Структура и свойства государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый
властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственной власти…………………………………………4
2. Структура государственной власти………………………………………8
3. Свойства государственной власти……………………………………….11
3.1. Публичность………………………………………………………..11
3.2. Институциональность……………………………………………...11
3.3. Легитимность и легальность………………………………………13
3.4. Суверенитет…………………………………………………….......14
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованной литературы……………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ, Политология.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сибирская академия государственной  службы  
кафедра политических наук и технологий

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Политология» 
по теме: «Структура и свойства государственной власти»

Выполнила: 
Сапожникова Т.А, гр. 08115,УП 
Проверила: Плясуля Г.И, к.ф.н.,доцент

Новосибирск 2009

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие государственной  власти…………………………………………4

2. Структура  государственной власти………………………………………8

3. Свойства государственной  власти……………………………………….11

3.1. Публичность………………………………………………………..11

3.2. Институциональность……………………………………………...11

3.3. Легитимность  и легальность………………………………………13

3.4. Суверенитет…………………………………………………….......14

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованной литературы……………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Объект  исследования: Структура и свойства государственной власти

Предмет исследования: Структура и свойства государственной власти Российском обществе.

Цель. Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной проблеме. В реферате наибольший акцент делается свойства государственной власти .

Задачи:

- положение  семьи в Российском обществе;

- раскрыть понятия легитимность и легальность.

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый 
властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов, которые издаются органами и должностными лицами государства, а также 
гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема 
государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее 
остро.

В своей работе, я постараюсь изучить понятие государственной власти, 
рассмотреть её структуру.

 

 

 

 

1. Понятие государственной власти.

Править людьми – значит осуществлять по отношению к ним власть, принадлежащую обществу, с тем, чтобы заставить их жить согласно его целям.                                                                                       П. Гольбах

В научной литературе существует множество определений  понятия государственной власти. Их анализ позволяет обратить внимание на ряд особенностей методологических подходов к изучению государственной власти, бесспорно влияющих на адекватность отражения в них реальной ее сущности. К числу таких особенностей можно отнести:

1) выведение определения  государственной власти из числа весьма абстрактных общих определений власти, вообще, имеющих своим источником не анализ действительно осуществляемой власти, а сопоставление разных определений понятия власти, в силу чего рассмотрение вопроса об определении власти давно перестало иметь в качестве предмета изучения реальную власть. При этом каждый исследователь стремится свести многообразные определения власти к одной единственно верной точке зрения и на основе полученного таким образом абстрактного определения понятия власти дает определение понятия государственной власти. Представляется, что такой подход к определению последнего допустим лишь в качестве одного из моментов анализа, но не может быть абсолютизирован, поскольку в данном случае понятие государственной власти выводится из понятия власти без должного учета многочисленных ее действительных свойств;

2) в сложившихся определениях  понятия государственной власти  односторонне абсолютизируются  отдельные ее проявления или  свойства, при этом все содержание  государственной власти сводится в каждом случае именно к отдельным проявлениям и свойствам. В данном случае одна из сторон проявления или свойства власти абсолютизируется, что создает предпосылку для господства в научной литературе односторонних определений понятия власти и соответственно государственной власти. Анализ конкретного явления при этом подменяется подбором компонентов абстрактного понятия из окружающего мира;

3) существующие определения  государственной власти отражают  не сущность зрелого, реального  явления, а неразвитые ее состояния, фиксирующие их отчужденный от человека характер. С нашей точки зрения, методологически важно исходить при определении государственной власти из анализа ее развитых форм, когда достаточно четко выявляется ее социальное назначение и правовой характер, получающие отражение в ее целях и задачах, составе субъектов и их взаимоотношениях, дифференциации по ее разновидностям, способам и процедурам соответствующего осуществления.

Отметим несколько господствующих до сих пор определений власти и государственной власти, отражающих отмеченные выше особенности. В первую очередь это определения, характеризующие власть как отношения господства и подчинения, которые уже Аристотель не считал политическими, относимыми к государству, ибо, по его мнению, государство существует лишь там, где есть общение свободных людей как способ их публичной жизнедеятельности. Отношения же господства и подчинения (господина и раба) в связи с этим отнесены им к другим формам социальной организации (семье).

К этому же ряду следует отнести определения, характеризующие власть как способность субъекта подчинять себе поведение других людей. Эти определения выражают волевую трактовку власти, превращают ее в свойство субъекта власти или ее носителя, будь то отдельное лицо или система органов.

Таковы же, по нашему мнению, определения, которые исходят из понимания государственной власти:

- как средства функционирования  социальной общности при подчинении  воли отдельных лиц и их  объединений руководящей в данном  сообществе воле. Государственной власть становится тогда, когда эта воля исходит от государства(М.Я. Байтин);

- как способности одного элемента системы достигать своей цели посредством преодоления сопротивления другой (Т. Пирсоне);

- как системы властеотношений, реализующей функции государства и основанной на аппарате принуждения (С. С. Алексеев).

Многие из определений  государственной власти опираются  на точку зрения М. Вебера, который считал, что “власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана”.

Итогом таких методологических подходов оказываются определения  государственной власти, игнорирующие существенные особенности развития зрелой государственной власти, дифференциацию ее элементов и отражающие неразвитые (и поэтому, собственно, не ставшие подлинно государственными) отношения властвования, отождествляемые с произволом и насилием. Это происходит, когда под государственной властью подразумеваются концентрированные и реально воплощенные во всем механизме соответствующего государства организованная воля и организованная сила экономически и политически господствующего класса и его союзников, распространяющиеся через властеотношения на всю территорию и все население данной страны (Ф.Н. Фаткуллин). В результате большинство определений государственной власти, существующие в научной литературе, игнорируют ее правовые основы и компоненты, отражающие именно развитый, зрелый характер этой власти.

Необходимость включения правового компонента в определение государственной власти уже признана в научной литературе. Так, В.И. Ефимов определяет государственную власть как “право и возможность государства распоряжаться кем - и чем-нибудь, подчинять своей воле и оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, силы, принуждения, подавления, господства и других способов и средств”. В данном случае, очевидно, что правовой компонент просто “вписан” в традиционные представления о власти, не развернут в своем собственном значении.

Более обоснованным представляется понимание власти как системы  деятельности социальных субъектов  и создаваемых ими органов, по осуществлению принадлежащих им прав, полномочий и возложенных обязанностей, выражающих их потребности и интересы. Такой подход синтезирует в себе основное содержание всех перечисленных выше подходов к определению понятия государственной власти, позволяет отграничить доцивилизационные формы осуществления насилия, господства, подчинения и произвола от цивилизованного понимания власти, основанной на праве и обусловленных ими свободе, равенстве, справедливости и ответственности.

С этих позиций и государственная власть может быть определена как система деятельности народа, составляющих его общностей и индивидов, а также создаваемых ими органов, по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий, обязанностей и возложенной ответственности, выражающих их социальное качество и потребности.

Необходимо отметить ряд существенных моментов, вытекающих из такого определения власти:

1) в самом определении  обобщенно отражен субъектный  состав государственной власти, подчеркнут неотчуждаемый характер  связи с ее носителями;

2) подчеркнуто, что  потребности и интересы людей,  определяющие их социальные качества, имеют единственный обязательный источник своей внешней фиксации, публичного признания — права, свободы и обязанности социальных субъектов, а также правомочия публичных органов, которые он” создают;

3) определено единство  государственной власти как системы деятельности первичных (народ, составляющие его общности и индивиды) и производных (органы государственной власти, создаваемые первичными субъектами) субъектов государственной власти;

4) установлена сущностная  цель, основа осуществления государственной власти - закрепление прав, свобод, обязанностей и ответственности социальных субъектов и их обеспечение.

Таким образом, речь идет о достигшей зрелости развитой государственной власти, а не о различных ее суррогатах и деформированных состояниях, имевших место в прошлом и существующих в настоящем. Развитое состояние власти характеризуется возникновением и существованием ситуации, когда социальные качества человека данной эпохи становятся фундаментальной исходной основой ее устройства и деятельности. Формы организации власти, не имеющие такой основы, представляют собой состояние, не развившееся до того уровня, который позволяет применять для их характеристики понятия государственной власти. Поэтому существующие методологии исследования власти и государственной власти оказываются ущербными, ибо методология познания социальных явлений всегда находится, как это подчеркивал Г. Гегель, в зависимости от природы содержания изучаемых явлений.

2. Структура государственной власти.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.

Сила  власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним  применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентаций имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом-резко разграничены.

Содержание властеотношений - один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действие, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решение возникающих перед ним задач.

Информация о работе Структура и свойства государственной власти