Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:14, реферат
Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике (А.П. Мчедлов).
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
Сегодня, как никогда,
возрастает значение моральной ответственности,
социальной позиции самого педагога.
Дети стали активнее, свободолюбивее.
Это требует изменения
Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков (10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.
Возможно проведение
воспитательной работы по двум направлениям
в каждом классе: первое - изучение объекта,
в отношении которого формируется
толерантность; второе - развитие основных
составляющих толерантности и
5 класс
1. Понимание себя:
«Познай самого себя».
Игровая программа: « Самый, самый, самый», «Гинесс-шоу».
2. Принятие себя.
Классные часы: «Учись властвовать
собой»; «Хотеть - наполовину мочь».
Тренинговые занятия: «
6 класс.
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)
1. Я как член
семьи. Классные часы: «История
моего имени»; «Слово о моем
роде»; «Семейная реликвия».
2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей - первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.
7 класс
1. Малая Родина.
Культура моего народа. Классные
часы: «Я родом из…»; «История
моей улицы»; «Все мы соседи»;
«Традиции и обычаи моего
2. «Солнце светит
всем». Классные часы: «Легко ли
быть не таким»; «Терпимое отношение
к людям»; «Атмосфера доверия
и доброжелательности»; «
8 класс
1. Культурно-национальное
пространство России. Классные часы:
«Великая святорусская земля,
а везде солнышко»; «Великие
сыны России». Тренинг «Моя
твоя не понимает, или Премудрости
общения». Коллективное творческое
дело «Фольклорный калейдоскоп»
2. Феномен российской
конкордации. Классные часы: «Где
не тронешь Россию - всюду рана»;
«Менталитет - зеркало нации»; «Проблемы
национального взаимодействия»;
9 класс
1. Культура мира.
Классные часы: «Человек - созидающий
или разрушающий»; «Грани сходства»;
«Диалог культур»; Коллективное
творческое дело «Мировое
2. «Помни, что ты
человек!» Классные часы: «Жизнь
дана на добрые дала»; «