Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:43, шпаргалка
1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
7. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
9. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
10. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).
Сперанский был сторонником конституционной монархии, которая бы позволила "правление доселе самодержавное учредить на непременном законе". Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат. Законность форм существования власти Сперанский связывал с разделением властей.
Законодательная власть - двухпалатной Думе, которая на своих сессиях обсуждает и принимает законы; глава исполнительной власти - монарх, который имеет право участвовать в Думе. При этом монарх не может "ни уничтожить законов, ни обезобразить их". Судебная власть представлена судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом.
Сперанский предлагал
К крепостному праву
Настроения основной массы дворянства, протест против каких бы то ни было либеральных реформ, ярко выразил в "Записке о древней и новой России" автор "Истории государства Российского", "Бедной Лизы" и других произведений Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.).
В "Записке" критикуются реформы, проведенные по инициативе Сперанского, а также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено осуществить.
Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Примерами истории Карамзин стремился досказать, что "Россия гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием". И все же, пишет Карамзин, власть самодержца имеет границы. Александр может все, но не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие.
Пределом самодержавной
Точно так же Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр. Умный Макиавелли советовал при переменах в государственных учреждениях сохранять для народа привычные названия; мы же, сетует Карамзин, сохраняем вещь, меняем имена. "Новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности произвола". Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Россией 50 умных и добросовестных губернаторов, которые "обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа".
В "Записке" Карамзина сформулированы
основные принципы
Карамзин советует также
возвысить духовенство, приниженное,
по его мнению, во времена Петра.
По своему значению Синод
"Записка" Карамзина, выражавшая
настроение основной массы
Самостоятельным течением марксизма
является большевизм, основателем и вождем
которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин).
Основная идея большевизма — идея "партии
нового типа", централизованной орг-и
профессиональных революционеров, стремящейся
стать правящей партией, осуществляющей
марксистскую программу строительства
социализма и коммунизма. Обоснование
необходимости такой партии в том, что
только она способна познать и постичь
подлинные интересы рабочего класса.
Основной эк-ий интерес
Российская социал-демократия, утверждал
Л., должна направить рабочее движение
на путь пол-кой борьбы. Для этого в России
должна быть создана конспиративная централизованная
орг-я профессиональных революционеров,
стремящаяся к руководству всеми кружками,
союзами, объединениями рабочего класса.
Поначалу основные
Главное внимание Л. обращал на такие проблемы, как обоснование насильственной революции, критика парламентаризма, необходимость слома старой гос-венной машины, создание Республики Советов (республики типа Парижской коммуны), сосредоточение упр-я всем народным хозяйством в руках "одного всенародного, гос-венного "синдиката", строжайший контроль со стороны гос-ва над мерой труда и мерой потребления.
Практика гос-венного строительства
после прихода большевиков к власти не
подтвердила многих идей, высказанных
в предшествующий этому период. Вместо
отмирания гос-ва, замены его Советами
и орг-ей вооруженных рабочих создавался
строго централизованный аппарат упр-я,
состоящий из многочисленных профессиональных
служащих. Вскоре была создана и постоянная
армия.
Важным условием диктатуры пролетариата
в России, где рабочий класс был очень
малочислен, Л. считал партийное руководство:
"Диктатура пролетариата невозможна
иначе, как через коммунистическую партию".
Руководящее пол-е коммунистической партии
большевиков он называл основой Советской
Конституции — юридической и фактической.
В работах Л.а немало суждений о демократии, но суждения эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларативный, лозунговый характер: "Пролетарская демократия в миллион демократичнее всякой буржуазной демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики", азвитие партийно-административной системы.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.
(С. Н. БУЛГАКОВА, Н. А. БЕРДЯЕВА, И. А. ИЛЬИНА)
Конец XIX в. был отмечен усилением интереса к философско-нравственному истолкованию | смысла жизни.
С. Н. Булгаков (1871—1944).
Правовые | взгляды Булгакова изложены
в статье «О социаль- i ном идеале». Он отвергает
позицию, которая | отрицает роль правовых
гарантий. В марксизме i он видит «попытку
отрывать мораль от социаль- I ной политики,
принеся первую в жертву послед- | ней».
В истолковании природы права Булгаков
I считал, что высшей нормой личной морали
яв- J ляется заповедь любви к ближнему.
Применен- ' ное в качестве критерия социальной
политики I это начало превращается в требование
спра- ' ведливости, признание за каждым
его прав. | Естественное право как идеальная
и абсолютная норма для оценки положительного
права I сводится, по Булгакову, к нескольким
морально* правовым аспектам. Первая из
них касается | равенства людей. Человек
для человека должен . представлять абсолютную
ценность. Идея pa- J венства людей включает
в себя идею свободы j как норму человеческих
отношений и идеал об- | щественного устройства.
Право есть свобода, i обусловленная равенством.
Н. А. Бердяев (1874—1948) был одним из | авторитетных участников русского религиозно- I го возрождения начала века. В 1922 г. он был ] выслан из РСФСР и жил во Франции. Свое поли тическое кредо Бердяев изложил в главе автобиографии, посвященной вопросам революции и социализма. «Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. Социализм и анархизм в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную ценность представляют собой церковь (она призвана «охранять образ человека»), государство (оно «защищает образ человека от звериных стихий»), право (оно «охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества»), закон (он изобличает грех, «делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни»).
И. А. Ильин (1883—1954) приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии. Ильин считал, что авторитет права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре и на признанных полномочиях законодателя, но также на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Государственная власть должна применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза; должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическс;-му цензу. По мнению Ильина, правовое государ"-ство основывается на признании человеческой личности.
Марксизм сложился как самостоятельная
доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что
решающие пункты нового мировоззрения
были впервые научно изложены в работе
"Нищета фил-фии" и в "Манифесте
коммунистической партии" .
Пол-ко-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса {1820—1895) складывалась
в процессе формирования марксистского
учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских
социалистов и коммунистов.
К основным пол-ям марксизма относится
учение о базисе и надстройке. Базис —
эк-ая структура об-ва, совокупность не
зависящих от воли людей производственных
отн-ний, в основе которых лежит та или
иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют
определенной ступени развития производительных
сил. На базисе возвышается и им определяется
юридическая и пол-кая надстройка, которой
соответствуют формы общ-ого сознания.
Гос-во и право как части надстройки всегда
выражают волю и интересы класса, который
эк-и господствует при данной системе
производства.
Обосновывая необходимость и близость
насильственной коммунистической революции,
Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг.
XIX в. капитализм уже стал тормозом общ-ого
развития. Силой, способной разрешить
противоречие между растущими производительными
силами и тормозящими их рост капиталистическими
производственными отн-ниями, они считали
пролетариат, который, осуществив всемирную
коммунистическую революцию, построит
новое, прогрессивное об-во без классов
и пол-кой власти.
Маркс и Энгельс всегда придавали большое
значение раскрытию классовой сущности
гос-ва и права. По учению Маркса и Энгельса,
право тоже носит классовый характер.
Маркс назвал пол-кую власть рабочего
класса диктатурой пролетариата.
Учение марксизма содержит идею отмирания
пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом
обществе, когда не будет классов с противоположными
интересами. Эта идея особенно резко защищалась
Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое
по наследству передается пролетариату.
К центристам относился и Георгий Валентинович Плеханов –
один из основателей Российской социал-демократической
рабочей партии, видный теоретик марксизма.
Плеханов, как и многие др-е марксисты,
считал социалистическую революцию возможной
на той стадии развития капитализма, когда
материальное производство достигнет
высокого уровня и пролетариат составит
большую часть населения.
Вначале П. полагал, что власть пролетариата
будет осуществляться посредством прямого
народного закон-ва; потом он от этой мысли
отказался, он был сторонником социализма,
введенного не по принуждению, а по решению
и с согласия бол-ва народа.
При всей остроте полемики между оппортунистами
и центристами им были свойственны некоторые
общие пол-ко-правовые идеи.
1. все они были сторонниками демократии,
использования в интересах рабочего класса
всеобщего избирательного права, свободной
борьбы партий на выборах, свобод слова,
печати, собраний, полновластия представительных
учреждений, а также развития соц-го закон-ва
и активного вмешательства гос-ва в экономику.
2. им было свойственно отрицательное
отн-ние к революционному экстремизму.
Взаимные обвинения в отступлениях от
марксизма усилились после октября 1917
г. После разгона Учредительного собрания
Каутский написал книгу "Диктатура
пролетариата", содержащую резкую критику
пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам
демократии. Каутский утверждал, что принудительное
насаждение коммунизма порочит эту идею,
ибо социализм — новый, прогрессивный
общ-ый строй — невозможно ввести насильственно,
вопреки воле бол-ва.
Большевики и социал-демократы — интернационалисты
делали центристам II Интернационала тот
упрек, что оппортунистическая позиция
ряда социалистических депутатов побудила
их, вопреки решениям II Интернационала,
голосовать за военные кредиты в начале
мировой войны.
Карл Каутский один из лидеров германской
социал-демократии и II Интернационала,
отвергал высказывания Б.а против некоторых
марксистских идей, писал о неизбежности
социалистической революции, возражал
против призывов превратить Социал-демократическую
партию в партию социальных реформ. При
сохранении капитализма, уверял Каутский,
реформы временны, частичны, носят поверхностный
характер и в конечном счете только содействуют
накоплению социальных противоречий,
обострению классовых антагонизмов и
борьбы, ведущей к преобразованию об-ва
в целом
Кроме того, рассуждал Каутский, без признания
социализма как цели само сущ-е Социал-демократической
партии лишается смысла.
В книге "Терроризм и коммунизм" Каутский
утверждал, что принудительное насаждение
коммунизма порочит эту идею, ибо социализм
— новый, прогрессивный общ-ый строй —
невозможно ввести насильственно, вопреки
воле бол-ва Каутский сетовал, что Россией
после 1917 правят не рабочие, а новая бюрократия,
которая низвела на уровень тени рабочие
советы, затруднив новые выборы и исключив
из них всякую оппозицию В результате
произвола этой бюрократии, опирающейся
на средства насилия, на армию, писал Каутский,
"русский коммунизм стал воистину социализмом
казармы. Большевизм победил в России,
но социализм потерпел там поражение"
Информация о работе Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»