Современное представление о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Политика многолика. Она и субъективна и объективна, выступает как воля и как мысль, как проект деятельности и сама практическая деятельность, как процесс воспроизводства связей между людьми и объективация их в виде структур политической власти и управления. Понятие политики охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. Это: а) организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом; б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования; в) политическое сознание и культура, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений; г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть.

Содержание

1. Сущность политики в современных обществах………………………………………………3
2. Объекты и субъекты политики………………………………………………………………….4
3. Соотношение политики с нравственностью, административно-правовым управлением и значение власти…………………………………………………………………………………………….8
4. Основные сферы политики в РФ……………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии и политологии.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал РУДН в г. Перми

 

 

 

Направление: юриспруденция

Дисциплина:  Социология и политология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №9

 

Тема:

«Современное представление о политике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ

2014

Содержание

 

1. Сущность политики в современных обществах………………………………………………3

2. Объекты и субъекты политики………………………………………………………………….4

3. Соотношение политики с нравственностью, административно-правовым управлением  и значение власти…………………………………………………………………………………………….8

4. Основные сферы политики в РФ……………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность политики  в современных обществах.

 

Политика настолько тесно переплетается с экономикой, социальными отношениями и тем более с управленческой деятельностью и структурами, что ее бытие зачастую фиксируется лишь в бытии экономических, социальных и управленческих явлений и процессов. Тем не менее вычленение политики из всей совокупности общественных явлений как особого вида социальной реальности — необходимое условие ее изучения.

Политика многолика. Она и субъективна и объективна, выступает как воля и как мысль, как проект деятельности и сама практическая деятельность, как процесс воспроизводства связей между людьми и объективация их в виде структур политической власти и управления.

Понятие политики охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. Это: а) организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом; б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования; в) политическое сознание и культура, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений; г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть.

Научный анализ политики в самом широком понимании ее содержания включает, как минимум, ее рассмотрение в трех измерениях:

1. Институциональном —  как совокупности институтов, в  рамках которых осуществляется  властвующая и управленческая  деятельность, оформляются и функционируют властеотношения;

2. Нормативном — как  совокупности ценностей и норм, целей и задач политической  деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп;

3. Процессуальном — как  системы действий по защите  и реализации общих интересов  и целей по осуществлению власти и управления государством.

Ни одни из вышеотмеченных элементов политики и ни одно из измерений политической жизни не исчерпывают всего ее многообразия: будь то институты или ценности, нормы, властеотношения, политические идеи или практика.

Во всем своем многообразии мир политики — это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально-классовая структура или, скажем, различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно, специфична, в отличие от социально-экономических, культурологических сфер жизни и структур. Не поняв специфики политического, легко впасть в упрощенчество и вульгаризацию при объяснении процессов деятельности партий или органов государственной власти, вплоть до их мистификации.

Для обозначения феномена политики как социальной реальности в литературе используется ряд терминов. В их числе; «политико-социальная действительность», «политическое бытие», «политическое пространство», «политическая жизнь» и другие. Не следует отождествлять их с понятиями «общественного бытия» или, скажем, «экономической жизни», характеризующими объективную, материальную основу общественных отношений.

Реальность политики состоит прежде всего в том, что ее образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно сообщество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти (государство) защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения.

Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. Она неразрывно связана с государственной властью как со своим средством. Поэтому ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее.

В свою очередь любые формы политической деятельности неотделимы от политических отношений, которые получают свое выражение и закрепление в определенной системе норм, регулирующих поведение людей в обществе и их отношение к государственной власти, а также в политическом сознании.

 

2. Объекты и субъекты  политики.

 

Анализ политики как социальной реальности предполагает выяснение ее объекта, границ и соответственно критериев политического. Вообще речь идет об объективной стороне политики.

Что является объектом политической деятельности и отношений? Возможно ли очертить границы действия политики? Иными словами, всякий ли вопрос общественной жизни включается в сферу влияния политических институтов? Любую ли экономическую, социальную или идеологическую проблему можно и нужно относить к числу политических проблем или, по крайней мере, связанных с политикой?

На все поставленные вопросы следует дать один ответ: отрицательный. Исторический опыт убедительно доказал, что глобальная политизация общественной жизни — свойство тоталитарных систем, сковывающих естественное, объективно необходимое развертывание различных сфер общества. В демократических системах объектом политики выступает только то существенное в жизнедеятельности людей, что связано с интеграцией социальной целостности (нации, класса, общества, государства, партии или иной социальной организации). Это прежде всего выражение, защита и реализация всеобщего интереса. Судьбы человечества как такового, любого конкретного общества как единого организма, существование и развитие данного государства, нации как органического целого с ее культурой, определенного класса как господствующей или стремящейся к господству общности партии как политической организации, той или иной социальной общности, положение и роль человека как самоценности — все это включается в рамки объектов политики, выступает политической объективностью. Следует еще раз подчеркнуть, что говоря о политике как выражении общих социальных интересов, мы тем самым отнюдь не оставляем в стороне особенные, в т. ч. индивидуальные, интересы людей. Общие интересы — не что иное, как аккумулированные воедино интересы человека, его блага, подъема его культуры, обеспечения свободного самовыражения и развития каждого члена социума.

3а целым (обществом, нацией, классом) не теряется бытие  части: отдельной личности, малой  группы, трудового коллектива, семьи. Но их жизнедеятельность в  той мере становится объектом  политики, в какой, во-первых, государство  берет на себя ответственность за обеспечение надлежащих условий для жизнедеятельности каждого; во-вторых, поскольку это связано с существованием самого целого (общества, государства и т. д.), отражает и реализует потребности и интересы общественной системы. Забота о благе человека, скажем, является неотъемлемой чертой деятельности государства, провозгласившего себя приверженцем гуманистических идеалов. Это его принцип. Реализация данного принципа — необходимое условие бытия такого государства. Отсюда вытекает определение как политического любого социального вопроса, то есть вопроса, связанного с обеспечением благосостояния и свободной жизнедеятельности народа в целом, каждой его части и отдельных граждан, независимо от их национальной или какой-либо иной общественной принадлежности.

Таким образом, объект политики — социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическое управление и власть служат средством обеспечения совместной, более иди менее согласованной, деятельности всех социальных групп и организаций, всех членов общества по осуществлению их общих потребностей и интересов, или же интересов господствующих групп, объявленных общесоциальными, обязательными. Политика (деятельность, отношения, власть) объективно призвана интегрировать в определенных рамках целостность общества, а также единство его составляющих групп как необходимое условие жизнеспособности существующей общественной системы и ее прогресса. Отсюда ясно, что сфера политики включает в себя все, что обеспечивает или, наоборот, препятствует, реализации общих интересов социальных групп и сообществ, все, что связано с человеческими ценностями: свободой, социальной справедливостью, социальным процессом.

В политике и объектом и субъектом являются люди. В зависимости от уровня демократизации общества в большей или меньшей степени субъекты власти одновременно являются и объектами: подвластные воздействуют на политиков, контролируют деятельность последних.

В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, личности через соответствующие организации и непосредственно.

Возникает вопрос, при всех ли обстоятельствах, в любом ли состоянии? Конечно, нет. Те или иные группы людей только тогда становятся субъектами политики, когда они обретают определенные политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъективностью. Понятие «субъективность», если вспомнить Гегеля, означает определение субъекта. Соответственно понятие «политическая субъективность» есть определение политического субъекта. Политическая субъективность — продукт развития общественных групп, отдельных личностей, их организаций. Это способность больших социальных групп или иных, возникших на их основе, образований через свои организации и непосредственно осуществлять политические роли. Это качество социальных субъектов связано с интеграцией, защитой и реализацией их общих интересов, т. е. интересов, связанных с целым.

Господствующий класс является субъектом политики, поскольку он выступает «представителем социальных потребностей вообще». В основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции, и политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту общественную функцию выполняло. Третье сословие в эпоху буржуазной революции обрело качество политической субъективности, когда противопоставило себя монархии, феодальному классу и повело борьбу за свои права и свободы.

Итак, политический субъект становится им в процессе своего развития. Для развития социального субъекта в политический субъект необходимо, по крайней мере, три условия: политическое сознание, организация, активность. Осознание интересов целого и самосознание, т. е. сознание своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий; организация себя как единого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих общих интересов.

Класс как субъект политики — это большая общественная группа, характеризующаяся сплоченностью своих членов, определенным уровнем осознания собственного положения, своих общих интересов, общих целей, а также имеющая своего лидера и определенные формы функциональной организации. Это общественная группа, активно участвующая в политической жизни.

Можно было бы сформулировать, опираясь на литературные источники, некоторые критерии политической субъективности: способность к политическому действию определенного уровня сознательности и организованности (что обеспечивается авангардом социальной группы; возможность участия в принятии решений и их реализации; воздействие (идеологическое, организационное, воспитательное) на другие группы; суверенность, самостоятельность политического действия, саморегуляции поведения и деятельности; наличие существенных общественных последствий действия субъекта или отказа от этих действий. Отказ от общественно значимого действия — тоже политический факт.

В общественной жизни функционируют политические субъекты различных уровней, обладающие неодинаковыми масштабами развития свойств политической субъективности. Народ (нация, союз наций) и составляющие его большие социальные группы — первичные субъекты политики. В том смысле, что народ — источник государственной власти. Он осуществляет свою властную волю через государственные и другие политические институты, а также непосредственно. Государство, партии и другие общественно-политические институты и организации — вторичные (по отношению к народу, социальным группам) субъекты. Вторичные потому, что действуют от имени народа, по его поручению. Наконец, политические элиты, политические лидеры и отдельные члены общества — третичные субъекты, реализующие свои роли через политические институты и организации. В этом ряду терминов меньше известен широкой аудитории термин «элита». Им обозначается более или менее сплоченная группа (правящая верхушка, руководящая часть партии или иной организации, движения), обладающая преимущественными по сравнению с другими, духовными, социальными и политическими качествами. Элита осознает себя особым, доминирующим слоем данного политического сообщества и воспринимается таковым.

Информация о работе Современное представление о политике