Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 10:17, контрольная работа
Проявление и специфику базовых схем организации российского общества можно заметить, проанализировав определенные социальные слои, которые являются их участниками и носителями. Исторически в России это, прежде всего, три таких слоя: чиновничество, церковь и крестьяне. Многолетние труды русских историков утверждают, что немалое влияние на вопросы внутренней политики оказывали чиновники, но при этом чиновничество на сегодняшний день остается малоизученным. Из этого и вытекает научная обоснованность актуальности настоящей работы.
Введение 3
1. Основные аспекты проявления чиновничества 4
2. Российское чиновничество в прошлом 8
3. Российское чиновничество в условиях современности 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Еще раз отметим, что специфика России состоит в том, что в естественном состоянии она не воспроизводится. Отсюда термин и позиция того, кого называли «собиратель земель русских». Это означает, что России требуется специальное усилие по «собиранию», поддержанию ее целостности. Одними юридическими механизмами это сделать невозможно, власти требуется определенный слой и масса, на которую она может опираться. В России этой силой является именно чиновничество, которое способно чувствовать «линию» власти и участвовать в ее реализации [2].
Современная российская государственная служба получила неоднозначное, т.е. не во всем плохое, наследие, заслуживающее серьезной аналитической "инвентаризации". Впрочем, ее нынешнее состояние, а также противоречивые тенденции ее развития - тема специального разговора [1]. Думается, необходима ее очень серьезная модернизация, главным вектором которой должно быть приведение ее в соответствие с требованиями рыночного и демократического общества. Пока этого, увы, не происходит.
В частности, полагаю, что
нам не обойтись как без пересмотра
вековечной российской традиции доминирования
государства над обществом, так
и без отказа от традиции фетишизации
чинов. Вместо этого нам нужно
создать подлинно ГРАЖДАНСКУЮ (civil)
службу, ответственную не перед партией,
не перед "Хозяином", пусть даже
демократически избранным, а перед
оплачивающим ее деятельность обществом.
Последние годы, к сожалению, превалировала
другая тенденция - возрождение духа
и атрибутов традиционной российской
"государевой службы". В частности,
управление госслужбой находится сейчас
в компетенции администрации
Президента, где для этой цели образована
специальная структура. И Президент,
подобно царю, своими личными указами
присваивает гражданским
Современная российская элита, представленная в чиновничьем аппарате, принципиально отказывается признавать даже не свою ответственность перед обществом, а просто факт возможности наличия такой ответственности. Отметим, что элиты всегда и везде достаточно наплевательски относились к соблюдению тех норм законодательства, которые они пишут для народа. При этом, разумеется, сами эти нормы достаточно сильно варьируются с точки зрения тех, к кому их можно применять: мелкие преступления, вроде нарушений правил дорожного движения, прощаются практически всем членам элиты, серьезные - только наиболее высшим ее представителям, но сама суть, что априори эти нормы для элита не действуют, остается.
При этом, разумеется, в нормальных обществах, ответственность элиты перед обществом существует и выражается она, в частности, в том, что представители элиты не должны активно "раскачивать лодку" и создавать проблемы для существования всего социума вместе. В нашей же стране, в результате "номенклатурной революции" 91 года, ситуация принципиально иная: российская элита от ответственности отказывается принципиально [3].
Таким образом, сравнивать современную
российскую реальность с ситуацией
середины прошлого века совершенно неправильно
- поскольку принципиально
Государственный аппарат на протяжении XIX века чрезвычайно вырос. Число чиновников с учетом роста населения увеличилось почти в 7 раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что государственные расходы на содержание различных чиновников сильно выросли, но не только из-за увеличения численности, но и из-за увеличения выплат чиновникам и постоянной смены форменной одежды. Но надо заметить, что даже в наиболее реакционное время (конец 40-х - начало 50-х годов) многие студенты не принадлежали к дворянскому сословию. Служить отечеству стало модно. Говоря точнее, стало модно числиться на службе, входить в число тех, кто считался представителем власти, имел чин и носил мундир.
Нашей страной, это если уже, так сказать, говорить глобально и оценивать глобально сказанное, 500 лет правит бюрократическая стезя. Были разные периоды, когда общественное мнение и вообще общество было более задействовано в политическом процессе, достаточно вспомнить период земских соборов или начало, бурлящее начало ХХ века, или 80-е, допустим, годы прошедшего ХХ столетия. Но совершенно очевидно, что люди служилые, служилое сословие, как их называли, хотя это не точно, не было такого сословия одного, они играли колоссальную всегда роль в нашей жизни и в организации власти.
http://ecsocman.hse.ru/data/
Информация о работе Российское чиновничество в прошлом и настоящем