Становление многопартийности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

В целом современным российским партиям в той или иной мере присущи все указанные признаки, и потому применение к ним традиционных категорий и понятий политической науки представляется вполне уместным. Вместе с тем, каждый из этих признаков проецируется на реальную многопартийную жизнь России будучи как бы преломленным через призму специфических условий, которые нуждаются в особом оговаривании.

Содержание

Введение
Глава 1. Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. - 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему
1.1 Социал-демократы
Глава 2. Основные этапы развития современной российской многопартийности
2.1 Период "неформального общественного движения" (1986-88 гг.)
2.2 Период деятельности народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.)
2.3 "Первая волна" партиобразования (1990-91 гг.). Возникновение антиномии "Демократы - КПСС"
2.4 "Вторая волна" партиобразования (1991-93 гг.). "Троецентричная" система: демократы, "право-левая" оппозиция, "центристы".
2.4.1 Демократы
2.4.2 "Объединенная" ("право-левая", "непримиримая") оппозиция
2.4.3 "Центристы" ("конструктивная оппозиция")
Глава 3. Развитие российской многопартийности в период между выборами в I и II Государственную Думу (1993-95 гг.). "Атомизация" и новая перегруппировка политических сил
Глава 4. Период после выборов во II Государственную Думу. Президентская кампания
Глава 5. “Единая Россия”
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

многопартийность.docx

— 88.51 Кб (Скачать файл)

Наконец, последняя попытка  объединить демократические организации  путем "простого блокирования" была предпринята в конце марта 1993 г. - сразу после начала нового витка  конфронтации между Съездом народных депутатов РФ и президентом, обострившейся  в связи с подписанием Б.Ельциным указа об "особом порядке управления страной" (этим указом назначалось  проведение референдума о доверии  президенту и Съезду, а также приостанавливалось действие тех законов и постановленийСъезда, которые противоречили указам главы государства). Тогда был создан Общественный комитет демократических организаций России, в который вступили объединения, являющиеся коллективными членами "Демократической России" и "Новой России", а также ряд более мелких организаций. Проведя накануне референдума 1993 г. несколько митингов в поддержку президента, ОКДОР свел свою дальнейшую деятельность к проведению заседаний - а впоследствии сконцентрировал все усилия на работе в созванном по инициативе президента Конституционном совещании.

 

2.4.2 "Объединенная" ("право-левая", "непримиримая") оппозиция

Августовские события  и последовавший за ними роспуск  компартии послужили толчком  для образования самостоятельных  политических партий, прообразы которых  долгое время существовали внутри КПСС в виде платформ и идейно-политических течений. Теперь они получили возможность  пуститься в "свободное плавание". При этом первыми организационно оформились не собственно коммунистическая, а социал-демократическая и "державная" составляющие КПСС. Первая - в лице Социалистической партии трудящихся (учреждена в октябре 1991 г. частью бывших членов КПСС во главе  с Р.Медведевым, А.Денисовым, Л.Вартазаровой и др.). Вторая - в лице Российского общенародного союза (учрежден в один день с СПТ; лидеры - руководители фракции "Россия" на Съезде народных депутатов РСФСР С.Бабурин и Н.Павлов). Чуть позже от поражения КПСС оправились ортодоксальные коммунисты, образовавшие в ноябре 1991 г. Российскую коммунистическую рабочую партию (В.Тюлькин, В.Анпилов, Р.Косолапов и др.) и сталинистскую Всесоюзную коммунистическую партию большевиков (Н.Андреева). В декабре 1991 г. были созданы неокоммунистические Союз коммунистов во главе с А.Пригариным и Российская партия коммунистов во главе с А.Крючковым. Наконец, уже в феврале 1993 г., после отмены Конституционным судом той части президентского указа от 7 ноября 1991 г., которая запрещала деятельность первичных организаций КПСС, был проведен II "объединительно-восстановительный" съезд КП РСФСР, получившей название Компартии РФ (лидер - Г.Зюганов).

Если на демократическом  фланге политического спектра развертывался  процесс атомизации, то в антиреформистском лагере, напротив, господствующей стала тенденция к объединению. И как для демократов доавгустовского периода основой сплочения в "ДемРоссию" явилось противостояние КПСС, так и для "наследников" КПСС такой основой стало противостояние новому российскому руководству, прежде всего исполнительной власти, приступившей к реализации экономической реформы. В этом противостоянии коммунисты очень быстро нашли общий язык с рядом бывших антикоммунистов. Еще в феврале 1992 г. "государственники" из бабуринскогоРОС объединились с отошедшими от демократов РХДД В.Аксючица и КДП-ПНС М.Астафьева. Вместе с рядом мелких национал-патриотических и "государственнических" организаций эти партии образовали т.н. Российское народное собрание, оказавшееся, впрочем, мертворожденным. В начале весны 1992 г. произошло объединение "государственников" и коммунистов, породившее феномен т.н. "объединенной", или "право-левой", оппозиции. Декларацию "Справедливость. Народность. Государственность. Патриотизм" от 11 марта 1992 г. подписали, с одной стороны, Российский общенародный союз, Российское народное собрание, Русский национальный собор А.Стерлигова (организация, образованная в феврале 1992 г. на базе целой массы национал-патриотических организаций) и др., а с другой стороны, РКРП, Российская партия коммунистов, Социалистическая партия трудящихся, Объединенный фронт трудящихся и др. Впрочем, единство коалиции крайне правого и крайне левого флангов российского политического спектра обеспечивалось не столько этим межпартийным соглашением, сколько созданием в российском парламенте фракционного блока "Российское единство". В него вошли представители фракций "Россия", "Отчизна", "Коммунисты России" и "Аграрный союз", составлявшие около трети всего депутатского корпуса. В октябре 1992 г. был создан и внепарламентский центр "непримиримой" оппозиции в лице Фронта национального спасения.

В результате крайне правый и крайне левый фланги политического спектра России сомкнулись, вытеснив традиционно находившихся в "центре" либералов на один из флангов, а конфигурация политического пространства страны, в отличие от классической, приняла вид не прямой линии, а "подковы" или даже кольца.

 

2.4.3 "Центристы" ("конструктивная оппозиция")

Одновременно с нарастанием  противостояния между "право-левой" оппозицией и демократами в политическом пространстве России начал формироваться  и "центр" на основе "конструктивной оппозиции" курсу "правительства  Ельцина-Гайдара". Его возникновению  способствовало сужение базы политической поддержки власти вследствие начала "шоковой терапии", стремительного имущественного расслоения общества, распада СССР и начавшегося раскола  между двумя ветвями власти - представительной в лице Съезда народных депутатов  РФ и исполнительной в лице президента. Инициаторами создания "конструктивной" (или центристской) оппозиции явились  силы, еще недавно считавшиеся  политическими союзниками Б.Ельцина, но уже начавшие проявлять недовольство отсутствием у последнего желания  поделиться реальной властью. Способом борьбы за свои интересы эти силы избрали  критику методов начавшейся экономической  реформы (слишком радикальных, по их мнению) с опорой на парламентское  большинство, разделявшее на тот  момент ту же точку зрения.

Еще в марте 1992 г. стал намечаться альянс между Народной партией "Свободная Россия" и Демократической партией России. Сближение ДПР и НПСР происходило на базе общих претензий к правительству Гайдара. Они требовали принятия мер по смягчению социальных последствий проводимых реформ, включения в состав правительства опытных производственников, более решительного отстаивания государственного единства Российской Федерации. Эта база оказалась вполне приемлемой и для их консолидации с Всероссийским союзом "Обновление", образованным в мае 1992 г. на основе Российского союза промышленников и предпринимателей во главе с А.Вольским. 21 июня 1992 г. ДПР, НПСР, союз "Обновление", парламентская фракция "Смена - Новая политика" и возникший на месте ВЛКСМ Российский союз молодежи провели в Москве Форум общественных сил, положивший начало существованию блока "Гражданский союз". В сентябре 1992 г. о присоединении к "Гражданскому союзу" заявили парламентские фракции "Левый центр" и "Беспартийные депутаты", а в ноябре - фракция "Суверенитет и равенство". С первых дней своего существования "Гражданский союз" начал активную кампанию давления на исполнительные структуры. Незадолго до VII съезда народных депутатов "Гражданский союз" заключил соглашение с "непримиримой оппозицией" в лице парламентского блока "Российское единство". Это соглашение предусматривало координацию действий двух коалиций с целью добиться на Съезде персональных изменений в кабинете министров. Есть основания говорить, что на VII съезде народных депутатов РФ "Гражданский союз" одержал своего рода победу, добившись, с одной стороны, замены Е.Гайдара на посту главы правительства "производственником" В.Черномырдиным, а с другой - не допустив, чтобы плодами этой замены воспользовались "непримиримые".

Таким образом, к концу 1992 г. в России сложилось своего рода политическое "троецентрие", причем ослабление и раздробление одного из "центров" (демократического лагеря), сопровождалось внешним усилением двух других ("право-левой" оппозиции и оппозиции "конструктивной"). Конец 1992 г. можно считать кульминацией "троецентрической" модели российской многопартийности. В дальнейшем развитие каждого из "центров", проходившее на фоне углубления конфронтации между президентом и парламентом и постепенным переходом большинства депутатов на позиции сначала "конструктивной" (декабрь 1992 г.), а затем и "непримиримой" оппозиции (весна-осень 1993 г.), привело к заметному изменению конфигурации политического пространства страны.

Прежде всего, подготовка и проведение референдума 25 апреля 1995 г. привело к коренной перестановке сил в лагере демократов. На периферию  общественно-политической жизни были окончательно оттеснены "старые" демократические организации, а  место гегемонов демократического движения заняли вновь созданные  объединения. Бывший и.о. премьер-министра Е.Гайдар приступил к созданию блока "Выбор России", вице-премьер С.Шахрай - к созданию Партии российского единства и согласия (оба эти объединения явились прообразом нового феномена российской многопартийности - "партии власти"; доавгустовская КПСС представляла собой скорее не "партию власти", а "власть партии"), начал консультации с возможными союзниками Г.Явлинский.

Быстрая поляризация политических сил в начале 1993 г. обусловила кризис "конструктивной оппозиции" в  лице "Гражданского союза". Переход  лидера ГС вице-президента А.Руцкого  в жесткую оппозицию к президенту Б.Ельцину и налаживание им контактов  с представителями "непримиримой" оппозиции привело к расколу  в рядах ГС. В начале июня 1993 г. решение об отзыве своих представителей из центральных органов "Гражданского союза" приняло Правление ДПР. В августе о выходе из ГС заявил Российский союз промышленников и предпринимателей (А.Вольский), являвшийся базой Всероссийского союза "Обновление".

Значительные передвижки произошли и в рядах "непримиримой" оппозиции. Связаны они были прежде всего с укреплением в ней позиций коммунистов. Если весной 1992 г., когда "право-левая" оппозиция только начала объединяться, комдвижение было раздроблено и в значительной степени деморализовано недавним разгромом и запретом КПСС, то к середине 1993 г. ситуация коренным образом изменилась. В частности, на политическую сцену вышла Коммунистическая партия РФ, с момента своего возникновения ставшая наиболее многочисленной партией в стране (руководители КПРФ оценивали ее численность в 500 тыс. человек) и к тому же единственной, обладающей развитой сетью региональных и местных организаций. Это привело к тому, что на низовом уровне на одного активиста-некоммуниста приходилось чуть ли не десяток коммунистов. Поэтому приблизительно равное соотношение в руководстве ФНС представителей "белой" и "красной" оппозиции, сложившееся на момент создания Фронта (в частности, председателем Исполкома ФНС являлся член РХДД И.Константинов, его первым заместителем - лидер КДП-ПНС М.Астафьев) уже не отражало реальную расстановку сил внутри объединенной "непримиримой" оппозиции. Рано или поздно это должно было привести к смене руководства ФНС и его окончательному "покраснению", что означало бы прекращение существования коалиции "правых" и "левых" оппозиционеров. И если до смены руководства "объединенной" оппозиции дело не дошло (все ограничилось выходом из ФНС "белых" - Российского общенародного союза и Национально-республиканской партии России - на II Конгрессе Фронта в июле 1993 г., а также муссированием в августе-сентябре 1993 г. в среде коммунистов разговоров о необходимости снятия со своих постов И.Константинова и М.Астафьева и их замене представителями "красных"), то только потому, что этому помешали события сентября-октября 1993 г., последовавшие за указом президента . 1400, распустившего Съезд народных депутатов РФ и назначившего на 12 декабря 1993 г. выборы в новый двухпалатный парламент - Федеральное Собрание РФ.

 

Глава 3. Развитие российской многопартийности в период между выборами в I и II Государственную Думу (1993-95 гг.). "Атомизация" и новая перегруппировка политических сил

Политический кризис 1993 г. и последовавшие за ним досрочные  выборы в Федеральное Собрание, в ходе которых впервые был опробован механизм партийного представительства при формировании нижней палаты парламента - Государственной Думы, резко изменили расстановку сил в политическом спектре страны.

Прежде всего, прекратила свое существование коалиция "объединенных" оппозиционеров, левая составляющая которой (коммунисты), придя к выводу о маломощности своего правого партнера, в дальнейшем предпочла действовать  самостоятельно. (Нельзя не учитывать  и того обстоятельства, что союз "правых" и "левых" мог быть только тактическим: как в случае победы над существующим режимом, так  и в случае поражения - что и  произошло - этот союз неминуемо должен был распасться.Кроме того, в отличие от "белых" оппозиционеров, коммунисты имели свой четко очерченный электорат, делиться которым с союзниками они не видели никакого смысла.) Более того, в сложившихся условиях левые силы посчитали более выгодным для себя разделить свой электорат. Компартия РФ при этом собирала голоса по идеологическому признаку, а близкая к ней Аграрная партия России - по корпоративному. Расчет левых оказался верным - в совокупности аграрии и коммунисты получили более 20% депутатских мандатов (включая полученные при голосовании по мажоритарной системе).

Лишившись союзников, "державно-националистическая" оппозиция продемонстрировала практически  полную беспомощность. В числе 13 объединений, сумевших собрать в свою поддержку 100 тысяч подписей, признанных действительными  Центризбиркомом, не было ни одной организации, представлявшей в ФНС "державническую" часть "право-левой" оппозиции (попытку собрать подписи предпринимали РОС, НРПР, КДП-ПНС, РХДД, блок "Отечество", включавший Конгресс русских общин, СПТ, Союз казаков и Союз нефтепромышленников). В свое оправдание они могли приводить сколько угодно доводов (противодействие властей, нападение на штаб-квартиры с последующей пропажей подписных листов), однако факт реальной маломощности этих организаций был налицо. Освободившуюся нишу некоммунистического антиреформизма заняла ЛДПР В.Жириновского (около четверти голосов по партийным спискам), отличительным признаком которой была, пожалуй, только идеологическая "сверхгибкость", недюжинная способность к мимикрии, а попросту - политическая всеядность. Возможно, именно эти качества и способствовали успеху ЛДПР, не отягощенной грузом "книжных" идеологем и озабоченной исключительно желанием уловить нюансы настроения избирателей. Однако эта же политическая всеядность, на практике ведущая к готовности вступать в торг с кем угодно, отсекала возможность союза с ЛДПР для всех остальных антиреформистов - как "правых", так и "левых".

Информация о работе Становление многопартийности в Российской Федерации