Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:31, контрольная работа
Политика многолика. Она и субъективна и объективна, выступает как воля и как мысль, как проект деятельности и сама практическая деятельность, как процесс воспроизводства связей между людьми и объективация их в виде структур политической власти и управления. Понятие политики охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. Это: а) организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом; б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования; в) политическое сознание и культура, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений; г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть.
1. Сущность политики в современных обществах………………………………………………3
2. Объекты и субъекты политики………………………………………………………………….4
3. Соотношение политики с нравственностью, административно-правовым управлением и значение власти…………………………………………………………………………………………….8
4. Основные сферы политики в РФ……………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………………………..18
4. Основные сферы политики в РФ.
Современный политический процесс в России охватывает всю совокупность политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые, как подчеркивалось ранее, задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностыо общества, особенностями его исторического развития, чертами психологического склада составляющих его этносов и т. д. Указанные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях, поскольку поведение аналогичных субъектов власти и властных институтов в России имеет иную логику и происхождение.
Первая особенность современного политического процесса в России заключается в нерасчлененности политики и экономических, социальных и личных отношений. Политика не отделена четко от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Подчеркнем, что несформированность гражданского общества является одной из особенностей всего процесса цивилизационного развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется проникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур. Незрелость ряда необходимых предпосылок цивилизационного развития (например, отсутствие отдельного индивида, самостоятельного производителя, института частной собственности, права и т.д.) обусловили использование в Россия механизма неорганичных изменений общественной жизни Центральное место в этом механизме занимают политическая воля; сильные структуры власти, прежде всего государство и лидер, политико-идеологические методы воздействия на личное»; принуждение, ценности уравнительности и патриархального коллективизма.
Вторая особенность современного политического процесса в России — отсутствие консенсуса между его участниками относительно узаконенных целей и средств политического действия. Отсутствие стремления к согласию по поводу провозглашенных целей демократических преобразований объясняется не только отсутствием культуры консенсуса, которую нельзя было сформировать за несколько лет реформ. Главная причина этого заключается в принципиально разном понимании ценностей свободы и демократии существующими в современном российском обществе политическими силами, а также в неравенстве возможностей активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов. На старте экономических реформ новые политические силы, представляющие сегодня интересы формирующегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителей, медиков, инженерно-технических работников и т. д.), занимали худшие позиции для перехода к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта обусловили подчас прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Например, важное требование предпринимателей — сокращение налога на прибыль, а для работников бюджетных сфер, наоборот, его повышение является фактором выживания в условиях рынка. Для отстаивания разнородных политических целей, для осуществления своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая и незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т.д.). Внутри самого правящего класса то разгорается, то затухает, но до сих пор не прекращается борьба за собственность, ресурсы и влияние, которая в октябре 1993 года вылилась в вооруженное противостояние двух ветвей власти — законодательной и исполнительной, которое завершилось разгоном законодательной власти президентскими структурами. Возможность подобного противостояния заложена в Конституции России, принятой в 1993 году: в ней функции законодателей ничтожно малы по сравнению с функциями исполнительной ветви власти. Так, например, очень ограничены возможности парламента по контролю за деятельностью правительства, а в случае вынесения вотума недоверия ему парламент рискует быть распущенным президентом.
Третья особенность политического процесса в современной России состоит в его неструктурированности, в высокой степени возможности совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Многообразие участников политического процесса — лишь кажущееся; оно обманчиво в силу того, что их реальная роль и политические функции достаточно ограничены. Взять, например, политические партии, которых в стране сегодня насчитывается немного меньше сотни. Их способности быть выразителями интересов гражданского общества весьма условны по ряду причин. Во-первых, интересы гражданского общества находятся в процессе формирования. Большинство партий поэтому кроме лидеров и их ближайших сторонников мало кого представляют. Во-вторых, за редким исключением эти партии не могут выражать и представлять интересы широких слоев общества, что снижает их политический вес и изменяет их природу. Они, скорее, похожи на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.
Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлена российской политической традицией концентрации власти, господства в одном центре (в дореволюционное время — у монарха, в советское — у коммунистической партии). Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего лица, группы приводила к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и, в конечном счете, революциям. Так, Февральская революция 1917 года означала радикальную децентрализацию политических функций, концентрировавшихся прежде у монарха, что привело к углублению экономического и политического кризиса в стране и практически подготовило почву для социалистической революции. Доминирующая роль политических факторов (сильного монарха, государства) в механизме эволюции российского общества составляет цивилизационную особенность, поскольку в целом развитие страны имеет запаздывающий Характер. Естественно, что монополия на власть одной политической силы, совмещающей все основные функции — законодательные, исполнительные, судебные, обусловливала ограниченные возможности появления самостоятельных участников политического процесса. Хотя в советское время кроме коммунистической партии были и другие субъекты политической жизни — государство, профсоюзы, общественные организации (комсомол, ДОСААФ и т. д.), но они не осуществляли самостоятельных политических функций, а в основном реализовывали установки и цели КПСС.
Ситуация реальной концентрации политической власти в России не преодолена до сих пор, несмотря на формально-юридическую декларацию принципа разделения властей и функций. Отличие заключается в том, что большинство политических функций сконцентрировано в руках президента страны и президентских структур согласно Конституции РФ. Сохранение в подобных объемах концентрации власти во многом является результатом незавершенности процессов формирования институтов гражданского общества и четкой дифференциации групп интересов. Это обусловливает наличие у политического руководства значительной свободы в определении стратегии и тактики общественных изменений. Недостаточная зрелость гражданского общества, далеко не всегда высокая активность влиятельных политических сил, представляющих интересы граждан, позволяют создавать жесткие структуры власти с высокой степенью совмещения и взаимозаменяемости ролей. Данный факт можно обнаружить, например, уже в статусе президента, который выполняет не только представительские, но и исполнительные функции, а также обладает законодательными полномочиями. Это приводит к тому, что страна фактически живет не по законам, а по указам президента, являющегося согласно Конституции главой исполнительной власти.
Указанные особенности обусловлены спецификой реализации политических ролей и функций, концентрацией и закреплением их за определенными властными институтами. Распределение политических ролей и механизмы их реализации в российском обществе заметно отличаются от стандартов, принятых в демократических обществах и определяющих логику политических изменений. Это связано с тем, что преобладание политических факторов в механизме социальной эволюции России препятствует не только формированию в ней институтов зрелого гражданского общества, но и проведению четкой границы между политической и неполитической сферами. Незрелость гражданского общества является причиной недостаточной структурированности политического процесса, ограниченности числа его активных участников преимущественно государственными институтами. Неизбежные при этом совмещение и взаимозаменяемость политических функций главным образом в лице институтов исполнительной власти (президент — премьер — правительство), как уже отмечалось, заметно деформируют политические роли традиционных участников политического процесса: элиты, лидеров, политических партий.
Список литературы
1. Белов Г. А. Политология. Учеб. пособие. М., 1994.
2. Бро Ф. Политология. М., 1982.
3. Мельник В. А. Политология. Минск, 1996.
4. Неминущий В. П., Краснов Ю. К., Кривогуз И. М. Основы науки о политике. – М., 1993.
5. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.
6. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.
7. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.
8. Зеркин Д. И. Политология. Ростов-на-Дону, 1998.