Типология политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Появление политической системы практически связано с возникновением государства. Государство, согласно Аристотелю, - продукт естественного развития и одновременно - высшая форма общения, включающая все другие формы общения (семья, селение). В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.

Содержание

Введение
3

1. Понятие типологии
4

2. Понятие политической системы, её место и развитие в обществе.
7

3. Типы политических систем
8

3.1. Линейные типологии политических систем
11

3.2. Демократические политические системы
15

3.3. Низко автономные демократии
16

3.4. Предмобилизационные демократические
16

3.5. Авторитарные политические системы
17

3.6. Предмобилизационные авторитарные
18

3.7. Осовремененные авторитарные режимы
18

3.8. Координатные типологии
19

3.9. Типологии переходных политических систем.
22

Заключение
25

Список использованной литературы
26

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 52.85 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

                   МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ,  УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

 Заочный факультет

Кафедра: «Кафедра философии, истории и социологии»

 

Контрольная работа  

по дисциплине: «Политология»

Тема: «Типология политических систем» 
 
 

              Выполнила: студентка 3 курса 

                      заочного факультета 

              специальности «Налоги и налогообложение»

              Зачетная  книжка №  0937

              Срок  обучения 3,5 г.

                                                             Гербер М.В.

                                                             Проверил:_____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            г. Тюмень, 2012 

Содержание стр.
Введение 3
1. Понятие типологии 4
2. Понятие политической системы,  её место и развитие в обществе. 7
3. Типы политических систем 8
3.1. Линейные типологии политических  систем 11
3.2. Демократические политические системы 15
3.3. Низко автономные демократии 16
3.4. Предмобилизационные демократические 16
3.5. Авторитарные политические системы 17
3.6. Предмобилизационные авторитарные 18
3.7. Осовремененные авторитарные режимы 18
3.8. Координатные типологии 19
3.9. Типологии переходных политических  систем. 22
Заключение 25
Список  использованной литературы 26

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни  целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. В современных  политических словарях мира вряд ли можно  найти более распространенный и  в то же время более противоречивый термин, чем «политическая система». Понятие «Политическая система  общества» получила распространение  в ХХ веке. Со страниц академических  журналов и других специальных изданий  тема политической системы перешла  на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового  читателя. Политическая система существует неразрывно с государством, так как  государство является едва ли не самым  главным элементом политической системы. Появление политической системы  практически связано с возникновением государства. Государство, согласно Аристотелю, - продукт естественного развития и одновременно - высшая форма общения, включающая все другие формы общения (семья, селение). В жизни феодального  общества важную роль играли такие  объединения собственников, как  общины, гильдии, цеха. «Государство и  негосударственные организации  господствующих и угнетенных классов  в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного  классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но и современные  системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли  интересы всех слоев населения. 
 
 
 

 

  
  1. Понятие типологии.

  В политической науке, особенно в такой  ее отрасли, как сравнительная политика, возникает задача упорядочивания, или  организации теоретического и эмпирического  материала о политических системах. Одним из способов такого упорядочивания и служит типология. Под типологией понимается метод поиска устойчивых сочетаний признаков изучаемых объектов, позволяющий распределить их по относительно однородным группам. Типология выполняет ряд функций в исследовании:

  1. Она позволяет разграничить главные (основные, необходимые) и неглавные (второстепенные, случайные) признаки изучаемых объектов; различия признаков объектов, включенных в один и тот же тип, являются случайными; признаки объектов, на основе которых различаются типы, являются необходимыми.
  2. Типология выполняет функцию описания изучаемой совокупности объектов, т.е. позволяет создать целостную и логически завершенную систему знания об их признаках.
  3. Типология  служит объяснению изучаемой совокупности объектов, так как включает показ взаимосвязей между различными их признаками, раскрывает «механизм» сочетания устойчивых характеристик объектов.
  4. Типология обеспечивает организацию самого процесса теоретического и эмпирического исследования совокупности объектов, т.е. выполняет методологическую функцию; она позволяет формировать понятийный аппарат исследования, строить гипотезы, увязывать различные уровни исследования.
  5. Типология выступает важным средством научного прогноза развития изучаемой совокупности объектов, что особенно важно для познания эволюционирующих систем, к которым естественно относится и политическая система.
  6. Типология также служит определению исследовательских перспектив, стимулирует развитие научных направлений, способствует определению «белых пятен» в исследуемой области.

  Различают теоретическую и эмпирическую типологии. Теоретическая типология строится исследователем, как правило, на основе некоторых идеальных моделей, позволяющих  выделить определенный набор абстрактных  признаков совокупности изучаемых  объектов. Данные признаки характеризуются  всеобщностью и не включают непосредственно  конкретных свойств объектов. Критерии типологизации здесь обосновываются теоретическим путем. Теоретическая  типология  в начале научного исследования носит априорный (доопытный) характер и подтверждается, опровергается или исправляется в процессе эмпирического анализа. Теоретическая типология в конце научного исследования составляет основу разработанной теории. Эмпирическая типология строится исследователем на основе собранного эмпирического материала в процессе измерения конкретных свойств изучаемых объектов. Существенным ее отличием от теоретической типологии выступает конкретизация свойств изучаемых объектов в отдельных переменных, которые и выступают критериями типологии. Часто эмпирическая типология сопровождается классификацией, т.е. использованием формальных методов разбиения совокупности объектов на группы. Теоретическая и эмпирическая типологии должны быть взаимосвязаны в исследовании. Сложность этой взаимосвязи определяется многоступенчатым характером перехода от абстрактных понятий к конкретным и наоборот, необходимостью сочетания точности и содержательности исследования применительно ко всей совокупности изучаемых объектов.

  Для построения обоснованной типологии  нужен учет следующих основных требований:

  1. Типология должна охватывать всю совокупность изучаемых объектов, т.е. категории типологической схемы должны быть исчерпывающими: должны быть категории для каждого возможного случая и каждый возможный случай должен соответствовать категории.
  2. Критерии, на основе которых строится типология, должны быть существенными, раскрывать необходимые черты изучаемых объектов. (Таксономии, которые иногда используются для разбиения изучаемой совокупности объектов на основе внешних подобий, не являются типологиями. Они могут служить лишь в качестве дополнительного или промежуточного средства исследования.)
  3. Построенная типология должна относительно равномерно распределять объекты изучаемой совокупности по группам. Если все или почти все объекты сгруппированы в одну категорию, то ряд существенных подобий и различий исключается из рассмотрения. К тому же при переходе на эмпирический уровень анализа и использования классификации ограничивается использование статистических методов анализа и группировки.
  4. Совокупность критериев типологии должна быть целостной, т.е. по возможности выражать не только комплекс основных характеристик изучаемой совокупности объектов, но и давать представление об органической целостности соответствующих типов.
  5. Критерии типологии должны быть сравнимы. Все категории должны быть определены в терминах одного и того же критерия. Разнородные критерии (например, при изучении политических систем иногда используются для одной и той же типологии критерии культурологические, технологические, политические) свидетельствуют о недостатках идеально-типического моделирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  1. Понятие политической системы, её место и развитие в обществе

  Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов у организаций, участвующих  в политической жизни страны.

  Политическая  система общества — это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

  Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть.

  Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование  его как единого, централизованно  управляемого политической властью  организма. В зависимости от времени и места понятие “политическая система” имеет различное содержание, так как наиболее значительные компоненты политической системы варьируются соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типам политической системы (президентская, парламентская), отношениям власти (партии, правительство) и формам общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм).

  Любая система, — в том числе и  политическая — имеет следующие  характеристики: состоит из многих частей; части составляют единое целое; система имеет границы.

  Пределы политической системы определяются границами в рамках, которых политические решения данной системы обязательны  и реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются.

  Политическая  система—это система окультуривания масс, механизм переработки требований в решения. 
 

  3. Типы политических систем

  Типологии политических систем широко используются в современной политической науке. Но уже в истории политических идей мы обнаруживаем интерес к типологизации  политической жизни, особенно такого ее института, как государство. Самая  древняя и наиболее известная  научная типология государств была осуществлена Аристотелем в его  книге «Политика». Аристотель, который жил в Древней Греции в IV  веке до н.э, различает правильные формы государства и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. Неправильными являются государственные формы, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, считает Аристотель, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. Наряду с критерием общего блага он использует и критерий количества лиц, осуществляющих управление – один человек, немногие, многие. Отсюда у него появляется известная типологическая схема. Среди правильных форм государства он выделяет монархию или царство, где властвует один для общего блага; аристократию или господство лучших для общего блага; политику или господство многих для общего блага. Каждой правильной форме противостоит неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят немногие богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют многие бедные, имея в виду только собственный интерес. Аристотель так же выделяет ряд критериев для типологии основных правильных и неправильных форм государств: как формируются должностные лица (назначение, выборы), оплачивается ли выполнение должностных обязанностей, правит ли закон, какова система гражданства и т.д.

  Основное  различие между политическими системами  заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.

       Еще Аристотель в своей “Политике”  предложил три критерия дифференциации  политических систем: число граждан,  участвующих в принятии решений;  наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и “коррумпированную” системы—монархию, аристократию и демократию условиях правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию (без ограничений).

       В отечественной философской  и политической литературе длительное  время считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

       Алмонд и Пауалл предлагают  классифицировать политические  системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы

       Примитивные системы обладают  минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них  остается без внимания; преобладает “приходская культура”.

       Традиционные системы имеют развитую  дифференцированную политическую  структуру и в плане политических  позиций характеризуются “культурой  подчинения”. Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

Информация о работе Типология политических систем