Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:43, контрольная работа
Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро. В этой работе, я рассмотрю структуру государственной власти, её функции, принципы работы, а также систему органов во власти, и одновременно характер, форму осуществления и сравнить систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России. Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три главы и заключение. В первой главе изложены понятия, принципы государственной власти, а также деятельность государственного аппарата и его организация. Во второй главе был рассмотрен принцип разделения властей
Введение………………………………………………………….……..... 3.
Глава 1. Понятие государственной власти…………………………....…4.
Глава 2. Теория разделения властей……………………………….….....8.
Глава 3. Соотношение политической и государственной власти….….15.
Заключение…………………………………………………………..….…18.
Список литературы………………………………………………….…… 20.
.
*Нормотворчество -это процесс организации начал в развитии, совершенствовании уже существующих правовых и социальных начал.
дело будет выигрывать та сторона, которая больше заплатит. Но требовании не отрицает возможность прецедентного права. При установлении прецедента суд создаёт норму, но в дальнейшем судьи связаны этой нормой. Персональное разделение властей. В состав законодательных органов не входят функционеры исполнительной власти и судьи, т.е. депутатами легислатуры не могут избираться будущие исполнители законодательных решений. Однако этот, казалось бы, очевидный принцип несовместимости депутатского мандата с занятием других государственных должностей не соблюдается в парламентарных странах (Великобритания, ФРГ и др.), где члены правительства одновременно являются депутатами парламента. Причём такое нарушение персонального разделения властей – это не упущение в процессе формирования системы разделения властей в отдельных странах, а принципиальная черта парламентарных стран.
Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей:
В науке существует точка зрения, согласно которой не все государственные органы можно отнести к законодательным, исполнительным и судебным, и существует четвёртая – контрольная ветвь власти1. Следует подчеркнуть, что существование в странах с недостаточно развитой государственностью таких органов, которые не укладываются в разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, свидетельствует о том, что в этих странах либо вообще нет разделения властей, либо оно принципиально нарушено. Также существует понятие «учредительная власть», но оно не относится к характеристике аппарата государственной власти. Обычно об «учредительной власти» говорят как о «власти народа», выражающейся в принятии конституции путём референдума. Либо имеется в виду компетенция особого представительного органа – учредительного, или конституционного, собрания, которое принимает конституцию и тем самым как бы учреждает новое государство. Понятие «учредительная власть» не стоит в одном ряду с понятиями законодательной, исполнительной и судебной ветви власти, объясняющими структуру «учреждаемого» или уже существующего аппарата государственной власти. Если механизм государства построен на основе разделения властей, то есть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом возможно такое соотношение этих органов, которое отклоняется от строгого разделения законодательной и исполнительной властей в президентских республиках (например, США). Но такое отклонение не порождает новые ветви государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Там где нет разделения властей (притом, что в рамках «разделения труда по
.
*
государственному управлению»
есть законодательные, исполнительные
и судебные органы), реальный глава
государства (монарх, диктатор, «суперпрезидент»
и т.д.) действительно играет самостоятельную
роль. Но фигура такого реального главы
государства стоит не в одном ряду с другими
государственными органами, а над ними.
Здесь может имитироваться разделение
властей, притом, что глава государства
обладает решающим комплексом полномочий
в законодательной и исполнительной сферах
и, возможно, даже полномочиями высшей
кассационной или надзорной судебной
инстанции. Если специальные контрольные
(надзорные) органы играют самостоятельную
роль в аппарате государства, даже стоят
в одном ряду с парламентом, правительственными
органами и судами общей юрисдикции, то
это ещё не означает особую «контрольную»
ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая
надзор за законностью, вместе с правительственно-
Единство государственной власти и разделение властей:
Единство государственной
власти связано с возникновением
самого государства. Оно вызревало
как интегрированная власть, ликвидирующая
родовой строй с его
Идея единства государственной власти однозначна. Она имеет три различных аспекта:
1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;
2) единство основных целей
и направлений деятельности
3) организационно-правовое
единство, означающее создание системы
органов государства с их
Возникновение идеи разделения властей связано с борьбой молодой буржуазии, выражавшей политическое (но не всегда экономические) интересы широких слоёв населения против абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи буржуазии (особенно французский юрист Ш.-Л. Монтескье, 1689-1755) выдвинули тезис о разделении государственной власти на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (в то время – король и его министры) и судебную (независимые суды с участием присяжных). Эта идея вошла затем почти во все конституции стран мира (в том числе российскую 1993г.) вместе с идеей о власти (суверенитете) народа. Тезис о разделении властей отражает организационно-правовой подход к структуре государственной власти, статьи конституции о власти народа – социологический. Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.
В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие:
· учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей государственный строй);
· избирательную (в некоторых странах Латинской Америки);
· контрольную (органы, осуществляющие государственный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в Российской Федерации).
Что же касается иногда называемых в литературе власти СМИ (четвёртой власти), партийной власти (власти специалистов), власти технократов и т.д., то эти явления не представляют собой ветвей государственной власти. В некоторых новейших конституциях постсоциалистических стран уже не даётся такое преувеличенное значение, как раньше, идее разделения властей. Такой подход понятен после десятилетий тоталитаризма, когда существовали слитные партийно-государственные структуры. Но он искажает реальную ситуацию. Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоциалистических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения её ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.
.
Глава 3. Соотношение политической и государственной власти.
В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.
Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.
Можно говорить, что
государственная власть —
Признаки, отличающие государственную власть:
• официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;
• структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;
• общеобязательный характер ее решений;
• наличие права на легитимное
принуждение и использование
спецслужб в целях
• возможность отменять
постановления и решения
• обладание рядом исключительных
прав, например, законного изъятия
части доходов граждан и
Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:
а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.
Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опи рается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
С понятием «государственная
власть» непосредственно
Институт власти означает
комплекс учреждений, организаций; созданный
не естественно-природным образом,
а специально сформированный людьми
для удовлетворения общих (публичных)
потребностей, интересов на основе
официальных политических (публичных)
правовых решений, нормативных актов
и имеющий возможность
Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в комплексе специально учреждаемых государственных органов.
Государственный орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).
Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.
Итак, государственная власть — это:
• право, возможность и
способность государства
• система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;
• лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.
Заключение.
В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривался как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти и как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними.
Информация о работе Соотношение политической и государственной власти