Формирование гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Зачатки гражданского общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия, в результате реформ Александра II (отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, административная и другие реформы). Все это ускорило необходимые процессы модернизации русского общества. С развитием буржуазных отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических отношений, что создало экономическую основу гражданского общества

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование гражданского общества в России.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)

Формирование гражданского общества в России

Россия вступила на путь строительства  гражданского общества значительно  позже, чем Западная Европа и США.

Зачатки гражданского общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия, в результате реформ Александра II (отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, административная и другие реформы). Все это ускорило необходимые процессы модернизации русского общества. С развитием буржуазных отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических отношений, что создало экономическую основу гражданского общества. Многообразные образовательные, медицинские, благотворительные и другие общественные организации получают новый импульс к развитию, что соответственно стимулировало рост различных институтов общественной самоорганизации, помогало стабилизировать русское общество.

Значительным шагом к  гражданскому обществу явилось образование  относительно самостоятельных от государства  выборных органов местного самоуправления. Органы самоуправления ведали делами местного значения. Часть прав от ведомства  государственного управления перешла  к органам самоуправления, которые  стали важнейшим структурным  элементом гражданского общества.

Судебная реформа 1864 г. провозгласила  такие принципы как равенство  всех перед законом, разделение судебной и административной властей, несменяемость  судей, независимость адвокатуры, гласность  и состязательность процесса, создание суда присяжных. Были введены новые  либеральные судебные уставы. После  реформ 60-х гг. XIX века активизировался  процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. Однако все это можно рассматривать  только как первые шаги на пути к  гражданскому обществу. После убийства царя-реформатора Александра II новый  император Александр III обнародовал  манифест “О незыблемости самодержавия” (1881 г.). Началась эпоха реакции, резкого  торможения процессов либерализации  в общественной системе.

Следующий период в развитии институтов гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. В эти годы складывается многопартийная система в стране, при которой политические партии являлись субъектами гражданского общества, так как существовали независимо от государственной власти и стремились к реализации своих политических целей. Первая русская революция 1905 г. заставила царизм пойти на серьезные  изменения в государственном  строе страны. Благодаря деятельности четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательных учреждений и многопартийности, Россия приобрела  свой первый опыт парламентаризма.

Первая мировая война  обострила все противоречия и  привела к революционному изменению  политического строя.

Февральская революция 1917 г. дала мощный импульс развитию гражданского общества. В результате в России начали развиваться демократические  институты свободы слова, собраний, организаций, вероисповедания. Возникла масса политических и неполитических организаций. Огромный рост социальной активности масс способствовал развитию институтов общественного самоуправления. Однако, слабая государственная власть не смогла упорядочить этот процесс. Над страной нависла угроза анархии.

Октябрьский переворот 1917 г. в корне изменил ситуацию в  стране. Установилась жестокая централизация  власти, применялись авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная  собственность – основа экономической  самостоятельности граждан. Политические институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так как они действовали под  строгим политическим и идеологическим государственным контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который  блокировал саму возможность развития гражданского общества. При тоталитаризме  нет места для гражданского общества. Правящий класс составила партийная  номенклатура, ставшая одновременно фактически собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. Произошло грандиозное уравнивание всех членов общества перед всесильной государственной машиной. Что касается термина “гражданское общество”, то он был изгнан из советского государственно-правового и политического лексикона. Такие организации, как профсоюзы, комсомол, кооперация, творческие союзы, которые в других условиях могли бы послужить базой для развития гражданского общества, в советский период во многом лишались самостоятельности, входя в официальные структуры партийно-государственной машины.

Термин “гражданское общество”  вновь стал актуальным в 80-е гг. ХХ в. Начавшиеся с 1985 г. преобразования в  России имели целью формирование предпосылок гражданского общества.

Под воздействием социально-экономических  и политических реформ во второй половине 80-х гг. в России произошли большие  перемены. Место партийной номенклатуры заняли многочисленные элитные группировки. Сама элита утратила значительную часть  рычагов власти, присущих старому  правящему классу. Это привело  к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.

Трансформация институтов российского  общества серьезно сказалось на его  социальной структуре. Изменились отношения  собственности и власти, появились  новые социальные группы (“предпринимательская структура” и др.), изменялись уровень  и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало  создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов  представителей различных групп  и слоев общества.

Перераспределение собственности  через приватизацию открыло возможности  для формирования среднего класса в  России. Приватизация позволила частным  лицам приобретать в собственность  часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право  арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

После распада СССР в 1991 г. для России начался новый позитивный период становления гражданского общества. Современная Россия в конце XX столетия начала путь модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому государству, к гражданскому обществу.

После огромного перерыва в развитии гражданского общества в  России (с октября 1917 г. по 1990-е гг.) начался период бурных реформ во всех областях жизни страны.

За несколько лет реформирования в нашем государстве возникли многочисленные политические партии, народные фронты, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др. К ним относятся: Ассоциация российских банков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых российских кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Межрегиональный биржевой союз и др.

Все перечисленные организации  относятся к субъектам гражданского общества в экономической сфере. В других сферах общественной жизни, например в социальной, их возникло еще больше. Так, в настоящие время в Российской Федерации действуют разнообразные фонды социальной защиты граждан и культуры: Фонд социальной защиты материнства и детства, Союз солдатских матерей, Фонд “Духовное наследие”; Пенсионный фонд, благотворительный фонд “Нет – алкоголизму и наркомании” (фонд НАН) и др.

Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России чрезвычайно многообразны. Панорама общественной добровольческой деятельности институтов и организаций гражданского общества чрезвычайно широкая. Здесь  защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая  защита, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников  детских домов, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками  из неблагополучных семей, поиск  без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны  и многое другое.

Реальными признаками существующего  гражданского общества являются выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных  средств, ослабление роли чиновников в  управлении страной, в том числе  и передача их функций общественным организациям.

Выделим принципиальные направления в развитии гражданского общества в Российской Федерации:

- формирование и развитие  новых экономических отношений,  включая плюрализм форм собственности  и рынок;

- возникновение разнообразных  форм трудовых ассоциаций, социальных  и культурных объединений, общественно-политических  движений;

- создание экономических,  социально-политических и духовных  предпосылок для творческой самореализации  личности;

- наличие развитой и  разветвленной системы участия  народа в государственном управлении  и системы местного самоуправления, способной брать под свой контроль  регулирующие функции государства,  снижать степень его вмешательства  в частные дела;

- подчинение всех форм  общественной жизни закону, способность  независимого правосудия противостоять  властно-административной системе;

- наличие юридической  базы, гарантирующей свободу политических  взглядов, общественных средств  массовой информации, право общественного  контроля за законодательной  и исполнительной властью.

Таким образом, рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать  два вывода: гражданское общество в нашей стране делает лишь первые шаги, хотя становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли многие страны Запада.

Очевидно, что процесс  формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием сверху или снизу. Такое общество начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии.

 

 

 

В данной главе я хотела рассмотреть некоторые наиболее яркие современные концепции  гражданского общества. Моей целью  является показать, каковы особенности  российской ситуации в настоящий  момент, на какой стадии развития находится (и находится ли) гражданское общество и каковы возможности его формирования в России.

После начала перестройки 1985 года с новой остротой стал вопрос о гражданском обществе. Страна опять  находится на переходном этапе своего развития и, как и в начале века, ищет новый путь. Наученное горьким  опытом жизни в тоталитарном государстве, общество пытается найти принципиально  иной путь развития. И одним из вариантов  стало построение гражданского общества.

Теорию гражданского общества можно назвать новой для нашей  страны, поэтому, исследуя этот вопрос, авторам приходится опираться на опыт западных стран и, соответственно, на западную модель гражданского общества.

В своей книге М.Ю. Резник[29] рассматривает особенности и тенденции ситуации в современной России, а также возможности существования гражданского общества.

Я попытаюсь описать его  точку зрения.

По Резнику для общественного  состояния современной России характерно проявление двух основных тенденций  – институционализации и деинституционализации социальных структур и образований. С одной стороны это проявляется в появлении новых социальных институтов и организаций, связанных с формированием гражданского общества, а с другой стороны – разрушение основ прежней общественной организации, распад старых институтов.

Кроме того, как отмечает Резник, становление институтов гражданского общества происходит в условиях глубокого  кризиса, экономического и духовного, который и является основным фактором дестабилизации общественной жизни.

Этот процесс усугубляется отсутствием в структуре власти единства и стихийными, не всегда продуманными действиями правительственных структур вообще.

Экономические реформы проводятся без учета национально-культурной специфики страны и потому приводят к совершенно неожиданным, часто  противоположным результатам.

В. Хорос в своей статье “гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России”[30] рассматривает различные элементы гражданского общества, такие как политические партии, предпринимательские организации, профсоюзы, церковь и церковные организации, неправительственные организации (НПО) и отдельно мафию, как структуру, имеющую существенный вес в современной России.

Хорос соглашается с мнением, что российская цивилизация “как минимум не несет в себе запретительных условий для развития гражданского общества”,[31] но отмечает несколько существенных особенностей общественно-политического развития нашей страны. Прежде всего, в России очень сильно государственное начало: оно являлось главным “демиургом” общественных процессов уже с 15-16 веков. Именно государство стало создавать или “запрещать” те или иные ячейки гражданского общества, и оно же тормозило их деятельность, что затрудняло в психологии русского человека закрепление привычки к самостоятельному поведению. Во времена советской власти этот пресс государства очень усилился. Он привел к разрушению многих традиционных культурных ценностей и институтов (общинность, религиозные установки и т.д.) и к атомизации общества.

Как пишет Хорос: “Атомизация – худшая разновидность индивидуализации, отчуждения людей друг от друга – создает неблагоприятную среду для гражданского общества”.[32]

Гражданское общество формируется  как снизу, через самодеятельность населения, так и сверху, под воздействием государства. В нашей стране, по мнению Хороса, активность “снизу” не слишком высока и даже имеет тенденцию падать.

Информация о работе Формирование гражданского общества в России