Теория разделения властей и её значение для демократизации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
1
Законодательная власть, её субъекты и полномочия………………..
4
2
Исполнительная власть и её функции………………………………..
7
3
Судебная власть………………………………………………………..
11
4
Теория разделения властей и её значение для демократизации
общества……………………………………………………………….
15
Заключение……………………………………………………….………..
18
Понятия…………………………………………………………………….
19
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

политология к сдаче итог.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

Элементом (ячейкой) механизма государственной власти является человек (личность) – субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии). Это государственные институты, и поэтому в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства массовой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закрепленный характер.

Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Институты государственной власти формируются на основе разделения властей – структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля.

Народ – единственный и первичный источник власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам – своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент.   Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент —  Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей (110 депутатов), верхняя — Совет Республики (64 члена). Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.

Исполнительную власть осуществляет Правительство —  Совет министров Белоруссии. Он состоит из  премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Белоруссии. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

   Законодательная власть -  власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

   Исполнительная власть  представляет собой один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

   Судебная власть -  разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

   Конституционный  суд -  судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

   Парламент - высший представительный и законодательный орган в структуре власти. 

   Правительство - коллегиальный центральный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.  

   Президент- это единоличный глава государства, должностное лицо, которое получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок.

   Разделение  властей -  политико-правовая теория. Согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.  

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Политология : учеб. для вузов / под ред. В. А. Бобкова. – Мн. : Экоперспектива, 2003.
  2. Политология : учеб. для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Мн. : Тетрасистемс, 2002.
  3. Политология : учеб. пособие для вузов / под ред. Е. М. Бабосова, Е. П. Сапелкина. – Мн. : Технопринт, 2002.
  4. Салищева, Н. Г. Исполнительная и судебная власти: соотношение и взаимодействие / Н. Г. Салищева, Н. Ю. Хаманева // Государство и право. –  2000. – № 1.
  5. Фоков, А. П. Судебная власть в системе разделения властей / А. П. Фоков // Государство и право. – 2000. – № 10.
  6. Энтин, А. М. Разделение властей. Опыт современных государств / А. М. Энтин. – М., 1995.
  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.). – Минск : Амалфея, 2005.
  8. Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» Раздел 2, Глава 3, Ст. Ст. 26-28
  9. http://www.president.gov.by/press39625.html - официальный интернет-портал при президенте Республики Беларусь
  10. http://www.ncpi.gov.by/ConstSud/rus.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория разделения властей и её значение для демократизации общества