Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:57, реферат
В целом современным российским партиям в той или иной мере присущи все указанные признаки, и потому применение к ним традиционных категорий и понятий политической науки представляется вполне уместным. Вместе с тем, каждый из этих признаков проецируется на реальную многопартийную жизнь России будучи как бы преломленным через призму специфических условий, которые нуждаются в особом оговаривании.
Введение
Глава 1. Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. - 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему
1.1 Социал-демократы
Глава 2. Основные этапы развития современной российской многопартийности
2.1 Период "неформального общественного движения" (1986-88 гг.)
2.2 Период деятельности народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.)
2.3 "Первая волна" партиобразования (1990-91 гг.). Возникновение антиномии "Демократы - КПСС"
2.4 "Вторая волна" партиобразования (1991-93 гг.). "Троецентричная" система: демократы, "право-левая" оппозиция, "центристы".
2.4.1 Демократы
2.4.2 "Объединенная" ("право-левая", "непримиримая") оппозиция
2.4.3 "Центристы" ("конструктивная оппозиция")
Глава 3. Развитие российской многопартийности в период между выборами в I и II Государственную Думу (1993-95 гг.). "Атомизация" и новая перегруппировка политических сил
Глава 4. Период после выборов во II Государственную Думу. Президентская кампания
Глава 5. “Единая Россия”
Заключение
Наконец, последняя попытка
объединить демократические организации
путем "простого блокирования" была
предпринята в конце марта 1993
г. - сразу после начала нового витка
конфронтации между Съездом народных
депутатов РФ и президентом, обострившейся
в связи с подписанием Б.
2.4.2 "Объединенная" ("право-левая", "непримиримая") оппозиция
Августовские события
и последовавший за ними роспуск
компартии послужили толчком
для образования
Если на демократическом
фланге политического спектра
В результате крайне правый и крайне левый фланги политического спектра России сомкнулись, вытеснив традиционно находившихся в "центре" либералов на один из флангов, а конфигурация политического пространства страны, в отличие от классической, приняла вид не прямой линии, а "подковы" или даже кольца.
2.4.3 "Центристы" ("конструктивная оппозиция")
Одновременно с нарастанием противостояния между "право-левой" оппозицией и демократами в политическом пространстве России начал формироваться и "центр" на основе "конструктивной оппозиции" курсу "правительства Ельцина-Гайдара". Его возникновению способствовало сужение базы политической поддержки власти вследствие начала "шоковой терапии", стремительного имущественного расслоения общества, распада СССР и начавшегося раскола между двумя ветвями власти - представительной в лице Съезда народных депутатов РФ и исполнительной в лице президента. Инициаторами создания "конструктивной" (или центристской) оппозиции явились силы, еще недавно считавшиеся политическими союзниками Б.Ельцина, но уже начавшие проявлять недовольство отсутствием у последнего желания поделиться реальной властью. Способом борьбы за свои интересы эти силы избрали критику методов начавшейся экономической реформы (слишком радикальных, по их мнению) с опорой на парламентское большинство, разделявшее на тот момент ту же точку зрения.
Еще в марте 1992 г. стал намечаться альянс между Народной партией "Свободная Россия" и Демократической партией России. Сближение ДПР и НПСР происходило на базе общих претензий к правительству Гайдара. Они требовали принятия мер по смягчению социальных последствий проводимых реформ, включения в состав правительства опытных производственников, более решительного отстаивания государственного единства Российской Федерации. Эта база оказалась вполне приемлемой и для их консолидации с Всероссийским союзом "Обновление", образованным в мае 1992 г. на основе Российского союза промышленников и предпринимателей во главе с А.Вольским. 21 июня 1992 г. ДПР, НПСР, союз "Обновление", парламентская фракция "Смена - Новая политика" и возникший на месте ВЛКСМ Российский союз молодежи провели в Москве Форум общественных сил, положивший начало существованию блока "Гражданский союз". В сентябре 1992 г. о присоединении к "Гражданскому союзу" заявили парламентские фракции "Левый центр" и "Беспартийные депутаты", а в ноябре - фракция "Суверенитет и равенство". С первых дней своего существования "Гражданский союз" начал активную кампанию давления на исполнительные структуры. Незадолго до VII съезда народных депутатов "Гражданский союз" заключил соглашение с "непримиримой оппозицией" в лице парламентского блока "Российское единство". Это соглашение предусматривало координацию действий двух коалиций с целью добиться на Съезде персональных изменений в кабинете министров. Есть основания говорить, что на VII съезде народных депутатов РФ "Гражданский союз" одержал своего рода победу, добившись, с одной стороны, замены Е.Гайдара на посту главы правительства "производственником" В.Черномырдиным, а с другой - не допустив, чтобы плодами этой замены воспользовались "непримиримые".
Таким образом, к концу 1992 г. в России сложилось своего рода политическое "троецентрие", причем ослабление и раздробление одного из "центров" (демократического лагеря), сопровождалось внешним усилением двух других ("право-левой" оппозиции и оппозиции "конструктивной"). Конец 1992 г. можно считать кульминацией "троецентрической" модели российской многопартийности. В дальнейшем развитие каждого из "центров", проходившее на фоне углубления конфронтации между президентом и парламентом и постепенным переходом большинства депутатов на позиции сначала "конструктивной" (декабрь 1992 г.), а затем и "непримиримой" оппозиции (весна-осень 1993 г.), привело к заметному изменению конфигурации политического пространства страны.
Прежде всего, подготовка
и проведение референдума 25 апреля
1995 г. привело к коренной перестановке
сил в лагере демократов. На периферию
общественно-политической жизни были
окончательно оттеснены "старые"
демократические организации, а
место гегемонов
Быстрая поляризация политических
сил в начале 1993 г. обусловила кризис
"конструктивной оппозиции" в
лице "Гражданского союза". Переход
лидера ГС вице-президента А.Руцкого
в жесткую оппозицию к
Значительные передвижки произошли и в рядах "непримиримой" оппозиции. Связаны они были прежде всего с укреплением в ней позиций коммунистов. Если весной 1992 г., когда "право-левая" оппозиция только начала объединяться, комдвижение было раздроблено и в значительной степени деморализовано недавним разгромом и запретом КПСС, то к середине 1993 г. ситуация коренным образом изменилась. В частности, на политическую сцену вышла Коммунистическая партия РФ, с момента своего возникновения ставшая наиболее многочисленной партией в стране (руководители КПРФ оценивали ее численность в 500 тыс. человек) и к тому же единственной, обладающей развитой сетью региональных и местных организаций. Это привело к тому, что на низовом уровне на одного активиста-некоммуниста приходилось чуть ли не десяток коммунистов. Поэтому приблизительно равное соотношение в руководстве ФНС представителей "белой" и "красной" оппозиции, сложившееся на момент создания Фронта (в частности, председателем Исполкома ФНС являлся член РХДД И.Константинов, его первым заместителем - лидер КДП-ПНС М.Астафьев) уже не отражало реальную расстановку сил внутри объединенной "непримиримой" оппозиции. Рано или поздно это должно было привести к смене руководства ФНС и его окончательному "покраснению", что означало бы прекращение существования коалиции "правых" и "левых" оппозиционеров. И если до смены руководства "объединенной" оппозиции дело не дошло (все ограничилось выходом из ФНС "белых" - Российского общенародного союза и Национально-республиканской партии России - на II Конгрессе Фронта в июле 1993 г., а также муссированием в августе-сентябре 1993 г. в среде коммунистов разговоров о необходимости снятия со своих постов И.Константинова и М.Астафьева и их замене представителями "красных"), то только потому, что этому помешали события сентября-октября 1993 г., последовавшие за указом президента . 1400, распустившего Съезд народных депутатов РФ и назначившего на 12 декабря 1993 г. выборы в новый двухпалатный парламент - Федеральное Собрание РФ.
Глава 3. Развитие российской многопартийности в период между выборами в I и II Государственную Думу (1993-95 гг.). "Атомизация" и новая перегруппировка политических сил
Политический кризис 1993 г. и последовавшие за ним досрочные выборы в Федеральное Собрание, в ходе которых впервые был опробован механизм партийного представительства при формировании нижней палаты парламента - Государственной Думы, резко изменили расстановку сил в политическом спектре страны.
Прежде всего, прекратила свое существование коалиция "объединенных" оппозиционеров, левая составляющая которой (коммунисты), придя к выводу о маломощности своего правого партнера, в дальнейшем предпочла действовать самостоятельно. (Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что союз "правых" и "левых" мог быть только тактическим: как в случае победы над существующим режимом, так и в случае поражения - что и произошло - этот союз неминуемо должен был распасться.Кроме того, в отличие от "белых" оппозиционеров, коммунисты имели свой четко очерченный электорат, делиться которым с союзниками они не видели никакого смысла.) Более того, в сложившихся условиях левые силы посчитали более выгодным для себя разделить свой электорат. Компартия РФ при этом собирала голоса по идеологическому признаку, а близкая к ней Аграрная партия России - по корпоративному. Расчет левых оказался верным - в совокупности аграрии и коммунисты получили более 20% депутатских мандатов (включая полученные при голосовании по мажоритарной системе).
Лишившись союзников, "державно-националистическая" оппозиция продемонстрировала практически полную беспомощность. В числе 13 объединений, сумевших собрать в свою поддержку 100 тысяч подписей, признанных действительными Центризбиркомом, не было ни одной организации, представлявшей в ФНС "державническую" часть "право-левой" оппозиции (попытку собрать подписи предпринимали РОС, НРПР, КДП-ПНС, РХДД, блок "Отечество", включавший Конгресс русских общин, СПТ, Союз казаков и Союз нефтепромышленников). В свое оправдание они могли приводить сколько угодно доводов (противодействие властей, нападение на штаб-квартиры с последующей пропажей подписных листов), однако факт реальной маломощности этих организаций был налицо. Освободившуюся нишу некоммунистического антиреформизма заняла ЛДПР В.Жириновского (около четверти голосов по партийным спискам), отличительным признаком которой была, пожалуй, только идеологическая "сверхгибкость", недюжинная способность к мимикрии, а попросту - политическая всеядность. Возможно, именно эти качества и способствовали успеху ЛДПР, не отягощенной грузом "книжных" идеологем и озабоченной исключительно желанием уловить нюансы настроения избирателей. Однако эта же политическая всеядность, на практике ведущая к готовности вступать в торг с кем угодно, отсекала возможность союза с ЛДПР для всех остальных антиреформистов - как "правых", так и "левых".
Информация о работе Становление многопартийности в Российской Федерации