Система органов исполнительной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать ветвь исполнительной власти.
Согласно статистике 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной "ветви власти", а парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы исполнительной власти……………………………..6
1.1 Принцип разделения властей………………………………………………..6
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти……………....9
1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………………12
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации……………..17
2.1 Правительство Российской Федерации …………………………………....17
2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………..26
2.3 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации……..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая СГУ.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО “Вятский государственный  гуманитарный университет”

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента

 

 

 

 

                                                     Курсовая работа

По дисциплине: “Система государственного управления”

На тему: “Понятие и классификация органов исполнительной власти ”

 

 

                                                                        Выполнила: Шихова Алина

Группа У-31

Специальность: государственное  и 

муниципальное управление

                                                                              Руководитель: Вечтомова  Ю.Е.

 

 

            

                                                                           Регистрационный номер:_____________

                                                                Дата сдачи на проверку:______________

                                                                Оценка после защиты: _______________

 

 

 

 

 

Киров 2012

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы исполнительной власти……………………………..6

1.1 Принцип разделения властей………………………………………………..6

1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти……………....9

1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………………12

2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации……………..17

2.1 Правительство Российской Федерации …………………………………....17

2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………..26

2.3 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации……..29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список используемой литературы……………………………………………...35

Приложения……………………………………………………………………...37

 

Введение

 

Темой моей курсовой работы является «Понятие и классификация органов исполнительной власти». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В этом разделе я рассмотрел деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Актуальность  темы. Многие современные проблемы организации государственной власти обусловлены сложностями, связанными с глубокими преобразованиями государственного устройства страны, в том числе и переходом от формальной федерации к фактической, распространением федеративных отношений на всю территорию государства - реформ, приведших к созданию двухуровневой модели организации государственной власти, при которой последняя реализуется как в Российской Федерации в целом, путем референдума, выборов, функционирования системы федеральных государственных институтов, так и в субъектах Федерации с использованием форм прямого народовластия, а также посредством деятельности образуемых субъектами РФ органов государственной власти. Образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать ветвь исполнительной власти.

Согласно статистике 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной "ветви власти", а парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными.

В целом структура  власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент отсутствовал.

Объект исследования: исполнительная власть.

Предмет исследования: структура органов исполнительной власти.

 

Задачи работы:

    • раскрыть структуру исполнительной власти;
    • рассмотреть понятие органов исполнительной власти;
    • определить признаки и классификацию органов исполнительной власти;
    • изучить механизм исполнительной власти;
    • исследовать взаимодействие ветвей власти.
    • рассмотреть взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:

- Сравнительный метод;

- Изучение нормативно-правовой  базы;

- Изучение монографических  публикаций и статей;

- Аналитический метод.

 

 

 

1. Общая характеристика  исполнительной власти

 

1.1 Принцип  разделения властей

 

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны.

Конституция РФ 1993г. закрепила фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

Этот принцип  был выработан мировой практикой  развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

На федеральном  уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Например, в  США органом законодательной  власти является Конгресс. Он формируется из выборных представителей каждого из 50 штатов. Это — единственный правительственный орган, который может издавать законы, устанавливать и собирать федеральные налоги, объявлять войну, ратифицировать международные договоры. Члены Палаты представителей избираются сроком на два года.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

В США же верховной  исполнительной властью наделен президент, вместе с вице-президентом избираемый на четыре года. Единственная официальная обязанность вице-президента, за исключением случаев, когда он принимает на себя президентские обязанности в силу смерти или неспособности президента таковые исполнять, - председательствовать на заседаниях Сената. При этом он имеет право голоса лишь в тех случаях, когда голоса сенаторов разделились поровну. В рамках исполнительной власти президент имеет широкие полномочия издавать акты и распоряжения, определяющие деятельность министерств и управлений федерального правительства. Президент назначает глав и верховных руководителей этих министерств и управлений.

Судебную  систему РФ составляют Конституционный суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд, другие арбитражные суды РФ.

Высшей судебной властью  наделен Верховный суд США - единственный суд, статус которого особо оговорен в Конституции. Кроме того, Конгрессом предусмотрено, что свои функции отправляют 13 федеральных апелляционных судов, в подчинении которых находится 95 федеральных окружных судов. Верховный суд заседает в Вашингтоне, округ Колумбия; что касается прочих федеральных судов - они заседают в различных городах страны. Верховный суд состоит из главного судьи и восьми младших судей. За редкими исключениями дела на рассмотрение Верховного суда поступают из федеральных судов низшей инстанции или судов штатов.

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Полномочия президента США велики, но ограничены. Президент  является главнокомандующим Вооруженными силами. Президент обладает полномочиями назначать федеральных судей на свободные вакансии, включая вакансии членов Верховного суда. Как глава своей политической партии, обладая доступом к средствам массовой информации, президент может легко влиять на общественное мнение.

Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные выше федеральные органы государственной власти. Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 1 Конституции, для изменения которой, согласно ст. 135 Конституции, применяется усложненная процедура.

 

1.2 Понятие  и классификация органов исполнительной  власти

 

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен гоударственно-властными  полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная  единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Информация о работе Система органов исполнительной власти в РФ