Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:19, лекция
Понятия “субъект” и “объект” - философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Очевидно, что говорить о субъекте политики можно только при существовании не тождественного ему объекта. Однако необходимо иметь в виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.
Человек как первичный субъект и объект политики.
Понятия “субъект” и “объект”
- философские категории. Под субъектом
подразумевается активно
Очевидно, что говорить о субъекте политики можно только при существовании не тождественного ему объекта. Однако необходимо иметь в виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.
Субъект политики - это ее
творец. Важнейшим качеством его
является активность. Она выражает
меру интенсивности его
В политической науке различают
индивидуальный и совокупный субъект.
Индивидуальным субъектом - является сознательно
и ответственно действующая личность,
которая в своих действиях
руководствуется общественно
Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации.
Категория личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:
1. Личность как индивидуальные
психофизиологические (эмоциональные,
интеллектуальные и др.) особенности
человека, его специфические привычки,
ценностные ориентации, стиль поведения
и т.п. При анализе личности
под этим углом зрения
2. Личность как представитель
группы: статусной, профессиональной,
социально-этнической, классовой, элиты,
масс и т.п. А также как
исполнитель определенной
3. Личность как относительно
самостоятельный, активный
Группы субъектов
1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;
2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;
3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).
Классификация субъектов
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:
1) социальный, включающий
индивидов и различные
2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.
Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою
и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.
2 В политической и юридической
науках права занимают одно
из важнейших прав человека, представляют
принципы, нормы в сосчитать истории
взаимоотношений между людьми
и государством, которые обеспечивают
человеку, лицу возможность действовать
по усмотрению (эту часть прав
обычно называют свободами)
В истории общества в определении прав человека выделяют разнообразие специфических особенностей и традиций их происхождения. Действительно, можно говорить о праве юридическое и традициопалистське, о западное (европейское) и восточное (азиатское) понимание права. Разумеется, если для одного человека упоминания права ассоциируется со статьями Уголовного кодекса, то для другой - с Декларацией прав человека и гражданина и т.п. Логика происхождения европейского понимания права исходит из необходимости, во-первых, реализации дилеммы свобода или равенство: свобода, порождающая неравенство или равенство, приносящий свободу в жертву па алтарь справедливости, во-вторых, ограничение частной жизни граждан от посягательств любой, даже самой демократической власти. Если учитывать обе обстоятельства, возможно, можно согласиться с современными подходами к определению права, рассматривают право как нормативную форму отражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях и признание необходимости принудительного ограничения самой государственной принудительной власти.
Идеи естественного права, сформировавшиеся в глубокой древности, стали источником современного понимания прав человека. В V-VI вв. п. есть. в Древней Греции софисты Ликофроп, Аптисфеы из Афин, алкидные и др. утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаково обусловлены природой естественные права. Само же государство и его законы философ Микофон объяснял как результат общественного договора. В V в. п. есть. в Китае философ Мо Цзы отстаивал идею договорного происхождения государственной власти и равенства всех людей перед Всевышним. Отстаивая и защищая права, присущие человеку от рождения и, прежде всего, ее право на частную собственность, Аристотель отмечает, что это право имеет основой самой природы человека и основывается на ее начальной любви к самой себе.
В эпоху Просвещения осознается
необходимость ограничения
Найвидатпиши представители либерального течения Джон Локк, Гуго Гроций, Шарль Моптескье, Джефферсоы, Адам Смит, Иеремия Бейт, Джон Стюарт Милль и другие обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению и другие как природные, невод объемные и священные нормы человеческого поведения, есть независимые от государства. По-разному оценивается и конечное источник прав человека. Одни видят конечное источник правам человека в природе человека, в основных потребностях: поддержание жизни, безопасности, в свободе от насилия и социально пеоправдапих ограничений, уважения человеческого достоинства и др. Другие же относят права человека в самых высоких из человеческих прав, по душе, к Богу. Русский философ Николай Бердяев писал, что «свобода человеческой личности не может быть дана обществом и не может по своему утечки и признаку зависеть от него, - она принадлежит человеку как духовному существу». Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает.
3 Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
Сегодня в мировой политической
мысли явно преобладает
понимание прав человека. Сам этот термин «права человека» употребляется как
в широком, так и в узком смыслах. В узком значении это только те права,
которые не представляются, а лишь охраняются и гарантируются государством,
действуют независимо от их
конституционно-правового
государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом,
право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого
достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания,
свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на
сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают
весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.
Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их
классификацией является деление всех прав на негативные и позитивные.
Такое различение прав основано на фиксации в них негативного и позитивного
аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как
отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, в позитивном —
как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей,
проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом. В соответствии с
таким различением свободы негативные права определяют обязанности государства и
других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду.
Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств
и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их
осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня
социально-экономического развития страны. Негативные права — основа
индивидуальной свободы.
Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного
подхода к правам человека является Билль о правах конституции США. Так,
его первая статья (поправка) гласит: «Конгресс не должен издавать
законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное
исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа
мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о
прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех
статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание
Билля о правах направлено на ограждение личности от различного рода
несправедливых и
В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют
обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или
иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например,
право на социальное вспомоществование, образование, охрану
здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Реализовать эти права гораздо
труднее, чем права негативные, т.к. ничего не делать гораздо легче, чем
что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление
позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов.
Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и
демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов
позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в
нищете», как это и имело
место в подавляющем
тоталитарного социализма.
Личные и политические права.
Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению с их
делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со
сферами реализации на гражданские (личные), политические,
экономические, социальные и культурные. Гражданские права (не путать
с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства) — это
естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в
основном характер негативного права. Они производны от естественного
права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и
призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить личность