Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:33, контрольная работа
Противодействие терроризму должно рассматриваться всеми цивилизованными странами в качестве одной из основных общегосударственных задач. Важнейшие направления деятельности в этой сфере: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между федеральными органами, оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм, увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, и их технической оснащенности.
Кровавые акции чеченцев,
события 11 сентября в США, почти ежедневные
террористические акты в Израиле, поражающие
своей жестокостью и
Современный терроризм представляет
не только угрозу безопасности отдельных
политических или общественных деятелей,
организаций, государств. Принимая во
внимание глобальные масштабы и размах
терроризма сегодня, можно с полной
определенностью утверждать, что
он представляет смертельную опасность
для всего человечества. Известными
фактами являются попытки отравления
водопроводной воды, распыления радиоактивных
веществ, применение оружия массового
поражения в метро, угрозы применения
горчичного газа, бациллы сибирской
язвы, распространение которой могло
бы сравниться по количеству жертв
с действием термоядерного
§3. Основные причины, порождающие терроризм
Терроризм появляется, когда общество
переживает глубокий кризис, в первую
очередь кризис идеологии и государственно-
Можно рассмотреть наиболее существенные
причины, порождающие терроризм, на примере
России. Переходный период, отягощенный
тяжелым экономическим кризисом, создал
условия социального противостояния,
сформировал особое состояние массового
сознания, для которого характерна неадекватная
оценка реальной действительности, широкое
распространение получили настроения
неуверенности, неоправдавшихся ожиданий,
социального страха, озлобленности и агрессивности.
Утрата людьми уверенности в своем настоящем
и будущем, разрушение всех идеалов бывшего
советского общества, царящая везде атмосфера
насилия и жестокости, культивируемая
средствами массовой информации, создают
весьма благоприятные условия для роста
преступности, а терроризм приобретает
масштабы национального бедствия.
Не стоит забывать и
о том, что Россия обладает уникальными
геополитическими характеристиками: необъятность
территории, многонациональный характер
населения, несходство традиций и обычаев
наций и народностей, неравномерность
регионального социально-
стабильности, способствует нарушениям
безопасности граждан.
Следует отметить и все
возрастающее влияние различных
экстремистских структур из–за рубежа
на так называемые «горячие точки»,
отдельные группы населения России
– на беженцев или эмигрантов из
других стран, всемерное поощрение
нестабильности и сепаратизма в
России западными спецслужбами. Некоторые
общественно-политические, национальные,
религиозно-политические объединения
допускают использование
1) противоречия, обусловленные
расколом общества на группы
с различным экономическим
2) противоречия, обусловленные
углублением национальных, религиозных,
региональных и иных
3) противоречия, обусловленные разрушением
сложившейся и отсутствием
Все вышеперечисленные противоречия привели
к таким неблагоприятным последствиям,
как:
Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных, индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности, например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности, эмоциональные аффекты и т.д.
§ 4. Нормативное регулирование антитеррористической деятельности
Правовое обеспечение
Основным российским нормативным актом в этой области является Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г., который определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму.
Главными принципами борьбы
с терроризмом признаются: законность,
приоритет мер предупреждения терроризма,
неотвратимость наказания виновных,
приоритет защиты прав лиц, подвергающихся
опасности в результате террористической
акции, минимальные уступки
Существенным условием, которое
могло бы препятствовать росту терроризма
и способствовать более успешной
борьбе с ним, – это приведение
национального законодательства в
соответствие с международными стандартами,
разумеется, с учетом российских особенностей
терроризма.
Для решения проблемы антитеррористической
деятельности во всем мире были приняты
такие международные акты, как: Конвенция
о создании международного уголовного
трибунала для привлечения террористов
к ответственности (принял Совет Лиги
Наций в 1937 г.), Конвенция о предупреждении
и наказании терроризма (Организация Американских
Государств, 1971 г.), Конвенция о физической
защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980
г.), Конвенция о маркировке пластических
взрывчатых веществ в целях их обнаружения
(ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации
международного терроризма (Генеральная
Ассамблея ООН, 1994 г.).
Важным нормативным актом является Постановление
№ 1040 Правительства РФ «О мерах по противодействию
терроризму» от 15.09.1999 г., в соответствии
с которым образован Межведомственный
оперативный штаб и утвержден его состав,
куда вошли, в частности, руководители
правоохранительных органов. Постановление
также указывает на необходимость создания
федеральными органами исполнительной
власти временных оперативных штабов
для защиты населения от терроризма, обязывает
правоохранительные органы осуществить
комплекс оперативно-розыскных и охранных
мероприятий по выявлению и пресечению
деятельности различных террористических
групп.
Как уже упоминалось, глобальные
масштабы приобрел международный терроризм,
поэтому очень важную роль в борьбе
с ним играет Интерпол, в структуре
которого создана Группа антитерроризма
(ТЕ-группа). По Указу Президента Российской
Федерации № 1113 «Об участии Российской
Федерации в деятельности международной
организации уголовной полиции
— Интерпола» от 30.07.1996 г. было образовано
Национальное центральное бюро Интерпола
как структурное подразделение
МВД России. Каналы Интерпола активно
используются для обмена информацией
о терроризме.
Освещая вопрос борьбы с терроризмом,
нельзя не обратить внимание на такую
актуальную проблему, как финансирование
террористической деятельности со стороны
частных лиц, кредитных организаций и
даже государств. О какой же борьбе (тем
более успешной) может идти речь до того,
как будут ограничены финансовые потоки,
питающие террористическую деятельность?
Уголовная ответственность предусмотрена для любого лица, «если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения:
а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению;
б) любого другого деяния,
направленного на то, чтобы вызвать
смерть какого-либо гражданского лица
или любого другого лица, не принимающего
активного участия в военных
действиях в ситуации вооруженного
конфликта, или причинить ему
тяжкое телесное повреждение, когда
цель такого деяния в силу его характера
или контекста заключается в
том, чтобы запугать население или
заставить правительство или
международную организацию
Конвенция содержит требования, согласно
которым преступление составляет любое
из вышеупомянутых деяний, независимо
от того, что средства фактически использовались
для совершения преступлений, перечисленных
в пунктах а) или б). Так, по смыслу Конвенции
карается не только финансирование конкретного
преступления террористического характера,
но и отчисление средств на обеспечение
международного терроризма в целом.
Несколько недоработанным с этой точки
зрения представляется российское уголовное
законодательство. С одной стороны, Федеральный
закон «О борьбе с терроризмом» рассматривает
финансирование терроризма как одну из
функций террористической деятельности
(ст. 3). С другой стороны, по смыслу Уголовного
кодекса лицо, финансирующее терроризм
как систематическое совершение преступлений
террористического характера, не подпадает
ни под какой из видов соучастников (ст.
33), так как его действия не направлены
на совершение конкретного преступления.
Поэтому в заключение хотелось бы еще
раз обратить внимание на необходимость
как можно скорее разработать единую концепцию
антитеррористической деятельности в
современных условиях и привести национальное
законодательство в соответствие с международными
стандартами.
Заключение
Работу над своим дипломным проектом я
начала с изучения истории терроризма,
без знания которой, как мне кажется, невозможно
постичь его смысл и определить истоки.
В свою очередь, только четкое представление
о том, что же являет собой терроризм, в
чем состоят причины, порождающие его,
и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься
террористической деятельностью, может
стать основой для разработки мер по предупреждению
действий террористов и определения эффективных
методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим
явлением.
Терроризм и террористы существовали
в обществе задолго до появления
этих терминов. Обзор истории терроризма
позволяет понять, что вне зависимости
от мотивов использования методов
террора (от самопожертвования на благо
общества и действий в «высших
интересах человечества» до желания
самоутвердиться или захватить власть),
он в любые времена сопряжен с агрессией,
жестокостью, отрицанием общечеловеческих
ценностей, желанием бросить вызов всей
социально-политической и юридической
системе. Смысл террористического акта
состоит в невозможности законными средствами
заставить общество и государство считаться
с потребностями определенных лиц или
группы лиц (террористические организации).
А попытки радикально изменить существующие
порядки или повернуть ход социальной
истории вспять, пусть даже из лучших побуждений,
лежат через анархию, хаос, террор. Достаточно
вспомнить средства борьбы, предлагаемые
основоположниками современного терроризма:
«разрушения», «яд, нож и веревка» (Бакунин),
«создание максимального хаоса посредством
отравляющего газа, ракет, а также поиск
новых средств уничтожения» (Гейнцген),
«нож, винтовка и динамит» (Кропоткин).
Терроризм имеет довольно много разновидностей,
но в любой форме он является самой опасной
по своим масштабам, непредсказуемости
и последствиям социально-правовой проблемой
XXI столетия. Еще не так давно терроризм
был локальным явлением, однако за последние
10-15 лет приобрел глобальный характер
и все больше угрожает безопасности многих
стран, оказывает сильное психологическое
давление на их граждан, влечет огромные
политические, экономические, моральные
потери, уносит все больше жизней ни в
чем не повинных людей.
О невероятном размахе
Терроризм – преступление
против общественной безопасности, субъектами
которой являются личность, общество,
государство. Терроризм возникает
не на пустом месте, существуют определенные
причины и условия общественной
жизни, способствующие этому. Их выявление
и исследование раскрывает природу
терроризма как социально-правового
явления, объясняет его происхождение,
показывает, что способствует, а что противодействует
его росту. Помимо того, анализ таких причин
и условий имеет практический смысл для
разрешения конкретных конфликтных ситуаций,
диагностики и предупреждения террористических
актов, разработки стратегии и тактики
борьбы с терроризмом. Основной причиной
ухудшения ситуации в современном мире
является рост социально-экономических,
политических, религиозных противоречий,
рост пропасти между богатыми и бедными
странами и слоями населения. С теми же
проблемами столкнулось и российское
общество. Такие социально-негативные
явления, как переходный период, разрушение
административно-командной системы, экономический
кризис, раскол общества на группы с различным
материальным положением, безработица,
политические, экономические, национальные,
религиозные конфликты, представляют
собой весьма благоприятную почву для
проявлений и роста терроризма. Современная
действительность доказывает: распространенное
в годы правления Б.Ельцина утверждение
о том, что терроризм не имеет ни национальности,
ни лица, ни религии, и поэтому «нельзя
переводить проблему на этническую и религиозную
почву», является заблуждением. История
терроризма и его современная практика
свидетельствуют о том, что террор имеет
лицо, так как его совершают конкретные
люди в своих интересах, имеет религию,
так как всегда существуют человеконенавистнические
(например, фашистские) религии, которые
вдохновляют террористов, обещая им не
только земные, но и загробные блага, разделяя
народы на богоизбранных и богоотверженных,
имеет террор и национальность, о которой
свидетельствует история.
Среди политических причин появления
терроризма в России можно отметить утрату
общенациональной идеи как политического
стержня общества, расшатывание основ
федерализма, ослабление государственных
устоев и институтов власти, обострение
политической борьбы, беззаконие и коррупцию.
Конечно, нельзя утверждать, что все эти
обстоятельства обязательно имеют «террористический
выход», но в сочетании с различными видами
социальных конфликтов и беспомощностью
властей они создают благоприятные условия
для развития и роста терроризма.
Информация о работе Терроризм как глобальная проблема современности