Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать ветвь исполнительной власти.
Согласно статистике 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной "ветви власти", а парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности - порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы исполнительной власти……………………………..6
1.1 Принцип разделения властей………………………………………………..6
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти……………....9
1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………………12
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации……………..17
2.1 Правительство Российской Федерации …………………………………....17
2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………..26
2.3 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации……..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………...37
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.
Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.
Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.
Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.
Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения.
Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По сути, образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».
Говоря о структуре
федеральных органов
В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
2.3 Органы исполнительной власти субъектов российской федерации
Что касается органов исполнительной власти субъектов Федерации, то они, в соответствии со ст. 11 Конституции РФ, образуются самими субъектами Федерации. Правовое положение этих органов исполнительной власти определяется субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными актами, в частности, имеющими свои уставы и законодательство.
Правовое положение этих органов исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными актами, в частности. Законом от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. рекомендована примерная структура органов краевой, областной администрации.
В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций11.
В соответствии с указом Президента от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» главы исполнительной власти субъектов Федерации, независимо от того, назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов Федерации, и в равной степени несут ответственность за реализацию этих полномочий. Широкий объем полномочий главы администрации включает в себя многие вопросы формирования состава администрации, бюджета субъекта Федерации, представительства в федеральных органах и др.
В основе практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации лежит Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента от 22 октября 1993 г.
Города федерального значения, соответственно, имеют свои уставы. Например, в уставе г. Москвы говорится о том, что Москва является территориальным субъектом РФ и столицей РФ (Ст.1 п.1). Статус Москвы как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и настоящим Уставом (Ст1.п2). Высшим должностным лицом Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти Москвы, является Мэр Москвы (Ст.4 п.1). Высшим исполнительным органом государственной власти Москвы является Правительство Москвы (Ст.4 п.2). Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Москвы является Московская Дума (Ст.4 п.3). Органами исполнительной власти Москвы являются Мэр Москвы и Правительство Москвы, состоящее из Советников Мэра Москвы. Мэр Москвы избирается жителями Москвы на три месяца на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Голосование по выборам Мэра Москвы длится пять суток. Кандидат на должность Мэра Москвы считается избранным, если за него проголосовало простое большинство всех принявших участие в голосовании (в случае выдвижения одного кандидата) или если за него проголосовало большее число граждан, чем за другие кандидатуры (в случае выдвижения нескольких кандидатур). Москвы может быть избран любой москвич, гражданин RR. Правительство формируется Мэром из числа москвичей. Срок полномочий Правительства равен сроку осуществления своих полномочий Мэром Москвы (Гл.3 ст.7).
Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему.
Был создан институт полномочных представителей Президента России в субъектах федерации. Представитель главы государства является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению. Полпред главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Перечень его основных задач включает в себя содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном, экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Кроме того, эти должностные лица призваны активно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению Российской Федерации.
На территории каждого субъекта Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных федеральных органов. Между этими видами систем существует организационно-управленческое и функционально-правовое взаимодействие, выражающееся в том, что, во-первых, многие территориальные органы действуют по вопросам совместного ведения и находятся в совместном (двойном) подчинении федерального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации; во-вторых, некоторые исполнительные органы специальной компетенции субъектов Федерации наделяются правами и функциями территориальных органов, но при этом остаются структурными подразделениями республиканской или областной администрации; в-третьих, территориальным федеральным органам, органами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть делегированы отдельные полномочия, связанные с их административной деятельностью.
Заключение
Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.
Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.
На основе всего сказанного можно сделать выводы о том, что:
- федеральными органами
государственной власти (согласно
Указу Президента РФ «О
Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.
3. Государственное управление, под которым понимается специфический
вид государственной деятельности (исполнительно-
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.
Список используемой литературы
1.Конституция РФ 12 декабря 1993г. Издательство «Экзамен» Москва 2003 г.
2. Закон от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».
3. Закон от 6 сентября 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
4. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997г.
5. Указ Президента
«О системе федеральных
6. Устав г. Москвы.
7. Авакьян С.А. Президент РФ. Издательство Вестник, Москва 1997г.
8. Бачило И.Л.Исполнительная власть в Российской Федерации, проблемы развития. Издательство «Юристъ», Москва 1998г.
9. Бельский К.С. О
функциях исполнительной
10. Габричидзе Б.Н, Елисеев
Б.П, Чернявский А.Г.
11. Дёмин А.В. Теория
государства и права (курс
12. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. Москва 1997г.
13. Князев С. Д. Административное право. Владивосток 1997г.
14. В.М. Корельский, В.Д. Перевалова Теория государства и права. Издательство «М-Норма», Москва 1997 г.
Информация о работе Система органов исполнительной власти в РФ