Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:53, реферат
Тема данного реферата – актуальна в связи с тем, что, во-первых, значимость точного определения формы государства становится ясной только после того, как решается вопрос о сущности государства, во-вторых, рассмотреть форму государства – это значит проанализировать, исследовать его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти, в-третьих, в процессе формирования и вырабатывания юридической науки случилась систематизирование проявления признаков государства и его форма стала анализироваться равно как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима.
Введение 3
1.Понятие формы государства. 5
2.Формы правления 8
3. Виды форм государственного устройства 10
4.Виды политических режимов и их признаки 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Реферат на тему:
«Форма государства»
Самара 2013
Оглавление
Введение 3
1.Понятие формы государства. 5
2.Формы правления 8
3. Виды форм государственного устройства 10
4.Виды политических режимов и их признаки 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Тема данного реферата "Форма государства" – актуальна в связи с тем, что, во-первых, значимость точного определения формы государства становится ясной только после того, как решается вопрос о сущности государства, во-вторых, рассмотреть форму государства – это значит проанализировать, исследовать его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти, в-третьих, в процессе формирования и вырабатывания юридической науки случилась систематизирование проявления признаков государства и его форма стала анализироваться равно как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима.
В теории государства и права равно как и в других некоторых общественных науках разбирается проблема формы государства, то есть проблема основания и работы специальной формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был разнообразным на различных периодах формирования общества, на различных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы ошибочно отвергать все те научные предположения, знания, основанные прежде и признанные в настоящее время не до конца выражающими те общественные взаимоотношения и их субъектов исследованием которых занимается юридическая наука; тем не менее представляется более правильным в рамках этого реферата базироваться на нынешние знания и теории, и другим выделять долю времени и места, упоминая их как гипотезы или добавочные аспекты данной проблемы.
Исследованием форм государства занимались такие знаменитые ученые, как С.С. Алексеев1, В.К. Бабаев2, А.Б. Венгеров3, С.В. Клименко4, М.Н. Марченко5, В.В. Лазарев6, Л.И. Спиридонов7, Ф.М. Решетников8, Н.И. Матузова и А.В. Малько9 и иные известные ученые. Данными учеными-правоведами детально изучены проблемы, имеющие отношение к формам правления, формам национально-государственного устройства и формам государственно-правового режима государств.
Цель работы всесторонне изучить форму государства.
Для достижения цели, мы выделили вытекающие задачи:
1. Определить понятие форма государства и элементы формы государства;
2. Рассмотреть формы государственного устройства;
3. Описать формы государственно-
4. Дать характеристику форм правления.
Работа состоит из введения, четырех пунктов, заключения и списка литературы.
В пункте один – Понятие и элементный состав формы государства, решается первая из установленных выше промежуточных задач, а именно, представляется понятие и элементный состав формы государства.
В пункте два – Формы правления, рассмотрение на примере стран значение и влияние формы правления на образование и развитие государственности.
В пункте три – Значение государственно правового режима в форме государства, находить решение, вторая из промежуточных задач, а именно: рассмотрение форм государственного устройства.
В пункте четыре – Политические режимы, решается последняя из основных задач, а именно: описываются политические режимы государств.
В Заключении делаются основные выводы по данной работе.
1.Понятие формы государства
Точного соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут сходиться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут облачиться в одинаковую форму. Оригинальность конкретной формы государства любого исторического периода обусловливается, прежде всего уровнем зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Иными словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Всякое государство есть цельность его сущности, содержания и формы. Для того чтобы оно активно действовало, чᴛᴏбы качественно и согласованно работал его механизм, необходима четко устроенная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема»10, равнодушная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чᴛᴏбы народ понимал свой жизненный строй, чᴛᴏбы он умел – именно „так" – организоваться, чᴛᴏбы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
Форма государства – это
его устройство, выражающееся в нраве
политических связей между людьми, между
обществом и государством, между государством
и обществом во время правления ими (политический
режим), в способах организации высших
органов государственной власти (форма
правления) и в административно-
Она отвечает на вопросы, на каких позициях и как территориально создана государственная власть, как учреждаются высшие органы государства, как они взаимосвязываются друг с другом, населением, какими методами она реализовывается и т.д.
Понятие формы государства захватывает:
а) создание верховной государственной власти, источники ее формирования и принципы взаимосвязи высших органов власти между собой и народонаселением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;
в) методы и способы реализации государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических обстоятельств его возникновения и дальнейшего развития. Сильное влияние на нее оказывает- сущность и исторический тип государства. Например, феодальному типу государства соответствовало- монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства, зависит от соотношения политических сил в стране, в особенности, в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (в Англии в частности) привели к компромиссу (взаимному согласию) между буржуазией и феодалами, последствием которого явилась конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.
На форму государства оказывают влияние межнациональный состав, исторические обычаи, размеры страны и иные различные факторы. Мелкие по территории государства как правило являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И.А. Ильин, – предъявляет к государственной форме свои запросы. Он может стать фактором разложения и привести к пагубным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные раздоры удостоверяют слова И.А. Ильина, который полагал, что всякому народу должны быть свойственны «своя, особенная, персональная форма и конституция, подобающая ему и только ему. Нету одинаковых народов и не может быть одинаковых форм и конституций. Бездумное заимствование и копирование несуразно, опасно и может стать пагубным»11.
2.Формы правления
Итак, сначала разберем первую часть системы формы государства - форму правления.
Форма государственного правления — элемент формы государства, каковой обусловливает систему организации высших органов государственной власти, последовательность их образования, время деятельности и компетенцию, а так же последовательность взаимодействия этих органов друг с другом и с населением, и уровень участия жителей в их формировании.
Она дает вероятность понять:
- как формируются высшие органы государства, и какова их структура;
- как базируются связь между высшими и другими государственными органами;
- как создаются взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства может обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления делятся на:
- монархические
- республиканские
Монархия - форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обычно противопоставляемая республике.
При монархической форме правления
главой государства является единоличный
правитель - монарх; власть монарха, является
вечной (до конца его дней) и переходит
в порядке престолонаследия. Особенная
разновидность монархии - выборная12 (или избирательная), сочетающая
элементы монархии и республики.
Подобная монархия бытует ныне только
в Малайзии, где главой государства
является монарх, избираемый сроком на
5 лет особенным совещанием из представителей
монархических штатов, входящих в федерацию.
Республика- это форма государственного
правления, при которой все высшие органы
власти избираются или формируются общенациональными
представительными учреждениями (парламентами),
а граждане располагают личными и политическими
правами. В отличие от монархии для республиканской
формы правления характерна выборность
и сменяемость главы государства
Монархия и республика есть одинаково древние формами правления, но все же можно с глубоким правом утверждать, что, до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов, а республика – вернее исключением.
С начала прошлого
времени соотношение неуклонно изменяется.
Ныне уже безусловное большинство государств
мира являются
республиками, а монархия, рассматривается
как пережиток прошлого, иногда даже просто
как дань традиции (в Японии, в Европе,
в странах Содружества). Безусловно, монархическая
форма правления плохо сообразуется с
доминирующими в нынешнем мире идеями
народного суверенитета и равенства людей.
3. Виды форм государственного устройства
Вторым элементом формы государства является форма государственного устройства.
Под формой государственного
устройства в юридической науке
понимается административно-
Унитарное государство - это цельное государство, части которого являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам.
Как правило, унитарное государство
характерно для однонациональных государств,
где большинство населения
Федеративное государство
характеризуется сложной формой
территориального устройства, при которой
государственная власть разделена
между центральными, т. е. федеральными
органами государственной власти и
органами власти субъектов, входящих в
федерацию. Федерация – это союз
нескольких государственных образований
(государств), основанный на договоре.
Субъекты федерации – территориальные
единицы, обладающие не всеми, а некоторыми
признаками государства (например, конституцией,
законодательными органами). Поэтому
современное понимание
Конфедерация представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.