Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике (А.П. Мчедлов).
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Вложенные файлы: 1 файл

тол.docx

— 23.44 Кб (Скачать файл)

Л.В. Байбородова

Категория толерантности  может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений  между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике (А.П. Мчедлов).

Основой толерантности  является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого  человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании  и принятии традиций, ценности и  культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность  вовсе не означает безразличие к  любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно  мириться с расизмом, насилием, унижением  достоинства, ущемлением интересов  и прав человека. Нельзя мириться в  том случае, если искажаются научные  данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что  оптимальнее, где истина, то целесообразно  уважительно и спокойно отнестись  к инакомыслию, оставаясь при  своих убеждениях.

Толерантность - интегрированное  качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных  ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным  в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно  говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется  по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти  аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности  у учащихся.

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно  осложнили межнациональные отношения  населяющих их народов. Рост национального  самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению  народных традиций, религиозных верований  приводят в такой многонациональной  стране как Российская Федерация  к межэтническим и межнациональным  конфликтам. В этой связи особое внимание классному руководителю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения  к представителям других наций.

Национальная толерантность  в словарях трактуется как специфическая  черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент  структуры менталитета, ориентирующий  на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных  отношениях. Таким образом, межнациональная  толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

При организации  воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой  арене, так и внутри многонациональных  обществ. Глобальное образование предусматривает  включение в учебные планы  школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, развитие навыков системного подходы к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различные точки зрения на мировые явления ( З.Т. Гасанов).

Глобальное образование  призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности  за настоящее и будущее мира, в  котором они живут. Оно исходит  из того, что предрассудки по отношению  к чужим культурам (да и к своей  собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и  их отношениях, о национальных культурах  и традициях.

Опыт взаимодействия национальных культур богат, он складывался  веками. Перед классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных  национальностей, корректировать воздействие  на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство  и сознание граждан мира. При этом следует, естественно, учитывать избирательность  интересов школьников, специфику  региона, географию проживания населения.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для  противодействия вредным националистическим влияниям.

Важную роль в  приобщении к культурам, решении  проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной  политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности  и культуры этносов, гармонизация межнациональных  отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в  духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении  и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной  истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных  и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для  учащихся имеют этнографические  знания о происхождении народов, с представителями которых они  вместе учатся, о своеобразии национального  этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в  этих вопросах, но и использовал  накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения  учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных  концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..

Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам  народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

Могут быть созданы  исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных  с культурой разных народов. Знать  как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в  любом возрасте.

Игра - важнейшая  сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые  эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных  отношений учащихся.

Учащиеся старших  классов могут стать организаторами игры для начальных классов, что  будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают  свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в  жизни, учатся общаться.

Педагогическая  практика подтверждает целесообразность использования народных игр в  качестве одного из основных средств  воспитания культуры межнационального общения.

Дети могут совершать  очное и заочное путешествие  в историю родного края, знакомиться  с интересными людьми, народными  умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).

Можно дифференцировать содержание работы по классам. Так, в 1-ом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев. Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с  историей своего края, участвуют в  поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается  игрой «Поле народных чудес». В 3 -ем классе дети продолжают знакомиться  с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами  названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются  с творческой интеллигенцией, участвуют  в экспедиции «Мой край родной».

В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности  учащихся, поиск и пропаганда новых  интересных и полезных дел, которые  развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных  путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой  игры, в творческой форме могут  быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и  семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Межнациональная толерантность  тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать  у молодого поколения. Сегодня, часто  бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в  том числе и зарубежные, религиозные  организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство - светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-ой) о Свободе совести говорится о том, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом первая статья запрещает обязательность и  государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять не зависимо от места  жительства или должности человека. Следовательно, это должен учитывать  классный руководитель. Тем более, что  в 29 статье Конституции о свободе  информации говорится о праве  свободно искать, получать, производить  и распространять информацию любым  законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует  заметить, что не все религиозные  объединения заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них («Дети  бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей  стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться  с позиции их негативного влияния  на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается  человек-винтик религиозной организации, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

По мнению М.Л. Мчедлова, возможность создания религиозных  организаций должна определяться правовыми  критериями: религиозная ли эта организация; наблюдаются ли в ее деятельности посягательства на основные права личности, не препятствует ли она выполнению гражданских обязанностей своими последователями  и т.д. Он отмечает, что воспитание религиозной толерантности сегодня  осложняется негативными историческими  традициями, многоконфессиональным  и полиэтническим составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой ряда религиозных  руководителей, несовершенством законодательства, определенной индифферентностью общественного  мнения.

Действительно, указанные  обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит  от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к  данному вопросу в учебной  и внеучебной работе.

Как в этой связи  относится к изучению религии  в школе? Вероятно, целесообразно  детям давать знания о различных  религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии  или отказ от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу.

Можно предложить в  плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий  народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих  в России. При этом важно, чтобы  чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Информация о работе Толерантность