Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:42, реферат
Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство в
Идею и историю
социального партнёрства
Развернутую
концепцию социального
Социальное
партнерство (в теории и на практике)
рассматривается как
В Трудовой
кодекс впервые включен раздел, объединяющий
нормы, регламентирующие социальное партнерство
в сфере труда.
Социальное партнерство, являясь сложным
социологическим феноменом, с одной стороны,
представляет собой систему сотрудничества
работников и работодателей, с другой
- идеологию такого
сотрудничества.
Идея сотрудничества между основными
классами общества, смягчения антагонизма
между трудом и капиталом возникла достаточно
давно и развивалась в трудах многих мыслителей,
пытавшихся наметить пути конструктивного
развития общественного производства,
внедрить в сферу труда принципы социальной
справедливости.
После второй мировой
войны идея классового сотрудничества
получила свое практическое воплощение
в странах Западной Европы в развитии
государственной поддержки коллективно-договорного
регулирования трудовых отношений, участия
работников в управлении организацией
и формировании консультативных органов
с участием представителей работников
и работодателей.
Социальное партнерство в России, как и в других индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г., за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений. В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.
В Конвенциях и Рекомендациях МОТ изложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства и составляющие его правовую идеологию. Вкратце их можно свести к следующим моментам:
В Конвенциях МОТ нашли отражение такие важнейшие проблемы, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные переговоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и региональном уровнях.
Конвенции:
Нормы
Конвенций МОТ имеют
Понятие социального партнерства дается в ст. 23 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что социальное партнерство - это система взаимоотношений между субъектами, которая направлена на согласование интересов работников и работодателей.
В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[1], интересы работодателей — союзами предпринимателей[2]. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.
Стороны
социального партнерства. Стороны
социального партнерства
Особенности органов власти (государственной и местного самоуправления), проявляется в том, что указанные субъекты не всегда могут выступать сторонами социального партнерства, а только в следующих случаях:
1) когда они являются работодателями;
2) когда
они уполномочены
3) в
случае, когда соответствующее
В других случаях участие органов власти в социальном партнерстве должно быть предусмотренных трудовым законодательством. Так, например, если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов различных уровней, то в этом случае участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Комментарий к статье 25 трудового кодекса
1. Комментируемая
статья различает стороны
социального партнерства и их представителей.
В деятельности соответствующих комиссий
участвуют представители сторон, указанные
в ст. 29 - 31, 33 - 34 ТК, однако они действуют
от имени и в интересах сторон. Правовые
последствия их действий наступают для
работников, профессиональных союзов,
работодателей.
Представители сторон несут ответственность
за неисполнение коллективного договора,
соглашения лишь при наличии вины в неисполнении
конкретных обязательств (см. коммент.
к ст. 55 ТК).
2. Следует отметить существование своеобразного терминологического противоречия
между признанием возможности заключения
трехсторонних соглашений (см. коммент.
к ст. 45 ТК) и определением социального
партнерства как трехстороннего сотрудничества
(см. коммент. к ст. 23 ТК), с одной стороны,
и отнесением к сторонам социального партнерства
только работников и работодателей (см.
коммент. к ст. 23 ТК) - с другой.
Представляется, что целью
законодателя являлось акцентирование
специфической роли органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в системе социального партнерства. Они
принимают участие в заключении соглашений,
работе постоянно действующих трехсторонних
комиссий и т.п., но не в качестве "полноценной"
стороны. Их роль заключается в защите
общественных интересов при осуществлении
коллективно-договорного регулирования
или учете мнения социальных партнеров
в ходе принятия важных политических,
экономических и правовых решений. Кроме
того, они осуществляют
своеобразное посредничество,
помогают сторонам достичь соглашения
и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные
договорные акты. Однако ни органы исполнительной
власти, ни органы местного самоуправления не несут никаких обязательств,
вытекающих из заключенных с их участием
соглашений. Именно поэтому они не признаются
стороной социального партнерства,
т.е. субъектом, который несет всю полноту
ответственности за выполнение достигнутых
договоренностей.
Как и любой правовой институт, институт социального партнерства строится на основе основных начал и положений - принципов. Нам представляется целесообразным классифицировать такие принципы по следующим основаниям:
1) основанные на субъектном составе сторон социального партнерства:
a) равноправие сторон;
b) уважение и учет интересов сторон;
c) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
d) полномочность представителей сторон;
2) связанные
с достижением целей
a) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
b) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
c) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
d) обязательность
выполнения коллективных
3) связанные с государственными гарантиями социального партнерства:
a) содействие государства
в укреплении и развитии
4) правовые:
a) соблюдение сторонами
и их представителями
5) контроля и
ответственности сторон
a) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
b) ответственность
сторон, их представителей за
невыполнение по их вине
частные принципы социального партнерства: