Сущность и формы тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки возникновения тоталитаризма. Основные черты тоталитарного общества. Особенности воздействия тоталитаризма на личность.

Содержание

Введение
1.Об истоках тоталитаризма
1.1 Источники «прототалитарных» идей
1.2 Концепции возникновения тоталитаризма
2.Предпосылки возникновения тоталитаризма
3.Основные черты тоталитарного общества
4.Формы тоталитаризма
5.Тоталитаризм и личность
5.1 Вожди и подданные
5.2 Воздействие языка на общественное сознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП последний.docx

— 76.67 Кб (Скачать файл)

     По-иному  рассматривал вопрос об истоках тоталитаризма  русский философ Н.Бердяев. Он видел  в нём прежде всего возрождение древних утопий, реальное воплощение в жизнь идей утопического равенства.                                         "Целостность есть главный признак утопии... Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе"9. Две эти точки зрения по существу не противоречат друг другу, а взаимно дополняют. Именно при господстве коллективно-механистических взглядов, стремлении заорганизовать и централизовать всё и вся, утопии находят благоприятную почву для попыток своего воплощения. Один из немецких обществоведов Э.Нольте объясняет причины возникновения и укрепления фашизма как тоталитарной модели государства страхом мировой в целом и Германской общественности в частности перед угрозой социализма, исходящей от Советской России и надеждой на то, что «при антибольшевистской установке режима расплачиваться будет Советский Союз»"10. « Под непосредственным воздействием войны тоталитаризм слишком уж отождествляют с «террором» и «ужасом». Но тотальность присуща всем большим свершениям, отдельные лица и группы отдаются им и включаются в них. Вначале они вызывают энтузиазм, а не ужас, который является их оборотной стороной, направленной против врагов и несогласных» "11.

Нужно согласиться с тем, что для  возникновения тоталитаризма должны совпасть все предпосылки, как внутренние, так и внешние.

Исходя  из опыта стран, где мы наблюдаем  этот процесс, можно сделать вывод, что сложности в развитии экономики, плюс внутриполитические волнения и  изменения в совокупности с угрозой войны извне дают наибольшую вероятность, что на этой почве может произрасти такое явление как тоталитаризм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Предпосылки возникновения тоталитаризма

        Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:

1. Как  уже отмечалось, само индустриальное  общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости;

2. Нарастание  рационализма и организованности  в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием; радио, телевидение, средства связи, СМИ и т.д.;

3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм - высшая их ступень, всеобъемлющая монополия);

4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа Государства, здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь, распространение коллективистских взглядов;

5. Массовая  эмоциональная уверенность в  возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;

6. "Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством"12; Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству, величественной сакральной Власти;

7. Острые  социально-экономические кризисы  ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

     Основными свойствами люмпена (по Р. Парку"13) являются: нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в виду различие в программных установках между элитой движения и основной массой: у первых - расчётливое, рационально-индустриальное видение цели, у вторых - стремление слиться с организацией, традиционный общинный коллективизм, что обуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока. Адресаты у различных движений, слои, на которые они опираются, тоже отличаются: в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти. 
К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже упоминавшаяся этатизация общественного сознания, а главное, появления массовых, предельно идеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с жёсткой, полувоенной структурой и полным подчинением рядовых членов партийной идеологии и её выразителям - вождям, руководству в целом. 
У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, или их насильственно перевоспитать в духе правильного учения, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к "математически безошибочному всеобщему счастью"14. В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками собственных догм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Основные черты тоталитарного общества

     Реальный  тоталитаризм в процессе развития и  осуществления конечно претерпел изменения по сравнению с идеальной моделью, ибо любая утопия осуществима в принципе лишь при условии серьёзных искажений, диктуемых социальной средой, логикой политической борьбы, корыстными интересами власть имущих, "революционной целесообразностью". Но в целом, тоталитарный строй, в отличие от других, возникающих стихийно, в наибольшей степени создается целенаправленно на основе определенного образца, идеала. Важнейшую, цементирующую роль в нём играет идеология, она же и основной ценностной ориентир. Режим стремится к идеологизации всей жизни, всех экономических и социальных процессов. Широко распространены эсхатологические и телеологические представления. Примером эсхатологии может явиться тезис о счастливом конце истории, конечном смысле существования человека с торжеством коммунизма, Рейха и т.д. Пример телеологии - взгляд на историю как закономерное движение к некой цели, причём цели отдается полный приоритет над средствами. Такой подход в корне антигуманен, ибо реальное содержание цели - в конкретных результатах, получаемых с помощью определенных средств. "Организация более справедливого и благостного общества - не есть цель, есть лишь средство для достойного человеческого существования"15.

     По  своему содержанию эта идеология  революционна. Она проповедует формирование нового общества и человека, их революционное, насильственное преобразование. Главная роль отводится неподлежащим критике и обсуждению социальным мифам: капитализм и коммунизм, роль рабочего класса, превосходство арийцев и т.д. Официальная идеология общеобязательна, она пропагандирует покровительственное отношение к массам, неспособным понять истину без государственного руководства. Самыми распространенными и неприглядными чертами любого тоталитаризма являются: тотальный контроль над СМИ, нетерпимость к оппозиции, замена общественного мнения официальными оценками, отрицание общечеловеческой морали и её деградация, культивирование низменных, стадных инстинктов: уравнительность, классовая или национальная ненависть и подозрительность, доносительство, зависть и т.д. Всячески поддерживается атмосфера чрезвычайного положения, бдительности, что служит оправданием командных методов и репрессий. В идеале тоталитаризм стремится к полному уничтожению автономного гражданского общества, неподконтрольного властям, происходит его тотальная политизация.

     Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как  никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки."16

     Ядром политической системы такого общества выступает предельно централизованное движение за новый порядок во главе с партией нового типа, сросшееся с государственным аппаратом. Такая партия получает всю полноту власти, любая политическая оппозиция и несанкционированная политическая инициатива, создание организаций подавляются. Американский политолог А. Мейер в работе «Советская политическая система. Ее истолкование» пишет, что «тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам, и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются». Государство претендует на выражение общей воли народа, предельный демократизм, высшего нового типа (здесь проявляется расхождение между декларируемым строем и политическим режимом). Характерные признаки: безальтернативные выборы, представительные учреждения без реальной власти, высокий процент участия в выборах (до 99,9%)  и прочие псевдодемократические атрибуты. 
Разумеется, на одной идеологической обработке тоталитарным режимам не удержаться. Для сохранения власти им необходим сильный аппарат социального контроля и принуждения с реальными полномочиями (госбезопасность, армия, милиция и т.д.), необходимыми условиями выживания являются массовый террор и запугивание населения, сакрализация верховной власти и её носителей в форме культа вождей.

     Здесь происходит замена традиционной религии  на подходящую власти религии «собственного изготовления». Но существует один нюанс: для ортодоксальных систем прошлого характерны постоянные догмы (поклонение правителю как представителю бога на Земле, приверженность к какой-либо религии, убеждения и верования были неизменными на протяжении долгих периодов времени). Особенность тоталитарного государства в том, что, контролируя мысль , оно не фиксирует ее на чем-то одном. Выдвигая догмы, не подлежащие обсуждению,  однако, изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако, невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих. Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм" приводит такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось в обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, после сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и Германией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет, с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена"17.

     Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими  можно было исключительно в интересах  той системы, которую проповедовали  вожди, что означало бы поддержку  их владычества.

        Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от судебной. Так зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачем прикрывалась законностью? Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".

        В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого. При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др.) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание.

     Работа  внутренних органов в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать "расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3: "способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату"18.

      С точки зрения внутреннего развития тоталитарному режиму также требовалась жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке была необходима такая экономическая структура, которая не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела от воли лидеров.

Информация о работе Сущность и формы тоталитаризма