Сущность и содержание власти. Структура власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей политической власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность власти и ее содержание;
- определить структуру власти;
- рассмотреть механизмы осуществления политической власти;
- проанализировать эффективность и легитимность власти в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1. Сущность и содержание власти. Структура власти…………………...….4
2. Механизм осуществления политической власти………………………….7
3. Эффективность и легитимность власти в России………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 4 политология.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

По Конституции РФ (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). 

Кроме органов государственной  власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в РФ (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять, муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132). 

 

3. Эффективность и легитимность  власти в России

Чтобы быть успешной, власть должна быть, прежде всего, легитимной. 

В научный обиход термин легитимность ввел Макс Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании  и поддержке. В легитимности власти он видел гарантию стабильности общества. Но легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные силы, которые негативно относятся к ней и ее политике. Исходя из мотивов поддержки населением политической власти: традиции, харизмы и рационально правовой основы – Вебер выделил три вида легитимности.

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах.

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности6.

Показателями уровня легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства; сила проявления гражданского повиновения; результаты выборов и референдумов; наличие и массовость демонстраций, митингов, пикетов и др. 

Основными причинами утраты доверия к власти, ее делегитимации, являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе, национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, возникновение внутри правящей элиты острых социальных противоречий.

Средства поддержания легитимности власти: 

1. изменение законодательства  в соответствии с новыми требованиями;  
2. стремление опираться на традиции при проведении государственной политики и законотворчестве; 

3. поддержание в обществе  законности и правопорядка; 

4. мобильное реагирование на происходящие в обществе процессы и т. д. 

В 1960 г. С. Липсетом было введено в оборот понятие «эффективности власти». Согласно Липсету, стабильность власти определяется  двумя параметрами - легитимностью и экономической эффективностью власти. Он полагал, что сама легитимность системы власти может достигаться двумя путями: либо за счет преемственности, восприятия ею прежних, однажды установленных норм; либо за счет эффективности, т.е. обретения самой системой способности, даже отказавшись от традиционных норм, решить назревшие, прежде всего социально-экономические проблемы общественного развития.

Липсет разделил все политические системы на четыре группы:

1 - легитимные, но недостаточно  эффективные; 4 - эффективные, но недостаточно легитимные; 3 - политические системы, обладающие и легитимностью, и эффективностью; 2 - системы, в которых утрачена легитимность и отсутствует потенциал эффективности. По этой, хотя и излишне абстрактной схеме, легко, по крайней мере, проследить три ступени политической стабильности-нестабильности обществ: нестабильные, с утраченной легитимностью и эффективностью; относительно стабильные-нестабильные, в которых отсутствует один из параметров схемы; стабильные, в которых легитимная власть является вместе с тем и экономически эффективной7.

Стоит отметить, что эффективность  власти не ограничивается экономическим ее аспектом. Эффективность власти - это и гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с наименьшими издержками. 

Критериями эффективности власти являются:

1. Достаточность оснований  власти и эффективное использование  ее ресурсов.

2. Рациональность вертикального  и горизонтального строения власти. Здесь могут возникнуть две опасных крайности: первая – появление излишних промежуточных структур, что ведет к раздуванию аппарата и размыванию властных распоряжений, вторая – отсутствие промежуточных звеньев в управленческой цепи. 

3. Действенный контроль  за выполнением властных распоряжений, его организационное, кадровое, техническое обеспечение. И, соответственно, наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам. Главное в механизме санкций – неотвратимость наказаний по всей вертикали власти.

Важным показателем эффективности власти является ее авторитет – степень признания обществом деловых качеств субъекта власти.

Критериями  авторитета власти являются: 

- результаты выборов  лидеров страны, руководителей местных  органов власти; 

- текущие рейтинги  лидеров страны; 

- характер и частота обращений граждан в СМИ; 

- степень международного  авторитета страны. 

Эффективность власти –  величина меняющаяся. Она может нарастать, и тогда власть в обществе пользуется поддержкой, но может и снижаться, что часто становится причиной наступающего кризиса.

В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших условия ее стабильности, доверия к ней и  поддержки ее гражданами. Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти взаимосвязаны.

Рассмотрим проблему легитимности и эффективности власти применительно к России.

С полной уверенностью можно  сказать, что современная российская политическая власть переживает кризис легитимности. Вызван этот кризис, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности.

Как отмечает А.В.Лубский, в России сложилась ситуация, описанная  в теориях «государственной перегрузки» (Бриттэн и Нордхауз), «узаконения кризиса» (Хабермас). Эти теории объясняют падение легитимности политической власти двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что государственная власть берет на себя гораздо больше обязательств, чем способна выполнить; а во-вторых, тем, что правительство и партии, особенно в ходе предвыборных кампаний, дают гораздо больше обещаний, чем могут выполнить. Безответственность правительства, партий, политических лидеров ведет к разочарованию и скептицизму в массовом сознании, а, следовательно, и к утрате политической властью легитимности8.

Центры изучения общественного  мнения регулярно публикуют рейтинги доверия к первым лицам государства: президенту Д.Медведеву и премьер-министру В.Путину. Так, 18-21 ноября 2011 года специалистами Левада-центра был проведен опрос городского и сельского населения среди 1591 человек в возрасте 18 лет и старше в  130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов9 (таблицы 1,2,3).

Таблица 1
Дела в стране, на Ваш взгляд, идут сегодня в целом в правильном
направлении, или страна движется по неверному пути?

 

 

2010

2011

Март 

Ноябрь 

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Ноябрь 

дела  идут в правильном направлении

48

47

46

46

42

40

41

страна движется по неверному пути

34

34

36

38

42

42

40

затруднились ответить

18

19

17

17

16

18

19


 

Таблица 2
Вы в целом  одобряете или не одобряете деятельность
Дмитрия Медведева?

 

 

2010

2011

Март 

Ноябрь 

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Ноябрь

одобряют

75

74

75

69

69

66

62

не одобряют

22

23

22

29

29

32

37

затруднились ответить

3

3

3

2

2

2

1


 

Таблица 3
Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность
Владимира Путина?

 

 

2010

2011

Март

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Ноябрь

одобряют

78

78

79

72

73

69

67

не одобряют

20

19

22

25

25

29

32

затруднились ответить

2

2

2

3

2

2

1


Из приведенных таблиц мы видим, что рейтинги  В.В. Путина, Д.А. Медведева и оценка проводимой ими политики снижаются, недовольство граждан неуклонно растет.

В современной России существует потребность в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой. Ряд обстоятельств побуждает людей рассматривать политическую власть сквозь призму нравственных ценностей: низкий жизненный уровень значительной части населения, вызывающий дискомфорт, раздражение и озлобленность; уверенность в том, что политическая власть утрачивает способность что-либо изменить «сверху»; убежденность общества в непричастности к «бедам» и «неурядицам» в стране; наличие в обществе демагогических политических сил и деятелей, обличающих безнравственность политиков, находящихся у власти.

Власть должна реализоваться адекватно тем требованиям, которые предъявляются к ней в соответствии с динамичными и качественными изменениями современного мира. Россия переходит к новому этапу социальной самоорганизации, с возросшими требованиями к личности, государственным и общественным институтам. Вследствие новых задач, система власти должна быть построена таким образом, чтобы не подавлять многообразие интересов в обществе, стремиться к согласию и солидарности всех его членов, а граждане должны проявлять толерантность друг к другу и взаимопонимание.

Информация о работе Сущность и содержание власти. Структура власти