Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить современные школы сравнительной политики (сравнительной политологии).
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд конкретных задач:
– рассмотреть сравнительную политику как направление современной науки о политике;
– дать сравнительную характеристику современных школ сравнительной политики.
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1 Сравнительная политика как направление современной науки о политике…………………………………………………………………...
Глава 2 Современные школы сравнительной политики………………....
2.1 Институцианализм………………………………………………
2.2 Бихевиоризм……………………………………………………..
2.3 Структурно-функциональный анализ и теория модернизации
2.4 Теория рационального выбора………………………………….
Глава 3 Сравнительный анализ……………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… Глава 1 Сравнительная политика
как направление современной науки о политике………………………………………………………… Глава 2 Современные школы сравнительной политики………………....
2.1 Институцианализм……………………………………
2.2 Бихевиоризм………………………………………………… 2.3 Структурно-функциональный анализ и теория модернизации 2.4 Теория рационального выбора…………………………………. Глава 3 Сравнительный анализ…………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………… |
3
6 14 14 16 18 19 26 28 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Среди факторов, способствовавших формированию сравнительной политологии, следует назвать значительное увеличение массива данных о незападных политических системах и все более растущий интерес политологов разных стран к международно-политическим проблемам и связанное с этим внимание к политическим институтам, ценностям, установкам, традициям, политическим культурам других стран и народов. С этой точки зрения важная заслуга сравнительного подхода состоит в том, что большинство его приверженцев фактически отказалось от господствовавшего в западной политической науке в первой половине XX в. евроцентристского взгляда на политику. В формирование этого направления большой вклад внесла появившаяся в 1966 г. коллективная монография «Политика в развивающихся регионах» (Г. Алмонд, Б. Поуэлл и др.). В ней была предпринята попытка разработать модели политического и социально-экономического развития стран третьего мира. С тех пор появилось множество работ, посвященных различным аспектам модернизации. Под модернизацией понимается процесс эволюционной трансформации от традиционного общества к переходному или модернизирующемуся и через него к индустриальному обществу. Выделяют несколько типов модернизации. Основываясь на системном подходе, их авторы пытаются определить пути и формы влияния не только социальных изменений на политическую систему, но и конкретных типов политической системы на данные изменения.
В послевоенный период важный
вклад был внесен в разработку
методологических принципов политологических
исследований. Так, в 50-е годы почти
одновременно мировая политология
обогатилась комплексом новых методологических
и концептуальных подходов, методов
и приемов исследования. Среди
них следует назвать
Политология, как и любая
другая социальная и гуманитарная научная
дисциплина, изучает свой предмет
путем его соизмерения и
Цель курсовой работы – изучить современные школы сравнительной политики (сравнительной политологии).
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд конкретных задач:
– рассмотреть сравнительную политику как направление современной науки о политике;
– дать сравнительную характеристику современных школ сравнительной политики.
Объект исследования – школы сравнительной политики в сравнительной характеристике.
Предмет исследования – такие школы сравнительной политики как институцианализм, бихевиоризм, структурно-функциональный анализ, теория модернизации, теория рационального выбора.
При написании курсовой работы нами были использованы следующие источники: научные монографии (Арон Р. «Демократия и тоталитаризм» (М., 1993), Фриман, Э. «Сравнительная политика» (СПб., 1880), словари-справочники («Зарубежная политология: Словарь-справочник» (М., 1998), «Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор» (М., 2002), учебные издания, а также научные статьи в периодических изданиях (Сумбатян, Ю.Г. «Исторический генезис и сущность политических режимов» (Вестник МГУ. – Серия 12: Политические науки. – 1995. – № 6).
Методологические основы исследования определяются задачами анализа проблемы и структурой курсовой работы. В работе нашли применение исторический, сравнительно-исторический, структурный, структурно-функциональный и др. методы изучения.
Материалы исследования могут найти применение при разработке и чтении курсов по политологии, сравнительной политике; формировании рациональной политики в области развития международных связей и отношений.
Курсовая работа состоит из двух глав, разделов, введения, заключения и списка использованной литературы (15 источников).
ГЛАВА 1 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ
Центральное место в рамках
политической науки сравнительная
политология получила не сразу. Более
того, хотя сравнение издавна
Как и политология в
целом, сравнительная политология
наиболее активно начала развиваться
в Соединенных Штатах Америки, что
было связано с особым положением
и процессом формирования американской
политологии. Сравнительная политология
развивалась на контрасте с «обычной»
политологией, которая первоначально
концентрировалась на изучении национальной
американской и отчасти британской
политики. И хотя эти два случая
активно сравнивались друг с другом
уже в рамках первых политологических
исследований, важно, что основной фокус
все же был сделан на внутриполитическом
развитии этих стран и их политических
институтов. В этих условиях сравнительная
политология к 1930-м и особенно
в 1950-е годы смело заявила о
себе и стала развиваться как
необходимое и важнейшее
Чтобы показать, от чего отделилась сравнительная политология, Григорий Голосов выделяет такие субдисциплины в рамках политической науки, которые сложились уже к 1930-м годам:
– национальная политика, то есть, политика в отдельных государствах и соответствующих политических системах, как например, американская, британская политика;
– политическая теория, основанное на политической философии нормативное теоретизирование по поводу политики;
– международные отношения как субдисциплина, изучающая отношения между государствами и политическое развитие на международной арене;
– общественная администрация (public administration) – аналог российского «государственного управления»;
– теория и практика местного управления (state and local government);
– государственное право;
– сравнительная политология [5, с. 17].
Таким образом, сравнительная политология выделилась внутри политической науки как субдисциплина, которая не концентрируется лишь на одном государстве и соответствующей политической системе, праве и т.д., как это происходит во всех остальных субдисциплинах политологии. Она изучает многие государства и их политические системы и режимы, причем не во взаимодействии друг с другом, как это происходит в субдисциплине международных отношений, а по отдельности, в сравнении друг с другом.
В то же время, до сегодняшнего состояния, в течение 20 века сравнительная политология развивалась очень активно. Так, Л. Сморгунов выделяет следующие этапы развития сравнительной политологии:
1) становление сравнительной
политологии как
2) этап накопления потенциала,
«традиционная сравнительная
3) этап обновления и экспансии бихевиоризма, «новая сравнительная политология» (с начала 1950-х по конец 1970-х годов);
4) этап кризиса и отпочковывания субдисциплин, «плюралистичная сравнительная политология» (с середины 1970-х по конец 1980-х годов);
5) интервенция экономической методологии, этап неоинституцианальной сравнительной политологии (1990-2000-е годы) [12 , с. 14].
Как видно даже из приведенных здесь мнений двух экспертов по сравнительной политологии, устоявшегося представления о начале ее формирования нет. В то время как, по мнению некоторых авторов, это произошло уже во второй половине 19 века, по мнению других, об этом можно говорить, только начиная с середины 20 века. Это связано с тем, конец 19 века – это начало формирования политологии как дисциплины, и поскольку сравнительные элементы можно обнаружить уже в самых первых ее исследованиях и трудах, то можно говорить и о начале применения сравнения в политологии. Однако в тот момент сравнительная политология не только не была самостоятельной дисциплиной; сравнение в ней ограничивалось сопоставлением двух основных случаев: политических институтов США как президентской федеративной системы и институтов Великобритании как парламентской унитарной. Они представляли собой и основные темы первых политологических работ.
Политическая теория в значительной степени опирается на результаты сравнительной политологии, сопоставляющие различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории теории политических наук, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой.
Известные французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси в своей работе «Сравнительная политическая социология» считают, что «политические науки, в том числе и политическая социология, должны быть сравнительными, так как нет смысла анализировать отдельно взятые явления политической жизни без конкретного социально-политического контекста, всестороннего анализа его предпосылок и последствий, без проведения исторической аналогии и учета опыта других государств» [7, с. 6].
Сравнительная политология дает возможность ознакомиться с общечеловеческими ценностями, которые характерны для различных государств и формирования новых цивилизаций, демократического и гуманистического общества, в центре которого стоит человек. Она дает возможность путем сравнительного анализа использовать все те ценности, которые достигнуты в политической жизни в постиндустриальном информационном и технологическом обществе наиболее развитых стран Запада, и использовать этот опыт в процессе реформирования российского общества на путях становления демократического общества и правового государства в нашей стране.
Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках в конце XIX в. Под влиянием исторических школ США стала рассматриваться методология сравнительной политики. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге «Сравнительная политика» (1873 г.) сформулировал известный тезис: «история – это политика прошлом, политика – это история в настоящем» [15, c. 55]. Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня. Особую популярность методология сравнительной политики получила в США. Однако в тот она существенно отличалась от методологии и методов современной политологии и использовала в большей мере, как отмечает К.С. Гаджиев, «историко-сравнительный метод» [4, с. 39-40].
На современном этапе
предмет сравнительной
Современный этап в развитии
современной политологии
Информация о работе Современные школы сравнительной политики