Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:42, реферат

Краткое описание

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Соц партн. ответы.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)
  1. Принципы формирования трёхсторонних комиссий

Федеральный закон  от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально - трудовых отношений"

Статья 2. Принципы и порядок формирования Комиссии

1. Комиссия формируется на основе принципов:

1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;

2) полномочности сторон;

3) самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства Российской Федерации при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

 

 

  1. Осуществление контроля да соблюдением договорённостей,  достигнутых в ходе коллект переговоров
  2. Понятие коллект договора и его соотношение с другими договорами о труде

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

1. Данное в комментируемой  статье определение коллективного  договора соответствует положениям  международных документов в сфере  труда, в частности Рекомендации  МОТ N 91 "О коллективных договорах" (1951). 
2. Коллективный договор является нормативным соглашением, т.е. актом, который заключается в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержит нормы права. 
3. В определении, данном в ч. 1 настоящей статьи, подчеркивается нормативный характер этого правового акта. Основная его задача - регулирование социально-трудовых отношений. 
Под социально-трудовыми отношениями в контексте данной нормы понимаются общественные отношения, входящие в предмет трудового права (см. коммент. к ст. 1 ТК), а также связанные с социальным обслуживанием работников в широком смысле (дополнительное социальное страхование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем и т.п.). 
4. Наряду с нормативными положениями коллективный договор содержит обязательственную часть - конкретные обязательства работодателя по обеспечению нормальных условий труда (см. коммент. к ст. 41 ТК). 
5. В отличие от ранее действовавшего законодательства Трудовой кодекс закрепляет модель "единого коллективного договора": в организации независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данной организации. Такой подход в полной мере соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников. 
6. При недостижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, фиксирующий положения, по которым стороны не смогли прийти к согласию. 
Очевидно, что это правило установлено для того, чтобы четко разграничить согласованные и несогласованные условия коллективного договора и не задерживать его подписание (а, следовательно, и предоставление работникам предусмотренных им льгот, преимуществ, норм, устанавливающих условия труда). 
7. Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших переговоров либо предметом коллективного трудового спора (см. коммент. к гл. 61 ТК). 
Вопрос о выборе способа урегулирования разногласий должен решаться по соглашению сторон. Если стороны не достигли соглашения либо работодатель (его представители) уклоняется от продолжения коллективных переговоров, необходимо перейти к проведению примирительных процедур. 
8. Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений.

  1. Характеристика стороны трудового договора и их представители
  2. Процедура разработки и заключения коллективного договора
  3. Содержание коллективного договора

 

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура  коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут  включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы  и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм  регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время  и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение  интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при  выполнении соответствующих условий  коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с  учетом финансово-экономического положения  работодателя могут устанавливаться  льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные  по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

 

  1. Ответственность за несоблюдение условий коллект договора. Порядок привлечения к ответственности

Важным средством  обеспечения реального выполнения коллективного договора наряду с  контролем является устанавливаемая  в отношении его сторон ответственность  за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств. Такая ответственность  предусматривается различными нормативными актами и имеет свою специфику  в зависимости от того, какая сторона  и какие конкретно лица оказались  виновными в невыполнении обязательств по коллективному договору.

 

Юридическая ответственность по Закону РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривается  главным образом в отношении  должностных лиц, представляющих в  договоре работодателя. Эта ответственность  выражается преимущественно в форме  штрафа и носит административно-правовой характер. Она устанавливается за следующие нарушения: 1) уклонение  от участия в переговорах; 2) нарушение  и невыполнение коллективного договора; 3) непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров.

 

Ответственность лиц, представляющих работодателя, которые  уклоняются от участия в переговорах  по заключению, изменению или дополнению договора или нарушили установленный  семидневный срок начала переговоров, выражается в штрафе, исчисляемом  в размере до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда. Такая же ответственность устанавливается за необеспечение работы комиссии по переговорам в определенные сторонами сроки. Указанный штраф налагается в судебном порядке.

 

За нарушение  и невыполнение коллективного договора лица, представляющие работодателя, подвергаются штрафу в размере до 50-кратной  величины минимального размера оплаты труда, также налагаемому в судебном порядке. По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не выполняются условия коллективного договора. Наиболее распространенной формой юридической ответственности руководителей государственных предприятий и других должностных лиц из числа администрации, виновных в указанных нарушениях, является дисциплинарная ответственность. Она наступает за нарушение таких колдоговорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного воздействия могут быть

 

 

 

 

 

 

 

различными (вплоть до увольнения) в зависимости от характера нарушения, его тяжести и личности нарушителя. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности. За преступные нарушения условий (положений) коллективного договора лицами, представляющими работодателя, уголовное законодательство России (ст. 137, 140 У К РФ) предусматривает уголовную ответственность.

 

Законодательство  не исключает сочетания различных  видов юридической ответственности  за виновное нарушение должностными лицами обязательств по коллективному  договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности  в форме выговора или строгого выговора).

 

За непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля, лица, представляющие работодателя, несут ответственность либо в виде соответствующих мер дисциплинарного наказания, либо подвергаются штрафу в размере до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

 

Привлечение лиц, представляющих работодателя, к  штрафу за указанные выше нарушения  производится судом: а) по заявлению  представителей работников; б) по заявлению  органов исполнительной власти по труду; в) по инициативе прокурора. Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафа регламентируются законодательством.

 

Наряду с  ответственностью лиц, представляющих работодателя, важное теоретическое  и практическое значение имеет вопрос об ответственности другой стороны  коллективного договора — работников организации (трудового коллектива).

 

Как правило, действующее законодательство не предусматривает  в отношении трудового коллектива и отдельных работников за невыполнение обязательств по коллективному договору какой-либо ответственности юридического характера. Они несут главным  образом моральную и общественную ответственность. Если же, как указывалось  выше, в невыполнении работником условий  договора имеются признаки дисциплинарного  проступка, он может быть привлечен  к дисциплинарной ответственности, а в надлежащих случаях (при наличии  имущественного ущерба) — к материальной ответственности. Профком предприятия  и иной уполномоченный работниками  орган за невыполнение обязательств по договору несут моральную ответственность  перед трудовым коллективом, который  они представляют. Отдельные профсоюзные  работники за невыполнение своих  представительских обязательств могут  привлекаться к ответственности  в порядке профсоюзной дисциплины — по уставу профсоюзов.

Нарушение или  невыполнение работодателем или  лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного  штрафа в размере от 30 до 50 минимальных  размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП).

Ответственность для представителей работников законодательством  об административных правонарушениях  не предусмотрена.

 

  1. Понятие соглашений как нормативных актов социального партнёрства

 

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и  устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый  между полномочными представителями  работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном  уровнях социального партнерства  в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются  при обязательном участии соответствующих  органов исполнительной власти или  органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

1. Соглашение в отличие от  коллективного договора заключается  на других уровнях социального  партнерства - федеральном, региональном, территориальном, отраслевом.

2. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли,  региона, территории. Их интересы  на коллективных переговорах  представляют объединения работодателей,  иные представители работодателей.  В том случае, когда соглашение  предусматривает полное или частичное  финансирование из бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации,  местного), оно должно заключаться  с участием соответствующего  органа исполнительной власти  или местного самоуправления, который  выступает в качестве представителя  работодателей (одного из представителей  работодателей) (ч. 6 ст. 35 ТК).

Другой стороной соглашений выступают  работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и  их объединения.

3. Соглашение в соответствии  с комментируемой статьей устанавливает  общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических  отношений.

Приведенное определение, к сожалению, не в полной мере согласуется с  теорией и практикой коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений. Общие принципы регулирования отношений, входящих в предмет трудового  права, устанавливаются на уровне федерального закона (ст. 2 ТК), субъекты социального  партнерства не могут решать таких  важных вопросов. На практике соглашения в зависимости от уровня заключения устанавливают либо конкретные условия  труда соответствующих категорий  работников, либо общие обязательства  сторон по обеспечению определенных трудовых прав и гарантий.

4. В отличие от коллективного  договора (см. коммент. к ст. 40 ТК), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений. Например, Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2003 - 2005 годы (заключено 21 января 2003 г., зарегистрировано Минтрудом России 26 февраля 2003 г. N 1438-ВЯ) содержит раздел, озаглавленный "Обязательства в области производственных и экономических отношений". В этот раздел включены обязательства сторон по содействию развития многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования, использованию земельных угодий для производства сельскохозяйственной продукции и сырья (п. 2.1); главные направления деятельности Минсельхоза России с участием Росагропромсоюза, объединений работодателей агропромышленного комплекса и профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, в частности обеспечение экономически обоснованной ценовой политики, формирование и развитие финансово-кредитной системы обслуживания товаропроизводителей АПК (п. 2.2).

Информация о работе Социальное партнёрство