Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании основ теории имиджа и его роли в становлении государственной гражданской службы.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
1. изучить общие теоретические основы исследования имиджа государственной гражданской службы;
2. выявить практические проблемы, препятствующие формированию положительного имиджа государственной гражданской службы;
3. найти пути решения практических проблем на примере администрации города Тамбова;
4. проанализировать работу региональных СМИ.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования имиджа государственной гражданской службы……………………………………………………………….6
1.1. Понятие государственной службы………………....………….……..6
1.2. Имидж государственной гражданской службы……………………12
Глава 2. Анализ региональных СМИ: практический опыт и рекомендации…...17
2.1. СМИ как основополагающий фактор формирования имиджа государственных служащих…………………………………………...…………17
2.2.Положительный имидж государственной гражданской службы: на примере Администрации города Тамбова ……………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………….......26
Библиографический список……………………...……………………………….28
Рассмотрим специфику формирования имиджа политика. Учитывая то факт, что граждане имеют ограниченный доступ к общению с политиками и высшими чинами, в основе формирования имиджа последних лежит СМИ, как основной способ связи обычных людей с представителями власти. Таким образом, обычный человек будет воспринимать деятельность политика так, как это будет преподнесено различными представителями СМИ. В свою очередь, политик имеет возможность влиять на то, какие публикации о нем будут появляться в газетах, журналах, по телевидению и т.д.
Стоит заметить, что в основе политического имиджа лежит определенный психологический тип. Выходит, что всем политикам, которые хотят иметь позитивный имидж, независимо от их индивидуальных характеристик, необходимо придерживаться данного психологического типа в своих РR-кампаниях. СМИ здесь играют ключевую роль. Особенно это касается избирательных кампаний - чем выгоднее будет раскрыт в СМИ образ политика, тем охотнее он завоюет симпатии определенной группы населения. Главное условие при формировании такого образа - соответствие его ожиданиям тех групп населения, на которые хочет повлиять политик21.
По оценке Е. В. Змановской, смыслообразующими характеристиками индивидуального имиджа выступают:
1) внешний облик (или портретные характеристики) человека;
2) социально-ролевые
3) имиджевая символика;
4) индивидуально-личностные
Стоит отметить, что неизменным компонентом имиджа являются индивидуальные характеристики личности. В их основе лежат идейные убеждения и взгляды, культурные особенности, поэтому для того, чтобы иметь позитивный имидж, политик должен демонстрировать конкретный общепринятый набор черт и качеств. Ранее было отмечено, что отличие между имиджем политика и чиновника в том, что образ политика более индивидуализирован, что определяется характером его поведения в социуме, специфики его работы в системе государственной власти. Однако роль стереотипа в создании имиджа чиновника не менее велика. Зачастую в средствах массовой информации можно встретить негативную информацию о работе гражданских служащих, так как это выгодно представителям СМИ, однако в реальности большинство чиновников показывают высокий уровень качества своей деятельности. Согласно экспертным оценкам, критика государственной службы в большинстве случаев не всегда объективна или в основном необъективна.
Сегодня создание коллективного позитивного образа чиновничества как особой социально-профессиональной группы общества - задача в том числе и специализированных подразделений государственных органов по связям с общественностью. Следует подчеркнуть, что в основе этого специально создаваемого имиджа должен лежать опыт, складывающийся в результате практической деятельности гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности.
2.2.Положительный
имидж государственной
Проблема формирования позитивного имиджа государственного служащего — одна из наиболее актуальных в контексте реформирования государственной системы власти, а также взаимодействия органов власти с гражданским обществом. Без эффективной государственной службы невозможны укрепление государственной власти и защита общенациональных интересов, динамическое развитие страны. Несмотря на существующее разнообразие работ, в которых исследуются имидж руководителя/лидера средствами массовой информации, за пределами внимания остаются исследования имиджа служащих властных структур нижнего уровня, т.е. служащие городской администрации. С целью устранения данного пробела было проведено исследование имиджа муниципального служащего на примере Администрации города Тамбова.
Наша задача: оценить представления о государственных служащих в современном обществе, сопоставить их имидж, сложившийся в массовом сознании, с реальными личностными особенностями, оценить пути формирования позитивного имиджа государственных служащих. Деятельность государственной служащих в Администрации города Тамбова связана с сопряжением общественных, групповых и индивидуальных интересов. Предметом службы являются общественные отношения. Государственные служащие олицетворяют государство, выступая представителями и носителями реальной власти, помогающими или препятствующими реализации потребностей и интересов людей22.
Люди, как правило, составляют мнение не о самом служащем, а о его образе, предлагаемом СМИ. Соответственно, оценки данного чиновника (служащего) - это стереотипные реакции не на него, а на тот экранный образ, который соответствует ожиданиям и ценностным приоритетам реципиентов.
Такие оценки могут быть пристрастными, а то и просто ошибочными. Тем не менее, именно на них строится восприятие служащего и поведение избирателей. Максимально необходимыми личностными качествами, которыми должен обладать государственный служащий, по представлениям населения, является: умение общаться с людьми и порядочность. Надежность, приветливость, неравнодушие и отзывчивость, справедливость и умение слушать оказались средними по значимости.
Образ служащих формируется как стереотип. Образ должен соответствовать ожиданиям населения. Немаловажную роль в формировании имиджа играет качество публикуемой информации, будь она положительной, отрицательной либо нейтральной. Публикуемая информация о деятельности местных органов власти в СМИ носит положительный характер, но иногда присутствует и информация нейтрального характера23. Стоит отметить, что кроме информации положительного и нейтрального характера, довольно таки редко публикуются статьи о деятельности местных органах власти критического характера. Местные СМИ тем самым конструируют в глазах общественности положительный образ об органах власти. Если местные органы не будут позволять СМИ освещать проблемы, население не будет принимать в их решениях активное участие, а это означает что, экономическая, культурная социальная сфера не будут развиваться в лучшую сторону, и проблема не искорениться сама собой.
В связи с этим можно сделать вывод, что органы власти через СМИ используют в формировании позитивного имиджа манипуляторные технологии воздействия на аудиторию, навязывая им положительный имидж местных органов власти. От незнания насущных проблем, население не может активизироваться, мобилизоваться в решениях этих вопросов.
Сегодня наличие профессиональных знаний, умений, навыков и способностей - обязательное, но не единственное требование, предъявляемое к должностному лицу любого ранга или уровня. Также не менее важны нравственные качества, внешне проявляющиеся в культуре поведения, речи, манерах, одежде.
Сейчас на государственной службе немало молодых людей. Работают они своеобразно: как правило, они умны, хорошо образованы, энергичны, целеустремлены, работоспособны, у них высокая мотивация достижений, но в их деятельности имеются и типичные недостатки. В первую очередь им не хватает именно управленческих умений и навыков. Кроме того, ощущается дефицит умений работать с людьми.
В связи с данным обстоятельством при подготовке государственных служащих нужно обращать внимание, как на выработку навыков управления, так и на формирование определённых качеств личности.
Развитие управленческих умений, навыков, освоение профессиональных знаний, приобретение опыта будут способствовать формированию профессионального мастерства муниципальных служащих.
В то же время служащие должны обладать специфическими психологическими умениями, которые обусловливают эффективное межличностное взаимодействие. В связи с данным обстоятельством в структуре деятельности государственных служащих центральное место должны занимать взаимодействия и различные формы делового общения.
Оценки эффективности государственных служащих и государственного управления напрямую связаны с уровнем доверия в отношениях между обществом и властью, в формировании которого значительную роль играет имидж служащих, сложившийся в общественном сознании. Личный опыт взаимодействия граждан с конкретными чиновниками нередко обобщается в имидж служащих в целом. Прежде всего нравственные качества государственных служащих определяют оценку государственного органа власти и управления. Символическая нагрузка имиджа подчеркивается его чертами: субъективность, эмоциональность, неустойчивость. Имидж определяет степень поддержки власти обществом, отражает уровень доверия и эффективность деятельности государственного аппарата. Он фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Формирование позитивного имиджа государственной службы и государственных служащих является необходимым условием эффективного функционирования и развития данного социального института. В Администрации города Тамбова к государственным служащим предъявляются повышенные и жесткие требования, что усугубляется субъективностью оценок моральных, этических, нравственных категорий.
В настоящий момент в общественном сознании сложился устойчивый негативный имидж государственного служащего; очевиден двойственный конфликт между его образом и субъективным набором качеств «идеального» и «реального» чиновника24. По результатам проведенного нами исследования, «идеальному образу» государственного служащего нашего города свойственны: преданность своей стране и народу, желание приносить пользу обществу и государству, профессионализм, справедливость и уважение к законам, ответственность за дело, принципиальность, доброжелательность к людям. Но в оценке «реального образа» преобладают качества, связанные с преследованием служащими целей, не соответствующим интересам ни государственной службы, ни населения, а также проявление пренебрежения к людям, обращающимся в органы государственной власти и управления25.
Для государственной службы типичны: интенсивность трудового процесса, низкий уровень влияния субъектов труда на его процесс, ограниченность в выборе средств деятельности, частый временной и информационный дефицит для принятия ответственных решений, высокая степень ответственности за принимаемые решения, пресыщенность вынужденным общением, недостаточное вознаграждение. Поэтому отдельные негативные черты имиджа могут быть объяснены подверженностью служащих профессиональному выгоранию. Сами служащие, по результатам нашего исследования, адекватно оценивают негативный характер сложившейся в обществе.
Меры формирования позитивного имиджа представителя власти: повышение престижа и авторитета государственной службы; повышение эффективности деятельности государственных служащих за счет усовершенствования методов кадровой работы; внедрение этических норм профессиональной деятельности. Целесообразно использовать СМИ: освещение особенностей деятельности, трудности решаемых задач, объективных успехов, что более действенно, чем попытка искоренения негативных оценок в отношении чиновников26.
Но невозможно без изменения самого государственного служащего, без овладения им необходимыми компетенциями и качествами. Важно психологическое обеспечение профессионального и личностного развития государственных служащих уже в ходе профессионального обучения. Приобретение психологической культуры и компетентности методом «проб и ошибок» объективно дорого и крайне субъективно и вероятностно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществленное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.
Различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Следует отметить, что государственная служба является не только правовой, но и этической системой: ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение моральных норм. Интерес к этике государственной службы в современных условиях усиливается в связи с проблемой формирования позитивного имиджа государственного служащего.
Необходимо обратить внимание на то, что в последнее время термин «имидж» получил повсеместное распространение, прочно войдя в научный оборот, в публицистику и в обыденную речь. Интенсивно и динамично развивается рынок имидж-мейкинга – коммуникационной технологии, способствующей моделированию и поддержанию благоприятного имиджа организации, конкретной личности, продукта или идеи в глазах общественности и представителей широких социальных групп.
Следует отметить, что классификации имиджа разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия. При классификации по свойствам, выражающим индивидуальные качества субъекта – прообраза имиджа, принято выделять две большие группы:
Профессионализм личности должен обязательно включать в себя систему личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое качество выполнения профессиональной деятельности, а также на систему личностных норм регуляции поведения и отношений.
Сегодня госслужащий должен быть примером во всем - в эрудированности, воспитанности, деловых качествах, так как его работа конкретно связана с людьми.
Хотелось бы отметить, что успех в работе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и конкретно - знание дела и опыт. Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.