Становление многопартийности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

В целом современным российским партиям в той или иной мере присущи все указанные признаки, и потому применение к ним традиционных категорий и понятий политической науки представляется вполне уместным. Вместе с тем, каждый из этих признаков проецируется на реальную многопартийную жизнь России будучи как бы преломленным через призму специфических условий, которые нуждаются в особом оговаривании.

Содержание

Введение
Глава 1. Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. - 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему
1.1 Социал-демократы
Глава 2. Основные этапы развития современной российской многопартийности
2.1 Период "неформального общественного движения" (1986-88 гг.)
2.2 Период деятельности народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.)
2.3 "Первая волна" партиобразования (1990-91 гг.). Возникновение антиномии "Демократы - КПСС"
2.4 "Вторая волна" партиобразования (1991-93 гг.). "Троецентричная" система: демократы, "право-левая" оппозиция, "центристы".
2.4.1 Демократы
2.4.2 "Объединенная" ("право-левая", "непримиримая") оппозиция
2.4.3 "Центристы" ("конструктивная оппозиция")
Глава 3. Развитие российской многопартийности в период между выборами в I и II Государственную Думу (1993-95 гг.). "Атомизация" и новая перегруппировка политических сил
Глава 4. Период после выборов во II Государственную Думу. Президентская кампания
Глава 5. “Единая Россия”
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

многопартийность.docx

— 88.51 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Архитектурно-строительный Университет

Автомобильно-дорожный факультет

 

Кафедра «Транспортно-технологических машин»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

“СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

 

 

 

 

 

                                                     

 

                                             Выполнил: Белов Н.А.

                                  Группа МАС IV

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012 год

Содержание

Введение

Глава 1. Многопартийность в  дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. - 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему

1.1 Социал-демократы

Глава 2. Основные этапы развития современной российской многопартийности

2.1 Период "неформального  общественного движения" (1986-88 гг.)

2.2 Период деятельности  народных фронтов и создания  протопартийных структур (1988-89 гг.)

2.3 "Первая волна"  партиобразования (1990-91 гг.). Возникновение антиномии "Демократы - КПСС"

2.4 "Вторая волна"  партиобразования (1991-93 гг.). "Троецентричная" система: демократы, "право-левая" оппозиция, "центристы".

2.4.1 Демократы

2.4.2 "Объединенная" ("право-левая", "непримиримая") оппозиция

2.4.3 "Центристы" ("конструктивная  оппозиция")

Глава 3. Развитие российской многопартийности в период между  выборами в I и II Государственную Думу (1993-95 гг.). "Атомизация" и новая перегруппировка политических сил

Глава 4. Период после выборов во II Государственную Думу. Президентская кампания

Глава 5. “Единая Россия”

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

“Партии разоблачают друг друга, и весьма преуспевают в этом,

потому что судит одна о другой по себе” 

Пьер Буаст

Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.  
Прежде чем пытаться понять, каким образом многопартийность выполняет эти функции, уточним, что представляет собой ее элементарный "кирпичик" - политическая партия.

Максимально абстрактное  определение политической партии - организация, борющаяся за власть. Попытка  конкретизировать это определение  приводит к следующим выводам.

Во-первых, партия не инкорпорируется  непосредственно в систему государственной  власти и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти цели декларируются публично, и для их достижения используются исключительно политические средства. Таким образом, за рамки понятия "политическая партия" выводятся  группы давления, пытающиеся путем  воздействия на власть повлиять на процесс принятия политических решений. 
Во-вторых, партия выражает политические интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Иными словами, она должна представлять еще кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных с ними людей. Это выводит за рамки понятия "партия" организации клубно-сектантского типа.

В-третьих, интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узкокорпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отдельной социальной группы, однако при этом проект должен учитывать интересы общества в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело, в лучшем случае, с корпоративной организацией, если не просто с лоббистской группировкой.

Наконец, полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной структурой, между различными частями которой  существует строго оговоренное разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное число  активистов, сеть региональных отделений  и выборные центральные органы. Таким  образом, за рамки понятия "политическая партия" выводятся многочисленные карликовые организации, претендующие на активное участие в политической жизни, но не могущие реализоваться  в качестве реальных субъектов публичной  политики.

Все перечисленные условия подразумевают высокий уровень зрелости как общества, так и государства. Прежде всего, общество должно не состоять из отдельных замкнутых общин, но быть именно гражданским - с дифференцированной, но одновременно единой социальной структурой, с формальным равенством отдельных членов и социальных групп, осознавших необходимость своего участия в политической жизни. (Так же как полноценный рынок подразумевает в качестве условия своего существования не натуральное хозяйство, а единый хозяйственный комплекс с глубоким разделением общественного труда.) Со своей стороны, государственная власть должна представлять собой открытую систему, формирующуюся и функционирующую под известным контролем общества. Для этого, в частности, она должна включать в себя в качестве необходимого звена представительные органы и независимую судебную власть. (Так же как рынок не может существовать в условиях, когда производитель диктует потребителю структуру его потребностей.) Другими словами, эффективное функционирование многопартийности предполагает наличие и взаимодействие устойчивых либо активно формирующихся социальных групп с объективно обусловленными и осознанными социальными интересами и с реальной возможностью реализации этих интересов путем воздействия на политические структуры через различного рода общественные объединения.

В целом современным российским партиям в той или иной мере присущи все указанные признаки, и потому применение к ним традиционных категорий и понятий политической науки представляется вполне уместным. Вместе с тем, каждый из этих признаков  проецируется на реальную многопартийную жизнь России будучи как бы преломленным через призму специфических условий, которые нуждаются в особом оговаривании.

 

Глава 1. Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. - 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему

Особенностью генезиса многопартийности в дореволюционной России было то, что ее становление происходило  в условиях фактического запрета  на деятельность любых независимых  от власти политических организаций, а  также полного отсутствия каких  бы то ни было представительных органов. Так как любые политические организации  могли быть только нелегальными, их возникновение и дальнейшее развитие было возможно только в той части  политического спектра, которая  отличалась безусловной оппозиционностью к власти. Именно поэтому гегемония  социалистического движения в становящейся российской многопартийной системе  была особенно ярко выражена. Первой российской политической организацией партийного типа следует считать социалистическую по своим идейным установкам "Народную волю" (1870-е - начало 1880 гг.), обладающую как четкой политической программой и относительно развитой организационной структурой, так и претензией на представительство политических интересов определенной социальной группы - крестьянства. Ее скорое исчезновение с политической арены обусловливалось как внешними (полицейские репрессии), так и внутренними причинами, заключавшимися в утопичности ставки на представительство интересов крестьянства - класса, по своей природе далекого от политики и неспособного к осознанной защите своих интересов на национальном уровне (реально "Народная воля" опиралась, конечно же, не на крестьянство, а на очень узкий слой разночинной интеллигенции). Наконец, избрав в качестве основного метода своей деятельности индивидуальный террор, "Народная воля" вступила в борьбу на поле, где ее противник обладал безусловным преимуществом, и тем самым обрекла себя на полное уничтожение.

В 90-е годы ХIХ века процесс образования политических организаций социалистической ориентации превратился в устойчивую тенденцию. Новые организации претендовали на представительство интересов уже не крестьянства, а промышленного пролетариата, и хотя их реальной опорой по-прежнему являлась в основном разночинная интеллигенция, однако связи социал-демократических организаций с промышленными рабочими все более расширялись. К концу ХIX - началу XX вв. тенденция к объединению разрозненных социал-демократических и неонароднических групп (прямых наследников "Народной воли", претендовавших уже на выражение политических интересов всего "трудового народа", т.е. и крестьянства и рабочего класса одновременно) вылилась в образование полноценных партий - Российской социал-демократической рабочей партии (1898-1903 гг.) и Партии социалистов-революционеров (1901-06 гг.), а также ряда социалистических партий в национальных губерниях Российской империи (Дашнакцутюн в Армении, Белорусской социалистической громады и др.). Организационное оформление левого фланга дало толчок аналогичным процессам в центре политического спектра - появились либеральные "Союз освобождения" и Союз земцев-конституционалистов, на основе которых позже была создана кадетская партия. Наконец, первая российская революция, одним из главных достижений которой стало введение в России ряда гражданских свобод и созыв законодательной Государственной Думы (Манифест от 17 октября 1905 г.), положила начало появлению лояльных по отношению к правящему политическому режиму организаций как монархической, так и либерально-консервативной ориентации. Тем самым организационное оформление политического спектра дореволюционной России, а вместе с ним и становление многопартийной системы, было завершено.

Для российской многопартийности, в том виде, в каком она сложилась  в годы первой российской революции, было характерно следующее: 1) наличие  сильного и организованного левого фланга, настроенного непримиримо по отношению не только к самодержавию, но и к "центру", т.е. либералам; 2) многочисленность, но крайняя организационная  аморфность правого фланга; 3) быстрый  рост достаточно рыхлого либерального "центра", правая часть которого открыто тяготела к соглашению с властями, а левая пыталась балансировать между крайне левыми и властью.

 

1.1 Социал-демократы

Российская социал-демократическая  рабочая партия являлась самой "старой" и самой организационно зрелой партией  России. Своей конечной целью социал-демократы  ставили осуществление социалистической революции - установление диктатуры  пролетариата, ликвидацию частной собственности  на средства производства (программа-максимум). Ближайшей же задачей (программа-минимум) объявлялось осуществление буржуазно-демократической  революции - свержение самодержавия, установление республики, введение гражданских  свобод, 8-часового рабочего дня и  пр. I съезд РСДРП состоялся еще  в 1898 г., однако программные и уставные документы были приняты только на II съезде (1903 г.). В 1907 г. численность  РСДРП составляла 167 тыс. человек (включая  членов национальных социал-демократических  организаций). Численно партия на тот  момент в 2-3 раза превосходила и кадетскую, и октябристскую, и эсеровскую партии, формально уступая только Союзу  русского народа, однако на порядок превосходя его в развитости сети своих отделений и организованности. Кроме всего прочего, социал-демократы весьма четко представляли, интересы каких социальных групп они выражают, в то время как остальные партии в этом вопросе или просто "плутали", или выдавали желаемое за действительное.

Вместе с тем положение  РСДРП еще со II съезда осложнялось  расколом на радикальных "большевиков" (во главе с В.Лениным) и более  умеренных "меньшевиков" (лидеры - Ю.Мартов, Ф.Дан, Г.Плеханов). Меньшевики считали движущей силой буржуазно-демократической  революции буржуазию, рабочий класс - его союзником, а крестьянство определяли как в целом реакционную силу. Они также исходили из того, что  после свержения самодержавия страна вступит в достаточно длительный период буржуазного развития, в ходе которого созреют предпосылки для  осуществления социалистической революции. В связи с этим в период первой российской революции основную ставку меньшевики делали на союз с либералами - в первую очередь с кадетами. Большевики же считали движущей силой  буржуазно-демократической революции  пролетариат, а его ближайшим  союзником - крестьянство, и выступали  против любого сотрудничества с либералами, настаивая на необходимости сделать  все для перерастания буржуазно-демократической  революции в революцию социалистическую. Между большевиками и меньшевиками имелись также разногласия по вопросу о способах достижения своих  целей. Меньшевики делали основную ставку сначала на проведение общероссийской политической стачки, а затем - на использование  возможностей Государственной Думы. Большевики считали наиболее действенным  путь вооруженного восстания, к думской  же деятельности они обратились только в период очевидного спада революции (выборы в I Думу в 1906 г. они, в отличие  от меньшевиков, бойкотировали). Кроме  того, большевики не брезговали таким  способом пополнения партийной кассы, как "экспроприации", в то время  как меньшевики были категорическими  противниками "эксов". Между 1903 и 1905 гг. меньшевикам удалось закрепить за собой большинство в центральных органах партии, однако фактически в РСДРП существовало два руководящих центра - меньшевистский Центральный комитет и большевистское Организационное бюро. С началом первой российской революции разногласия между двумя крыльями привели к фактическому расколу партии. В апреле 1905 г. большевики провели III съезд партии, а меньшевики - партийную конференцию, на которых каждая часть избрала свои руководящие органы. На IV Стокгольмском съезде РСДРП (апрель - начало мая 1906 г.) была сделана попытка объединения, однако после того, как меньшевикам вновь удалось занять доминирующие позиции в руководстве партии, большевики сформировали собственный руководящий центр на базе газеты "Пролетарий".

После поражения революции 1905-07 гг. социал-демократы понесли  огромные потери в результате полицейских  репрессий. За 1907-10 гг. РСДРП потеряла около 90% своего состава, а ряд национальных организаций вовсе прекратил  свое существование. Остатки организационной  сети РСДРП были буквально нашпигованы  агентами охранного отделения, которым  порой удавалось подняться весьма высоко в партийной иерархии (так, агент охранного отделения Р.Малиновский  был членом ЦК РСДРП(б) и сумел стать лидером думской фракции большевиков). Кроме того, после поражения революции партию потряс новый организационный кризис. В 1907-14 гг. раскол внутри РСДРП коснулся каждой фракции. От большевистской фракции откололась группа "Вперед" во главе с А.Богдановым, настаивавшая на приоритете нелегальной деятельности перед легальной. В меньшевистской фракции выделилась группа т.н. "ликвидаторов" во главе с А.Потресовым и П.Масловым, предлагавшая признать нелегальную организацию РСДРП ликвидированной и все силы социал-демократов сосредоточить на работе в легальных организациях. Группа меньшевиков во главе с Ю.Мартовым и Ф.Даном, группировавшаяся вокруг газеты "Голос социал-демократа", выступала за сохранение нелегальной организации, но при условии подчинения ее деятельности нуждам легальной работы. Наконец, третья группа меньшевиков (т.н. "партийцы") во главе с Плехановым выступала с позиций, близких тем, которые занимала основная часть большевиков во главе с Лениным, - сочетание легальных и нелегальных форм деятельности под руководством находящихся на нелегальном положении центральных органов партии. Некоторое время в РСДРП были сильны тенденции к объединению всех фракций. Последняя такая попытка была предпринята на январском (1910 г.) пленуме ЦК РСДРП. Однако достигнутое примирение оказалось чисто формальным. Сразу же после пленума конфликт вспыхнул с новой силой, и обе части партии окончательно размежевались. В январе 1912 г. большевики созвали в Праге т.н. VI конференцию РСДРП, на которой исключили из РСДРП меньшевиков-"ликвидаторов", а фактически образовали самостоятельную Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков). Представители меньшевистских и внефракционных групп созвали в августе 1912 г. в Вене собственную конференцию и избрали свой руководящий центр в лице Организационного комитета. Таким образом, возникли две разные партии, каждая из которых имела прочные позиции в определенных слоях рабочего класса: меньшевики - среди наиболее квалифицированных рабочих (прообраз российской "рабочей аристократии"), большевики - в более широких рабочих массах, "пролетариате".

 

Глава 2. Основные этапы развития современной российской многопартийности

Информация о работе Становление многопартийности в Российской Федерации