Соотношение политической и государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро. В этой работе, я рассмотрю структуру государственной власти, её функции, принципы работы, а также систему органов во власти, и одновременно характер, форму осуществления и сравнить систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России. Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три главы и заключение. В первой главе изложены понятия, принципы государственной власти, а также деятельность государственного аппарата и его организация. Во второй главе был рассмотрен принцип разделения властей

Содержание

Введение………………………………………………………….……..... 3.
Глава 1. Понятие государственной власти…………………………....…4.

Глава 2. Теория разделения властей……………………………….….....8.

Глава 3. Соотношение политической и государственной власти….….15.

Заключение…………………………………………………………..….…18.

Список литературы………………………………………………….…… 20.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Истории государства и права зарубежных стран.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

                               .

*Нормотворчество -это процесс организации начал в развитии, совершенствовании уже существующих правовых и социальных начал.

дело будет выигрывать та сторона, которая больше заплатит. Но требовании не отрицает возможность прецедентного права. При установлении прецедента суд создаёт норму, но в дальнейшем судьи связаны этой нормой. Персональное разделение властей. В состав законодательных органов не входят функционеры исполнительной власти и судьи, т.е. депутатами легислатуры не могут избираться будущие исполнители законодательных решений. Однако этот, казалось бы, очевидный принцип несовместимости депутатского мандата с занятием других государственных должностей не соблюдается в парламентарных странах (Великобритания, ФРГ и др.), где члены правительства одновременно являются депутатами парламента. Причём такое нарушение персонального разделения властей – это не упущение в процессе формирования системы разделения властей в отдельных странах, а принципиальная черта парламентарных стран.

Контрольные органы государственной  власти в системе разделения властей:

В науке существует точка  зрения, согласно которой не все  государственные органы можно отнести  к законодательным, исполнительным и судебным, и существует четвёртая  – контрольная ветвь власти1. Следует подчеркнуть, что существование в странах с недостаточно развитой государственностью таких органов, которые не укладываются в разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, свидетельствует о том, что в этих странах либо вообще нет разделения властей, либо оно принципиально нарушено. Также существует понятие «учредительная власть», но оно не относится к характеристике аппарата государственной власти. Обычно об «учредительной власти» говорят как о «власти народа», выражающейся в принятии конституции путём референдума. Либо имеется в виду компетенция особого представительного органа – учредительного, или конституционного, собрания, которое принимает конституцию и тем самым как бы учреждает новое государство. Понятие «учредительная власть» не стоит в одном ряду с понятиями законодательной, исполнительной и судебной ветви власти, объясняющими структуру «учреждаемого» или уже существующего аппарата государственной власти. Если механизм государства построен на основе разделения властей, то есть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом возможно такое соотношение этих органов, которое отклоняется от строгого разделения законодательной и исполнительной властей в президентских республиках (например, США). Но такое отклонение не порождает новые ветви государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Там где нет разделения властей (притом, что в рамках «разделения труда по

                         .

*

государственному управлению»  есть законодательные, исполнительные и судебные органы), реальный глава  государства (монарх, диктатор, «суперпрезидент» и т.д.) действительно играет самостоятельную роль. Но фигура такого реального главы государства стоит не в одном ряду с другими государственными органами, а над ними. Здесь может имитироваться разделение властей, притом, что глава государства обладает решающим комплексом полномочий в законодательной и исполнительной сферах и, возможно, даже полномочиями высшей кассационной или надзорной судебной инстанции. Если специальные контрольные (надзорные) органы играют самостоятельную роль в аппарате государства, даже стоят в одном ряду с парламентом, правительственными органами и судами общей юрисдикции, то это ещё не означает особую «контрольную» ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая надзор за законностью, вместе с правительственно-административными органами относится к исполнительной власти. Для контроля за конституционностью законов и действий высших государственных органов не требуется особая ветвь государственной власти. По существу, конституционный контроль – это проверка правового характера законов, и такой контроль входит в задачу судебной власти, разрешающей споры о праве. Конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции или специальные конституционные суды. В тех случаях, конституционный контроль осуществляют квазисудебные (например, Конституционный совет во Франции), полномочия такого контроля ограничены и не позволяют органу конституционного контроля встать в один ряд с законодателем. Контрольные полномочия могут осуществлять и вспомогательные органы при законодателе, например счётная палата, омбудсмен (уполномоченный по правам человека). Разумеется, такие вспомогательные органы не образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

Единство государственной  власти и разделение властей:

Единство государственной  власти связано с возникновением самого государства. Оно вызревало  как интегрированная власть, ликвидирующая  родовой строй с его партикуляризмом (обособлением по родам). Единство государственной  власти означает прежде всего, что в государстве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающих своими обособленными средствами государственного принуждения. Государственная власть едина. Поэтому в последние годы в российской и зарубежной литературе всё чаще вместо термина «разделение властей» говорится об отделении властей, о разделении ветвей единой государственной власти, об «обособлении» властей. Последнее понятие в связи с анализом концепции разделения властей российские юристы Б.А. Кистяковский и В.М. Гессен предлагали ещё восемь – девять десятилетий назад. В новое время утвердился коллективистский подход к единству государственной власти, согласно которому вся власть принадлежит народу. В марксизме-ленинизме коллективистская трактовка получила иной характер: власть должна принадлежать определенному классу (рабочему классу), а организационно – системе Советов снизу доверху. Такая трактовка единства власти принята сейчас в сохранившихся странах тоталитарного социализма.

Идея единства государственной  власти однозначна. Она имеет три  различных аспекта:

1) социальное единство, что  проистекает из единой природы  государствующих (доминирующих) в  обществе социальных групп;

2) единство основных целей  и направлений деятельности всех  органов государства, что обусловлено  необходимостью согласованного  управления обществом, без чего  оно может быть ввергнуто в  состояние анархии и распада,  а разные цели в деятельности  высших органов государства могут  привести к их вооружённому  противоборству (Россия, октябрь 1993г.);

3) организационно-правовое  единство, означающее создание системы  органов государства с их иерархией  и размежеванием полномочий.

Возникновение идеи разделения властей связано с борьбой  молодой буржуазии, выражавшей политическое (но не всегда экономические) интересы широких слоёв населения против абсолютизма. Стремясь к ограничению  королевской власти, идеологи буржуазии (особенно французский юрист Ш.-Л. Монтескье, 1689-1755) выдвинули тезис  о разделении государственной власти на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (в то время –  король и его министры) и судебную (независимые суды с участием присяжных). Эта идея вошла затем почти  во все конституции стран мира (в том числе российскую 1993г.) вместе с идеей о власти (суверенитете) народа. Тезис о разделении властей отражает организационно-правовой подход к структуре государственной власти, статьи конституции о власти народа – социологический. Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.

В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие:

·   учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей государственный строй);

·   избирательную (в некоторых странах Латинской Америки);

·   контрольную (органы, осуществляющие государственный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в Российской Федерации).

Что же касается иногда называемых в литературе власти СМИ (четвёртой  власти), партийной власти (власти специалистов), власти технократов и т.д., то эти  явления не представляют собой ветвей государственной  власти. В некоторых  новейших конституциях постсоциалистических стран уже не даётся такое преувеличенное значение, как раньше, идее разделения властей. Такой подход понятен после десятилетий тоталитаризма, когда существовали слитные партийно-государственные структуры. Но он искажает реальную ситуацию. Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоциалистических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения  её ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Глава 3. Соотношение политической и государственной власти.

В литературе порой понятия  власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.

Конечно, указанные понятия  — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно  значимы, обе они и есть публичная  власть. Вместе с тем, понятия эти  не тождественные. Государственная  власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в  государстве (за исключением сотрудников  дипломатического корпуса иностранных  государств). Политическая власть может  не совпадать по масштабу воздействия  с государственной властью, так  как осуществляется внутри государства  в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами  государства в рамках международных  организаций.

 Можно говорить, что  государственная власть — всегда  политическая, но политическая власть  не всегда государственная. Кроме  того, государственная власть обладает  признаками, присущими только ей.

Признаки, отличающие государственную  власть:

• официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;

• структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных  и взаимодействующих институтов власти;

• общеобязательный характер ее решений;

• наличие права на легитимное принуждение и использование  спецслужб в целях осуществления  законных функций власти;

• возможность отменять постановления и решения негосударственных  политических организаций;

• обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия  части доходов граждан и организаций  посредством налогообложения.

Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:

а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;

б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.

Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опи рается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

С понятием «государственная власть» непосредственно связаны  понятия «институты власти» и  «органы государственной власти».

Институт власти означает комплекс учреждений, организаций; созданный  не естественно-природным образом, а специально сформированный людьми для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов  и имеющий возможность оказывать  властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в  комплексе специально учреждаемых  государственных органов.

Государственный орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом  может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным  образом организованная группа должностных  лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Важно подчеркнуть, что государственная  власть и органы (институты) государственной  власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.

Итак, государственная власть — это:

• право, возможность и  способность государства оказывать  через государственные органы и  должностных лиц воздействие  на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных  средств и методов;

• система соответствующих  институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

• лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе феномен  государственной власти рассматривался как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную  политическую власть, или аппарат  этой власти и как аппарат государственной  власти, совокупность властных органов  и должностных лиц и их отношения, связи между ними.

Информация о работе Соотношение политической и государственной власти