить было невозможно. (В отечественной  послереволюционной и современной  литературе о чиновничестве этому  моменту награждения практически  не придается значения.

Исходя из вышесказанного, чин сближается с орденом. Напомним, чин – это порядок, в переводе с греческого. А орден имеет  ту же корневую основу, только происходит от латыни (ordo – ряд, разряд, английское order – порядок). Первоначально то, что мы сегодня называем орденами, которые вешаются на одежду, было знаками  отличия орденов. Но, если за орденом  остался внешний знак, то в чине в ходе российской истории смешались  «должность» и собственно «чин».

Мир глазами чиновника – это  строго иерархизированная структура, живущая по принципам «Всяк сверчок  знай свой шесток» и «Ты начальник  – я дурак, я начальник –  ты дурак». Чиновник – отнюдь не эгоцентрист. Он понимает, что мир достаточно сложен, и для того, чтобы из нижней его точки переместиться в  верхнюю, нужно много усилий и  много терпения. Он готов запастись  этим терпением и приложить эти  усилия. Но за каждую достигнутую ступень  иерархической лестницы чиновник требует  награды, заключающейся в доступе  к благам и привилегиям, закрепленным за данной ступенью. В отличие от люмпена, чиновнику свойственно  чувство социальной ответственности. В предлагаемой им картине мира степень  этой ответственности возрастает по мере приближения к самой высшей точке. Однако на практике это не совсем так, а очень часто – совсем не так. Нередко по мере приближения  чиновника к высшей точке увеличивается  только объем его полномочий и  полагающихся благ и привилегий, тогда  как ответственность умело распределяется среди подчиненных. Подобный нюанс, естественно, не афишируется. Зато чем  действительно сильно чиновничество, так это высоким уровнем корпоративной, клановой спайки. Разумеется, элемент  конкуренции в отношениях между  чиновниками также весьма силен, но он существенно ограничен кодексом обязательств перед «своими». Нарушение  этого кодекса чревато быстрым  сходом с карьерной дистанции. Во внутренней этике чиновничества, как  и у люмпенов и люмпеноидов, в  значительной мере присутствует «готтентотская мораль», однако она введена в  насколько возможно пристойные рамки. Все-таки целью бюрократа является продвижение к вершинам иерархической вертикали, наиболее зримо воплощенной в государственном аппарате, а излишне резкие движения в борьбе против «чужих» способны расшатать, а то и вообще разрушить эту вертикаль, лишив тем самым жизненного смысла все существование чиновничества как класса.

В принципе, чиновник – вовсе не раб идей. Даже в современном обществе в обыкновении представителей бюрократии всячески подчеркивать свою аполитичность, свой т.н. «прагматизм». Когда же необходимость  публичной политической деятельности заставляет их формулировать свои идейные  предпочтения, они проявляют изрядную гибкость, подстраиваясь под запросы  избирателя. Тем не менее, все предлагаемые ими построения всегда насквозь пропитаны  патерналистским духом, пронизаны  видением мира как жесткой вертикали, полны апологии государства как  высшего достижения человеческого  духа. Чиновник – всегда государственник  и практически всегда консерватор. Подобно люмпенам и люмпеноидам, он склонен весьма высоко оценивать  значение насилия как метода политической практики. Другое дело, что в его  понимании любое насилие обязательно  должно быть освящено и санкционировано  государством, т.е. это должно быть легитимизированное насилие, направленное на поддержание  и укрепление существующей системы [7].

 

2. Российское чиновничество в прошлом

 

Реорганизация государственного аппарата начала XIX в. потребовала общего значительного  увеличения числа чиновников и повышение  уровня их квалификации. Судя по материалам Герольдии, на 1807г. (время перехода от коллегии к министерствам) общее  количество статских и военных чинов  на гражданской службе составило  примерно 25-30 тыс., в том числе  чинов первых семи классов – 3.2, а  первых пяти классов – 1.1 тыс. Для  сравнения – в 1784 г., чинов первых пяти классов было всего 435, следовательно, за полтора следующих десятилетия  их число возросло в 2 ½ раза.

Естественно, что должности во вновь  образованных министерствах замещались, прежде всего, чиновники бывших коллегий. Указом Александра I от 1 августа 1801 г. «О правилах производства в чины и определения  к должностям» предписывалось, «чтоб  все места наполняемы были чиновниками  самых тех классов, в коих местах сии по штатам положены », с отклонением  в необходимых случаях не более  чем в один класс от ранга должности. Однако эта норма на практике оказалась  невыполнимой, поскольку чиновников требовалось гораздо больше, чем  их в действительности существовало [4].

По данным Министерства финансов, в начале 1830-х гг. на государственной  службе в России находилось уже около 105 тысяч гражданских чиновников (возможно, с учетом и канцелярских служителей). Помимо того, к чинам  гражданской службы фактически принадлежали те, кто служил «зауряд» — по выборам  дворянских, городских и сельских обществ и получал содержание за счет соответствующих сословных  организаций. В результате количество гражданских чиновников более чем  вдвое превышало число военных  и морских офицеров.

Как известно, в нашем массовом сознании прочно укоренен стереотип - все благие и вообще крупные начинания в российской истории связывать с именем и царствованием Петра I. В полном соответствии с этой традицией и начало государственной службы в России тоже часто отсчитывают от Петра, а именно от 24 января 1722 года, когда он ввел в действие подготавливавшуюся несколько лет знаменитую "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины". Табель установила три иерархических, как бы параллельных лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб, по 14 ступеней в каждой. Постепенно сложилась система чинопочитания, когда чувство личного достоинства уступило место достоинству положения в иерархии чинов и должностей. С екатерининских времен (вторая половина XVIII в.) в общественное сознание вошло правило «чин чина почитай». Одним из проявлений чинопочитания было титулование. В XIX в. такими общими титулами стали для I и II классов «Ваше высокопревосходительство», для III и IV классов — «Ваше превосходительство», для V класса — «Ваше высокородие», для VI— VIII классов — «Ваше высокоблагородие», для IХ—XIV классов — «Ваше благородие». Указанные титулы сложились постепенно на практике и законодательно были закреплены лишь в 1883 г.

Важным условием принятия на службу являлся возраст. Законодательство устанавливало для поступления  на службу минимальный возраст в  шестнадцать лет, а причисленным к гражданской службе даже четырнадцать лет. Однако начало действительной службы считалось с момента достижения шестнадцатилетия. Существовали возрастные ограничения для занятия некоторых  должностей [5].

Многие из чиновников, в основном чины с VIII и выше, владели какой-либо собственностью.

Чиновник имел право на содержание и вознаграждение, на защиту своей  безопасности и достоинства, на разные почетные преимущества.

Уже при определении к службе чиновник мог получить так называемые «прогонные деньги» на проезд и «подъемные»  на обзаведение по месту службы. Содержание служащего состояло из жалования, столовых денег, средств на покупку  или аренду квартиры. Ему могла  быть предоставлена казенная квартира. Назначение содержания и его размер определялись чином, должностью или особыми распоряжениями начальства. В основном содержание полагалось по должности вне зависимости от лица, его занимающего. Более того, размер содержания определялся штатом, установленным для каждого ведомства и учреждения. Все остальные основания являлись исключениями из этого общего правила [6].

Во второй четверти века, по данным министра финансов Е. Ф. Канкрина. «содержание  чиновников, как губернских, так  и столичных... получало неоднократно значительное улучшение и в настоящее  время... нельзя бы жаловаться на скудость содержания», по крайней мере «в местах министерского управления». Проблему Канкрин усматривал в стремлении государственных служащих низших рангов равняться в образе жизни на своих  более обеспеченных коллег старших  рангов. Как он считал, в России, «к крайнему сожалению и большому вреду  для государства и народа», еще  не установилось, как на Западе, необходимой  «постепенности определительности  в образе жизни между разными  классами служащих и неслужащих», умения достойно вести скромный образ жизни .

Попытки ликвидировать Табель о  рангах в XIX в. предпринимались неоднократно, но она благополучно дожила до Октябрьской  революции 1917 года.

 

3. Российское чиновничество  в условиях современности

 

В России исторически сложилось  так, что закон был менее важен, чем «линия партии», монарха и  так далее. Это можно проиллюстрировать  тем, что законы фактически подстраивались под существующий порядок жизни  и под текущую политическую линию  или проект России. Сегодня эта  ситуация сохраняется. Если задать вопрос, кто в России самый главный  законодатель, то окажется, что это  Президент. Поскольку если посчитать  количество утвержденных законопроектов, то президентские окажутся на первом месте. Чем занимается основная политическая партия? Развивает идеи, заложенные в посланиях Президента, угадывает  и развивает проводимую им «линию». Причем нарушение «линии» карается гораздо строже, нежели нарушение  закона. В отсутствие «линии» в  стране начинается беда, которая может  доходить до состояния смуты, процессов  сепаратизма в регионах, или революции.

Информация о работе Российское чиновничество в прошлом и настоящем