Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 08:28, курсовая работа
Политический режим - понятие широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).По данным Вятр Е., Стародубский Б.А. и др. в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Это и объясняет то значительное разнообразие позиций при анализе политических режимов. Разные авторы предлагают различные трактовки данного понятия, но как бы там не было, политический режим – это совокупность приемов, форм, средств осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Введение...........………………………………………………………….…......2
1. Существующие классификации политических режимов………….….....4
1.1. Исторические аспекты...............................................................................4
1.2 Анализ основных классификационных критериев.................................7
2. Демократические режимы…………………………………...……..…......9
2.1. Исторические аспекты.............................................................................9
2.2 Характеристика демократических режимов..........................................12
3. Недемократические режимы……………………………....................…..16
3.1 Тоталитарный...........................................................................................16
3.2 Авторитарный..........................................................................................22
Заключение…………….....…………………………………………...........…..26
Литература……………………………….....……………
Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII веке. Это было связано с тем, что идеальная модель демократии как повседневного непосредственного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях подобно национальным государствам (в отличие от маленьких городов-полисов) практически невозможна. В результате первоначальный смысл демократии трансформировался, приспособился к потребностям жизни. Подобная трансформация испытывала влияние культуры конкретного общества, его политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина.
Начиная с первого упоминания о демократии в переводе аристотелевской «Политики» в 1260 году и до настоящего времени не смолкают споры о содержании термина. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии. Например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений, плюрализме, равенстве, и т. д. Это обусловило тот факт, что сегодня существуют несколько интерпретаций смысла демократии. В современной научной литературе термин чаще всего употребляется в двух значениях. В широком смысле под демократией понимается форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации. В данном значении говорится, например, о производственной, профсоюзной, внутрипартийной демократии. В более узком смысле, характерном для политологии и государствоведческих дисциплин, под этим понятием фиксируется форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки:
Политическая элита при этом, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Демократические режимы можно охарактеризовать следующими признаками:
В отличие от прямой демократии античных полисов, в условиях современных государств с многомиллионным населением и обширной территорией непосредственное участие каждого гражданина в законотворческом процессе и управлении общественными делами не представляется возможным. Однако необходимость формирования представительных учреждений, которым по волеизъявлению большинства делегируются властные полномочия, неизбежно ведет к специфическому «разделению труда» в сфере политики, выделению управленческой деятельности в особую сферу, требующую известной компетенции. При этом демократические институты со всей очевидностью могут оказаться под влиянием могущественных групп: способных навязать обществу свою «компетентную» волю. Отсюда возникает весьма существенная проблема действительного выражения интересов большинства граждан, по-разному трактуемая нынешними концепциями представительной демократии.
Различия в интерпретации демократии и механизмах ее реализации в конкретных обществах обусловлены отсутствием единства методологических принципов ее анализа. На основе нормативного подхода сформировалась идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении. Однако реальные условия осуществления демократического правления приспосабливают идеальную модель к запросам практики8. Но существуют и другие походы, с точки, зрения которых рассматривается демократия.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах проф-союзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть – граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Современные демократические государства классифицируются, в свою очередь, по соотношению полномочий президента и парламента: по степени авторитаризма в рамках демократии. Республики по соответствующим признакам делятся на президентские, парламентские и полупрезидентские.
К числу президентских относят республики, в которых президент является главой государства и правительства, назначает и увольняет по своему усмотрению членов правительства, которое ответственно перед ним, имеет право накладывать вето на принимаемые парламентом законы, по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона, распускать парламент, вводить в стране чрезвычайное положение, определяет внешнеполитический курс правительства. [14.стр27.]
Для парламентских республик характерно разделение функций главы государства (президент) и исполнительной власти (глава правительства). Соответственно, президент назначает главу и некоторых членов правительства по согласованию с парламентом, а остальных членов правительства – по рекомендации главы правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Президент не может по своему усмотрению уволить главу правительства, не имеет права накладывать вето на принимаемые парламентом законы, его указы не имеют силы закона. Роспуск парламента президентом возможен в случае выражения последним недоверия правительству. [16.стр30.]
Введение чрезвычайного положе
В случаях, когда по одним признакам страна относится к числу парламентских, по другим - президентских, республику называют полу-президентской.
Современная демократия – это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Это равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов.
Таким образом, современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле – специфический и экономический строй – феномен именно XX века. Но это не означает, что он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности. Тоталитарные идеи находили свое частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Например, в Китае в 711-17 вв. до н.э. действовала целая школа так называемых легистов – сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора. В Древней Греции – родине демократии, появились первые развёрнутые обоснования тоталитарного идеала, совершенного государства. Прежде всего, это были работы Платона – одного из крупнейших мыслителей античности и одновременно идейного противника демократии, как «разрушительный», по его мнению, структуры. Отчасти он был прав, так как афинская городская демократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис. В особенности эти взгляды проявились в его последнем диалоге «Законы». Свое «совершенное государство» он наделяет, по сути, «тоталитарными чертами:
Сам термин происходит от позднелатинских слов и является производным от таких слов, как «totalitas», «totalitat» - полнота, цельность.Эти слова призваны семантически передать всеохватность, полноту, целостность процессов и явлений и в этом смысле ни с философской, ни с логической точки зрения не несет в себе ничего отрицательного. Целое, даже понимаемое как единообразное, само по себе не является ни плохим, ни хорошим, как не является плохим или хорошим деление целого на сколько угодно частей10. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Правильнее рассматривать его, как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью.
Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.
Как справедливо отмечает В.П. Пугачев, тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю над личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.
Информация о работе Существующие классификации политических режимов