Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:14, реферат
Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике (А.П. Мчедлов).
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
Л.В. Байбородова
Категория толерантности
может быть рассмотрена с разных
позиций: как этико-философское понятие,
как принцип взаимоотношений
между последователями разных идеологических
концепций, убеждений и верований,
как метод социально-
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Толерантность - интегрированное
качество. Если она сформирована, то
и проявляется во всех жизненных
ситуациях и по отношению ко всем
людям. В то же время, опыт показывает,
что человек может быть толерантным
в отношениях с близкими, знакомыми,
но пренебрежительно, нетерпимо относиться
к людям другой веры или национальности.
В этой связи, на наш взгляд, можно
говорить о межличностной, социальной,
национальной толерантности и
Происшедшие в России
и других странах СНГ резкие перемены
в экономике и политике значительно
осложнили межнациональные
Национальная толерантность
в словарях трактуется как специфическая
черта национального характера,
духа народов, неотъемлемый элемент
структуры менталитета, ориентирующий
на терпимость, отсутствие или ослабление
реакции на какой-либо фактор в межнациональных
отношениях. Таким образом, межнациональная
толерантность - это свойство личности,
которое проявляется в
При организации
воспитательного процесса необходимо
исходить из объективных процессов,
которые сегодня составляют сердцевину
национальных отношений как на мировой
арене, так и внутри многонациональных
обществ. Глобальное образование предусматривает
включение в учебные планы
школы таких направлений
Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
Опыт взаимодействия
национальных культур богат, он складывался
веками. Перед классными руководителями
стоит задача приобщить учащихся
к культурам и традициям
На всех этапах работы
с коллективом, где представлены
разные национальности, независимо от
возраста учащихся классному руководителю
необходимо продумать практические
меры, чтобы детям легче было преодолеть
в себе национальную замкнутость, эгоизм,
ориентироваться на повышение культуры
общения всего ученического коллектива,
использовать его возможности для
противодействия вредным
Важную роль в
приобщении к культурам, решении
проблем взаимопонимания и
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
Необходимо особое
внимание обратить на воспитание исторической
памятью, правдой о становлении
и развитии нашего многонационального
государства, что приобретает особую
важность для установления объективной
истины, формирования личной позиции.
В педагогическом аспекте единство
исторического знания и культуры
обозначает незыблемость межкультурных
и межнациональных связей, способствует
взаимопониманию и
Большую ценность для
учащихся имеют этнографические
знания о происхождении народов,
с представителями которых они
вместе учатся, о своеобразии национального
этикета, обрядов, быта, одежды, искусства,
художественных промыслов, праздников.
Важно, чтобы классный руководитель
не только проявлял компетентность в
этих вопросах, но и использовал
накопленные знания в воспитательной
работе, во время беседы, посещения
учащимися краеведческих и
Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.
Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.
Игра - важнейшая
сфера жизнедеятельности детей,
которая вместе с трудом, познанием,
искусством, спортом обеспечивает необходимые
эмоциональные условия для
Учащиеся старших
классов могут стать
Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.
Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).
Можно дифференцировать содержание работы по классам. Так, в 1-ом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев. Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В 3 -ем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».
В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов.
Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.
Межнациональная толерантность
тесно связана с
Таким образом первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять не зависимо от места жительства или должности человека. Следовательно, это должен учитывать классный руководитель. Тем более, что в 29 статье Конституции о свободе информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.
Однако следует
заметить, что не все религиозные
объединения заслуживают
По мнению М.Л. Мчедлова,
возможность создания религиозных
организаций должна определяться правовыми
критериями: религиозная ли эта организация;
наблюдаются ли в ее деятельности
посягательства на основные права личности,
не препятствует ли она выполнению
гражданских обязанностей своими последователями
и т.д. Он отмечает, что воспитание
религиозной толерантности
Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и внеучебной работе.
Как в этой связи относится к изучению религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу.
Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.