Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:24, реферат
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление и развитие института президентства…………………………...4
2 Современные модели президентства…………………………………………..8
3 Формирование института президентства в КР…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20
Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына
Самостоятельная работа
На тему: «Формирование института президентства в КР »
Выполнил: Кыдыров. М. Э
Проверил: Исмаилов. К. А
Группа: Юк-6-10
г. Бишкек 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Становление и развитие института президентства…………………………...4
2 Современные модели президентства………………………………………….
3 Формирование института президентства в КР…………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В современных условиях типичным
главой государства с республиканской
формой правления является президент.
Институт президентства представляет
собой неотъемлемый элемент политической
системы в 150 странах мира. Он существует
во многих странах Европы, Азии, Африки,
Северной и Южной Америки. В то
же время, каждое из этих государств характеризуется
своими специфическими особенностями,
своей разновидностью республиканской
формы правления, и в зависимости
от этого качественно различными
будут статус и полномочия президента
в этом государстве. Исторически
родиной президентства были США,
где президент в одном лице
являлся и главой государства, и
главой правительства. Самое широкое
распространение институт президентства
получил в ХХ веке, в период распада
колониальных империй и образования
множества независимых
1 Становление и развитие института президентства
Термин «президент» происходит
от латинского Ргаеsidens, что буквально
означает «сидящий впереди». Видимо, в
античные времена президентами называли
председательствующих на различных
собраниях. От этого первоначального
значения слова "президент" впоследствии
возникла такая должность, как, например,
президент сената. Однако в его
нынешнем понимании как главы
государства термин "президент"
не употреблялся ни во времена греческой
и римской республик, ни в периоды
существования ранних буржуазных республик
в Англии и Нидерландах. Так, в
Англии, ставшей на короткое время
республикой, исполнительную власть вместо
свергнутого монарха на первых порах
осуществлял Государственный
В русле европейской
Весьма скоро большинство
политических деятелей молодой американской
республики пришли к выводу о неэффективности
деятельности Конгресса по исполнению
им законов и о необходимости
разделения законодательной и
После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.
Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.
XX веке такие грандиозные
по своим масштабам потрясения,
как революции, мировые войны,
распад колониальных империй,
привели к образованию
Фундаментальные изменения,
происходящие на мировой арене с
конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее
распространение института
Весьма распространено представление
о том, что крупными по территории
государствами можно эффективно
управлять только посредством системы
президентского правления. Между тем
в крупнейших странах мира - США (площадь
9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км)
действует система
2 Современные модели президентства
Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики.
В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:
ü и Президент, и парламент непосредственно избираются народом;
ü Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;
ü решающая роль в управлении
страной принадлежит
ü Президент самостоятельно
формирует правительство и
ü Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона;
ü Президент обладает
правом отлагательного вето в отношении
принимаемых парламентов
ü в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты;
ü заключаемые Президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентов;
ü судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка .
Парламентарная республика – это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом, его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.
Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президенсткой власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так и другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше).
Информация о работе Формирование института президентства в Кыргызской Республике