Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:24, реферат
В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление и развитие института президентства…………………………...4
2 Современные модели президентства…………………………………………..8
3 Формирование института президентства в КР…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.
Например, в Исландии пост президента как главы государства был создан лишь в 1944 году. Президент Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов, при тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента. Последний исполняет свои обязанности до 31 июля. Срок правления вновь избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен удовлетворять следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не моложе 35-летнего возраста и не быть осужденным или лишенным избирательного права в прошлом. Кандидатура президента может быть выдвинута группой избирателей, состоящей из 1500—3000 человек, но не больше и не меньше этого. Если кандидатов несколько, то законно избранным Президентом является тот, который получил наибольшее количество голосов, но а если выставлена только одна кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый автоматически становится Президентом, кстати, законом могут быть установлены дальнейшие правила относительно кандидатуры и выборов Президента, причём может быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально числу избирателей. Одно и то же лицо может быть избрано президентом Исландии несколько раз подряд. Закон не ограничивает пребывания на президентском посту. Так, например, первый президент Исландии – Свейнн Бьёрнссон, избирался на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.); второй президент – Аусгейр Аусгейрссон – находился в президентском кресле четыре срока подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без голосования; третий президент – Кристьян Элдьяр – три срока подряд (1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент – первая женщина-президент в мире – Вигдис Финнбогадоттир находилась на президентском посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе дважды переизбиралась без голосования; и, наконец, пятый президент – Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут партией социалистов.
При вступлении в должность, Президент приносит присягу или делает заявление о соблюдении Конституции. Этот акт составляется в двух идентичных экземплярах, из которых один хранится в Альтинге, а другой поступает в государственный архив. Резиденцией президента по Конституции должен быть Рейкьявик или его окрестности. Ныне резиденцией является Бессастадир — старинное поместье близ исландской столицы. Президент в Исландии не имеет заместителя. Должность вице-президента отсутствует. В случае смерти или отзыва президента до окончания срока полномочий или в случае его временного отсутствия в стране его функции исполняет своеобразный совет, существующий вплоть до 31 июля четвёртого года после прохождения последних выборов, не носящий никакого определенного названия, но состоящий из трех лиц: премьер-министра, председателя Альтинга и председателя Верховного суда. Председательствует на заседаниях председатель Альтинга. Однако он не обладает никакими другими преимуществами по сравнению с остальными «регентами». Все они имеют равный голос и решают дела в случае отсутствия единогласия большинством голосов. Иногда «регенты» исполняют обязанности президента довольно длительное время. Так, например, после смерти президента Свейна Бьёрнссона в начале 1952 года, за несколько месяцев до окончания срока президентства, его обязанности до новых выборов исполнял указанный совет. Таким образом, сроки смены президентов строго выдерживаются, как этого требует Конституция.
В США высшим должностным
лицом, совмещающим полномочия главы
государства и главы
В Италии – как ее называют
в литературе, типичном образчике
парламентарно–республиканской
Конституция наделяет президента
довольно широкими полномочиями, однако
значительная часть выполняемых
главой государства функций
У президента Италии есть, правда,
достаточно мощный на первый взгляд рычаг
воздействия на парламент. Конституция
позволяет ему распустить либо одну,
либо обе палаты. Но она же обязывает
главу государства провести предварительные
консультации с их председателями.
И, как отмечают историки, не было еще
случая, чтобы президент распустил
палаты вопреки воле их руководителей.
Необходимо добавить к этому, что
он «не может использовать это
право в последние шесть
Когда говорят о положении
главы государства в системе
органов государственной
Другое дело – взаимоотношения
главы государства с
Президентская власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).
Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
3 Формирование института президентства в КР
Термин президент
в переводе с латинского
Родиной института
президента является США.
В КР институт президента был учрежден 24 октября 1990 года верховным советом кыргызской ССР 12-го созыва. Статус президента КР тогда был определен специальным законом: « об учреждении поста президента КССР и внесения изменений и дополнений конституции КССР»
В настоящее время
порядок избрания и основания
прекращения деятельности
В отличии от монарха
президент выборное
Как уже отмечалось в президентских и смешанных республиках президент избирается обычно непосредственно народом, избирателями. Но в ряде случаев: в парламентских республиках президент избирается самим парламентом, либо специально избирательной коллегией с участием парламента. Хотя в ряде случаев непосредственно народом.
Преобразование Кыргызской автономной республики в союзную (1936 г.), явилось важным этапом в развитии государственности Кыргызстана.
Со дня обретения суверенитета, перед Кыргызстаном остро встал вопрос изучения мирового опыта реформирования государственного аппарата.
Во второй половине 1990 г., в Кыргызстане возник и развивается конституционный институт президентской власти. Процесс складывания нового для нас института власти происходил в сложных условиях и под воздействием ряда факторов. Анализ этого процесса дан в книге М.К. Укушева и Ж.А. Бокоева "Президент Кыргызской Республики" . Авторы используют сравнительную характеристику института главы государства в современном мире, а также некоторых стран-членов Содружества Независимых государств (Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Туркменистана).
Анализ института
Анализу института президентства,
в системе органов
Заключение
Зарубежная практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности этого института в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни .
Учреждение президентства открыло новый этап в развитии государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран.
Несмотря на то, что статус
главы государства достаточно универсален,
функционирование целого ряда моделей
президентства выявляет их зависимость
от различных политических режимов
и разных систем государственного правления.
При авторитарных и тем более
тоталитарных режимах президентская
власть часто приобретает многие
черты режима личной власти. В демократических
странах глава государства
Информация о работе Формирование института президентства в Кыргызской Республике