Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:14, реферат
Цель данной работы – провести сравнительный анализ теорий феномена власти.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
дать определение власти; выявить структуру власти;
выявить подходы к определению сущности власти;
изучить современную теорию власти в свете теоретико-методологических исследований.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФЕНОМЕН ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ 6
1.1. Власть: подходы к определению понятия 6
1.2. Структура власти 9
1.3. Подходы к определению сущности власти 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей – они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющихуже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.
Сравнив их можно сделать вывод, что различные теории имеют в свом основании различные понимание источника и сущности власти, отношения власти.
Существующие ныне концепции власти поражают своей многочисленностью и разнообразием. Показательно, что почти все политические мыслители прошлого, говоря о власти, не дают ей четких дефиниций: «Тот же Макиавелли, совершенно очарованный игрой власти над человеком, в рассуждениях о ней был склонен, скорее, прибегать к ярким эпитетам и сравнениям, чем искать более или менее строгие определения» [4, с. 146]. Даже на современном этапе развития философской и политической науки не удалось достигнуть более или менее приемлемого консенсуса в трактовке самого понятия власти. С одной стороны, признается, что власть – это возможность удовлетворения честолюбивых амбиций и своекорыстных притязаний одних индивидов через подчинение и использование других в своих целях, проявляющаяся в расколе общества на господ и подданных, с другой стороны, власть – это, то, «что зовет к существованию и вообще удерживает в бытии публичную сферу», условие реализации желания «жить вместе», средство социальной интеграции и кооперации [1, с. 265].
Как справедливо замечает Т. Болл в своей статье «Власть», «власть убеждать» или «власть для блага другого» в таком случае не могут быть включены в понятие «власть» [2].
Что же касается системных представлений, или концепций «власть для», то власть в них – не принадлежность индивида, а безличное свойство политической системы, неравномерное распределение привилегий внутри которой влияет на взаиморасположение социальных субъектов – их субординацию и, соответственно, наделение их большими или меньшими полномочиями – властью.
Таким образом, следует отметить, что все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.