Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:19, контрольная работа
Прочные и разносторонние знания о политике и мире политического - одна из решающих предпосылок политической социализации людей, формирования культуры гражданственности, утверждения политической свободы, определяющих в свою очередь перспективы и основные направления демократического развития общества. В настоящее время одно из главных мест в политических процессах занимают средства массовой информации. Их взаимодействие с политикой, ее субъектами ощущается в самых различных формах и проявлениях.
Введение………………………………………………………………………………………...1
1.Информация и средства массовой информации…………………………………...….2
2.Функции и задачи СМИ в политике…………………………………………………….....5
3.СМИ как механизм политического манипулирования……………………………..….9
Заключение……………………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………………………...15
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Информация и средства массовой информации…………………………………...….2
2.Функции и задачи СМИ в политике……………………………………………………..
3.СМИ как механизм политического манипулирования……………………………..….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
Политика представляет собой одну из значимых сфер жизнедеятельности. Каждый человек так или иначе соприкасается с миром политического: приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, работая, обучаясь в школе или университете, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее кандидата.
Поэтому очевидно, что вычленение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений, изучение и постижение его сущности, структур, ценностей, происходящих в нем событий и процессов, взаимоотношения с другими сферами жизни представляет собой трудную, но крайне важную для общества задачу. Особенно возрастает роль и значение этой проблемы в переломные исторические периоды, когда подвергаются радикальной трансформации сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки и ориентации.
Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна. Очевидно, что для ее духовного и интеллектуального возрождения особую актуальность приобретает переосмысление и перестройка всей системы социальных и гуманитарных наук, среди которых достойное место занимает политология, изучающая мир политического во всех его аспектах и проявлениях.
Прочные и разносторонние знания о политике и мире политического - одна из решающих предпосылок политической социализации людей, формирования культуры гражданственности, утверждения политической свободы, определяющих в свою очередь перспективы и основные направления демократического развития общества.
В настоящее время одно из главных мест в политических процессах занимают средства массовой информации. Их взаимодействие с политикой, ее субъектами ощущается в самых различных формах и проявлениях.
1
1.Информация и средства массовой информации
Понятие информации (informatio - разъяснение,
осведомление, изложение) является одним
из основных, ключевых понятий не только
в информатике (в информологии - области
знаний, изучающей проявление информации,
её представление, измерение и т.д.),
но и в математике, в физике и
др. Понятие «информация» - плохо
формализуемое и
Информация трактуется по разному, например, как:
· любая сущность, которая вызывает
изменения в некоторой
· сообщения, полученные системой от внешнего мира в процессе адаптивного управления, приспособления (теория управления, кибернетика);
· отрицание энтропии, отражение меры хаоса в системе (термодинамика);
· связи, устраняющие неопределённость в системе (теория информации);
вероятность выбора в системе (теория вероятностей);
· отражение разнообразия в системе (физиология, биокибернетика);
· отражение материи, атрибут сознания, «интеллекта» системы (философия).
Информация - это некоторая
Средства массовой информации представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты:
1. Публичность (неограниченный
и надперсональный круг
2. Наличие специальных
3. Непрямое, разделенное в пространстве
и во времени взаимодействие
коммуникационных партнеров;
4. Однонаправленность
5. Непостоянный, дисперсивный характер
их аудитории, которая
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникативных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассеты, дискеты, диски, принтеры). СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и прежде всего радио и телевидение.
Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления.
Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и номы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, ее использование, продажу частным лицам или финансово-промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ. Средства массовой информации испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики:
1. Политических партий;
2. Общественных организаций;
3. Отдельных политических
4. Органов военного управления.
Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов. С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на нее влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, так как СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации не обязательны к выполнению гражданами страны. Воробьев К. А. Политология - М., 2003
Сила СМИ состоит в их возможностях
прямой связи с общественностью,
как бы минуя традиционные институты
связи, такие как церковь, школа,
семья, политические партии и организации
и т.д. Эта способность используется
и рекламным агентом, пытающимся
убедить публику купить тот или
иной товар, и политическим деятелем,
политической партией и т.д., стремящимися
обеспечить массовую поддержку своей
программы. В наши дни СМИ выступают
активным субъектом политической жизни,
и в таком своем качестве они
действительно обладают мощными
ресурсами политического
Не лишены основания наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую раньше выполняли интеллектуалы.
И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Можно со значительной долей уверенности сказать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Более того, можно даже утверждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы.
В течение длительного времени главным источником информации для широкой публики служила пресса - газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя также материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили простых людей рассматривать себя частью более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.
Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX века радикальным образом изменило механизм распространения информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия.Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, чем для радио, что объясняется главным образом бурными темпами научно-технического развития. Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 год, когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. В 1970-1980-х гг. телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало демонстрирующим средством массовой информации.
В качестве примера влияния телевидения на характер политического поведения и, особенно, голосования американских избирателей, в США часто приводят телевизионные дебаты между кандидатами демократической партии Дж. Кеннеди и республиканской партии Р. Никсоном в 1960 году Э. Роупер, который в тот период провел опрос среди избирателей, пришел к выводу, что именно преимущество Кеннеди на этих теледебатах в значительной степени способствовало его победе.
В настоящее время телевидение, став доминирующим средством массовой информации, обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в стране и мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп.
2.Функции и задачи СМИ
Функции СМИ разнообразны. Важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс - медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.
Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
Функция критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.СМИ в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, но их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.
Функция артикуляции различных общественных интересов обеспечивает представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.