Сущность и формы тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки возникновения тоталитаризма. Основные черты тоталитарного общества. Особенности воздействия тоталитаризма на личность.

Содержание

Введение
1.Об истоках тоталитаризма
1.1 Источники «прототалитарных» идей
1.2 Концепции возникновения тоталитаризма
2.Предпосылки возникновения тоталитаризма
3.Основные черты тоталитарного общества
4.Формы тоталитаризма
5.Тоталитаризм и личность
5.1 Вожди и подданные
5.2 Воздействие языка на общественное сознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП последний.docx

— 76.67 Кб (Скачать файл)

     Оглавление

     Введение          2

     1.Об истоках тоталитаризма      5

         1.1 Источники «прототалитарных» идей    5

         1.2 Концепции возникновения тоталитаризма   7

     2.Предпосылки возникновения тоталитаризма          11

     3.Основные черты тоталитарного общества           14

     4.Формы тоталитаризма              21

     5.Тоталитаризм и личность              24

         5.1 Вожди и подданные             24

         5.2 Воздействие языка на общественное сознание         26

     Заключение                30

     Список  литературы               32 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблемы  тоталитаризма и его разновидностей, перехода от тоталитаризма к демократии и «цены» этого перехода, и преодоления тоталитарного прошлого закономерно вызывают интерес у исследователей. К настоящему времени по проблематике тоталитаризма написана масса научных статей и монографий.

     Кардинальные  преобразования, в нынешнее время, трудности, которые приходится преодолевать населению нашей страны, отражаются в политическом мышлении и сознании общества. А.М. Родченко в своей диссертации «Языковое манипулирование общественным сознанием в тоталитарном государстве» говорит о том, что «Сложность и длительность данного процесса указывает на перерождение и глубокую деформацию современного общественного сознания…, которое отличается неустойчивостью, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, усталостью и разочарованностью в происходящем». Надо согласиться, что отношение многих граждан к прошлому и настоящему еще как следует не оформилось и порождает неожиданные сочетания. Многие люди потеряли доверие к власти. Другие заражены ложными идеями и иллюзиями. Отсюда призывы, вернуться к временам Сталина, и даже возникают идеи неофашизма. Даже демократически настроенные люди говорят о необходимости «твердой руки», о чем мы нередко слышим из СМИ. Некоторые из них для обуздания любых форм преступности и терроризма допускают ограничение политических и личных свобод.

     Именно  сейчас существует необходимость исследования и анализа различных аспектов тоталитарного прошлого.

     Советское сознание будет определять политическую культуру России, вероятно, еще достаточно долго. Можно по-разному относиться к данному явлению, но мы считаем нужным подчеркнуть то, что оно позволяет в сложный переходный период сохранить способность людей к социокультурной самоидентификации и выработке каких-то позитивных программ. При этом мы полагаем, что советская окрашенность массового политического сознания отнюдь не предопределяет общую направленность развития страны. Однако общие умонастроения могут влиять на выбор конкретных средств и темпов продвижения к демократии.

     Возможность продуктивного развития человеческого  общества предполагает в качестве своего обязательного условия рефлексию по отношению к имеющемуся опыту. Именно рефлексия дает возможность творческого преобразования или преодоления прошлого. Отказ от нее или просто недостаточно серьезное отношение ведет к повторению худших собственных ошибок. Это верно как по отношению к индивидуальному человеческому опыту, так и в отношении опыта социальных групп, наций, государств или цивилизаций.

     Тоталитаризм  в данном случае выступает как  явление мировой истории XX века, неразрывно связанное с модернизационными процессами в ряде стран и мире в целом и с реакцией на них общественного сознания.

     Историография тоталитаризма насчитывает практически  столько же лет, сколько и сам  феномен. В своем развитии она  имеет несколько периодов. Пионерами в данной области можно по праву считать ранних критиков фашизма в 20-е годы (Г. Алмонда, Л. Вассо, Ф. Турати, Г. Хеллер), которые пытались выявить особенности этой новой и с их точки зрения исключительно опасной формы господства.

    Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада"1. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".

     На 50-60-е годы приходится наивысший  пункт развития теории тоталитаризма  и его начало можно возвести к  книге Дж. Оруэлла «1984» (1949). К работам этого периода относятся труды X. Арендт "Происхождение тоталитаризма", К. И. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия", Э. Нольте « Фашизм в его эпохе».

     Большой вклад в исследование тоталитаризма  внесен российскими политэмигрантами, которые, применяя понятие «тоталитаризм» к советскому режиму, заложили основы его научного изучения. Они раньше многих западных авторов начинают сравнивать его с фашизмом. Зарубежные исследователи активно использовали оценки и факты из истории большевистского режима, сопоставительный анализ большевизма и фашизма, осуществленный в работах Н. А. Бердяева, Л. Д. Троцкого, И. А. Ильина. Представители российской эмиграции ввели в научный оборот новые термины, без которых изучение тоталитаризма теперь немыслимо: «левый» и «правый» тоталитаризм (И. А. Ильин), «сталинизм» (Л. Д. Троцкий), «архипелаг ГУЛАГ» (А. И. Солженицын). 
 

1.Об истоках тоталитаризма

    1. Источники «прототалитарных» идей

     Тоталитаризм  как определенный политический режим, а в более широком смысле - специфический  и экономический строй - феномен  именно XX века. Но это не означает, что  он появился недавно, тоталитарные идеи возникли уже в глубокой древности, по крайней мере одновременно с гуманистическими и демократическими идеалами. Сам термин происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий. Хотя первоначально это слово применялось для обозначения политических режимов, только этим оно не ограничивается. Правильнее рассматривать его, как своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

     Как уже отмечалось, тоталитарные идеи находили свое частичное воплощение в практике деспотий Древнего Востока. Например, в Китае в 711-17 в. в. до н/э действовала целая школа так называемых легистов - сторонников сильного централизованного государства, неограниченной власти императора, опиравшейся на суровые законы, и тотального контроля над всеми сферами жизни. В Древней Греции - родине демократии появились первые развёрнутые обоснования тоталитарного идеала, совершенного государства. К их числу относятся, прежде всего, работы Платона - одного из крупнейших мыслителей античности и одновременно идейного противника демократии, как "разрушительной", по его мнению, структуры. Всему мировоззрению Платона были присущи консерватизм, идеализация общинного коллективизма и патриархальной аристократии, и страх перед будущей неизвестностью, которую он связывал с демократией (появление подобных идей были связаны с тем, что, афинская городская демократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис). В особенности эти взгляды проявились в его последнем диалоге "Законы", где он наделяет свое совершенное государство такими по сути тоталитарными чертами:- безусловное подчинение индивида государству - в его концепции синониму общества, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жён и детей, всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма, жёсткая регламентация общественной и частной жизни, общеобязательная государственная религия, запрет на свободное общение с иностранцами, а для граждан до сорока лет - вообще выезжать за пределы государства, очищение государства от неугодных путём смертной казни или изгнания"2.

     Выше  перечисленные идеи стали краеугольным камнем всего последующего развития теории и практики тоталитаризма. Фактически их продолжали и уточняли утопические коммунисты средних веков и нового времени: Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Бабёф, А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др. В их воззрениях вообще ярко просматривается связь утопии - выдуманной, умозрительной конструкции жизни с насилием и подавлением личности, естественно, во имя высшего - коллектива, общего счастья и благосостояния. Идея эгалитаризма (уравнительности), низведение всего до некого одинакового, среднего уровня - центральное в утопическом сознании. Так, Г.Бабёф призывал "навсегда отнять у каждого надежду, стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан"3.  В плане общей структуры идеального общества они в основном следовали за Платоном, иногда внося поправки, еще более усиливавшие уравнительность.

     Значительный  вклад в развитие и обогащение тоталитарной мысли (возможно, помимо своей воли) внёс французский радикальный просветитель ХVIII в. Ж.-Ж.Руссо. Исходя из благородного желания осчастливить общество на началах разума, справедливости, равенства и свободы он предлагал такую организацию, которая в сущности не оставляла мест для реализации этих принципов и вела к тотальному огосударствлению, что в общем то и есть тоталитаризм. Его концепция - это разновидность коллективистской демократии, при которой добровольно объединившиеся граждане создают совершенное государство для защиты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе, "из тупого и ограниченного животного" возникает разумное существо - человек"4. Из отдельных, несовершенных частей появляется "политическое тело", в котором личность, индивид полностью растворяется, поручая свои проблемы и интересы государству. Частный интерес имеет значение лишь постольку, поскольку он согласуется с общим государственным интересом, "Частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей, они взаимно исключают друг друга. Лишь государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым делать свободным"5, так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.

     В силу сказанного рационалистические идеи этого видного теоретика Просвещения  нашли применение сначала в якобинском терроре во времена Французской революции, а затем легли в основу многих позднейших тоталитарных концепций. Они получили то или иное развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, ряда других самых разных мыслителей XIX века.

    1. Концепции возникновения тоталитаризма.

     Но  как система целостных взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу. Именно тогда возник "социальный заказ" на подобные идеи и они воплотились в деятельности массовых движений от социалистических до националистических, особенно в их крайних формах - коммунизме и фашизме. Делались попытки обосновать неизбежность и общественную полезность тоталитаризма со ссылками на объективные законы общественного развития, теории социал-дарвинизма, классовой борьбы, планирования и т.д. Кроме того, различные тоталитарные школы враждовали между собой, пытались отделить себя от конкурентов и противопоставить себя им, преувеличивали свои кажущиеся непримиримость и противоречия. Например, национал-социалисты и коммунисты, что до недавнего времени крайне запутывало теоретическую оценку проблемы, сужало возможности для анализа, запрет на критику коммунизма в бывших социалистических странах при разрешении таковой в отношении фашизма и других некоммунистических теорий. Подводить итоги дискуссии о тоталитаризме еще рано, не все положения и выводы выглядят бесспорными, хотя, в самые последние годы, после краха большинства коммунистических режимов, в этих проблемах появилось больше ясности. 
Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном политическом режиме. Возникновение этого строя большую, чем где бы то ни было, роль играют идеологические схемы и постулаты, экономический базис не предшествует надстройке, а целенаправленно создается по чертежам политического руководства. Одни исследователи, Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс, видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии"6
        Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения (политологи назвали её коллективно-механистической) как единый механизм, где граждане - всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини провозглашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности"7. В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как "одну контору и одну фабрику", "один всенародный государственный синдикат"8.

Информация о работе Сущность и формы тоталитаризма