Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:43, шпаргалка
1. Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.
2. Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.
3. Политические и правовые учения в Древней Индии.
4. Политические и правовые учения в Древнем Китае.
5. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
6. Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
7. Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
8. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
9. Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.
10. Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).
Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.
Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них своеобразен.
Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.
Государство ставит перед собой лишь одну цель — подчинить человека. Государство — враг человека.
Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.
Пьер Прудон призывает:
1)
ликвидировать все
2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости Общественный идеал — общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости — упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества — несправедливый обмен результатов труда.
Михаил Бакунин видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.
Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.
Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.
Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста К. Бергбома “Юриспруденция и философия права” (1892 г.). Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.
Юр. поз-м получил наиболее широкое обоснование
в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юриспруденция
и фил-фия права".
Согласно теории Б.а наука должна изучать,
а не оценивать или требовать; она должна
иметь дело только с реальными предметами
и исследовать их методом опыта. Соответственно
теория права должна заниматься только
объективно существующим правом, основанным
на правотворческих фактах, т.е. законодательной
(и вообще правотворческой) деят-ти гос-ва.
Именно действующее, позитивное право
обеспечивает порядок, гармонию и безопасность
в гос-ве, создает прочный правопорядок,
стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.
Поскольку ест-е право представляет собой
не более чем предпол-е, нечто субъективное
и фиктивное, оно, если его всерьез принимать
за явление правового порядка, влечет
за собой разрушение правопорядка и анархию
Нельзя решать возникающие на практике
юридические дела исходя из ест--правовой
доктрины, делящей право на ест-е и пол-ное.
Вслед за главой английской аналитической
школы Дж. Остином континентальный поз-м
видел источник права в суверенной власти,
в гос-венной воле. Отсюда делались выводы
о верховенстве закона, о подчинении судей
закону. Юр. поз-м довел до совершенства
разработку приемов толкования правовых
норм, особенно приемов логических, грамматических,
систематических.
Догма права,
обоснованная юридическим поз-мом, имеет
первостепенное значение для правоприменительной
деят-ти, особенно в периоды относительно
стабильного развития гр-нского об-ва.
И все же юр. поз-м не создал подлинной
теории права. Юр. поз-м не мог дать ответа
и на самый для него важный вопрос как
обеспечить законность (правомерность)
правотворческой деят-ти гос-ва, если само
оно сила, творящая право?
Вся теория юр. поз-ма базировалась на
предпол-и, что гос-во является правовым,
однако это предпол-е неоднократно опровергалось
практикой ("лучше капля силы, чем мешок
права"), а к обоснованию правового гос-ва
могло вести лишь изучение "метаюридических"
начал.
Наконец, сколь ни велика заслуга юр. поз-ма
в обосновании законности и правопорядка,
проблема прав чел-ка была им отвергнута
вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к
в праве и правопорядке признавался лишь
"физическим лицом", наделенным "субъективными
правами", выводимыми из текстов законов,
а не из природы самого чел-ка.
Одним из первых
представителей юр. поз-ма был ученик Бентама,
основатель аналитической школы Джон
Остин .
Термин "право", писал О., используется
в самых разных смыслах для обозначения
не только права, но и религиозных догматов,
правил морали, законов природы, это сущ-но
мешает точному определению предмета
юриспруденции
О. различает и разграничивает этику (область
оценок, суждений о добре, зле и др), науку
о законотворчестве (представления о том,
каким должно быть право) и собственно
науку о праве, юриспруденцию Последняя
"имеет дело с законами, или правом в
собственном смысле этого слова, без рассмотрения
того, плохи они или хороши" В таком
понимании право — приказ власти, обращенный
к управляемому, обязательный для подчиненного
под угрозой применения санкции в случае
невыполнения приказа .
Развивая мысли Бентама, О. писал, что целью
правительства является общее благо, а
не свобода, поскольку в разных условиях
различны степень полезности свободы
или степень ее ограничений О. был приверженцем
классического либерализма Но он утверждал,
что суверенная власть ничем не связана,
преграды ее деят-ти ставят только религия,
мораль и согласие подданных, те привычка
бол-ва подданных к повиновению данной
власти Право — это "повеление суверена"
Наилучшей формой права О считал кодексы,
однако в отличие от Бентама он признавал
частью права судебные прецеденты, поскольку
решения судей (в Англии) получают нормативно-правовой
характер с молчаливого согласия суверена.
Потребность в судебном правотворчестве,
пояснял О., порождена существующей неполнотой
статутного права, которую желательно
устранить кодификацией.
Возникновение юр. поз-ма связано с укреплением
и совершенствованием правовой оболочки
развивавшихся капиталистических отн-ний
В теоретическом плане юр. поз-м был основой
формально-догматической юриспруденции
с ее тонкой разработкой правовых форм
товарообмена, беспробельности правового
регулирования товарно-денежных и связанных
с ними отн-ний, точности определений юридических
ситуаций, процедур, способов и средств
решения возможных споров, проблем законодательной
техники Распространение юр. поз-ма в странах
континентальной Европы обусловлено развитием
капитализма.
Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О. Конт, например, включал в социологию и философию также политическую науку, и правоведение, и все обществоведение.
Позитивизм был направлен
на окончательное освобождение
научного знания, в том числе
и политического, от влияния философской
метафизики и теологии, на развитие
эмпирического знания, на повсеместное
использование
В четырехтомной "Системе
позитивной политики" (1851-1854) О. Конт
изложил теоретические основы
нового, позитивного социально-
На первой ступени, когда
господствует религиозное
На второй ступени, когда
господствующим становится
На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.
Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер - родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.
В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.
Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои собственные интересы, противоречащие интересам общества. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференцируются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как "необходимое зло". При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй.
В отличие от Конта, Спенсер
выступил как твердый
Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и государстве предпринял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818 – 1892 гг.).
Считая недостаточной “юриспруденцию понятий”, формально-догматический подход к праву, Иеринг в своей книге “Цель в праве” (том 1–1872 г.) стремился дать современному ему праву и государству социологическое обоснование. Центральным понятием его теории является понятие интереса, выраженного в праве.
Иеринг считал недостаточным формальное определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм и писал о необходимости раскрыть содержание права. По его определению, “право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением”, “право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью”.
Значительное внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов. Наиболее видный из них – Герберт Спенсер (1820–1903 гг.) – был очень популярен в Англии, США и ряде других стран. Основная его работа – “Система синтетической философии” (1862 – 1896 гг.).
Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. “Эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи”. Общество взаимодействует с окружающей средой (природа и – или – другие общества) и испытывает на себе влияние этой среды; в результате складывается государство.
Политико-правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе принципов, выработанных в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Келъзен (1881—1973).
Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа — "Чистая теория права" (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г.).
Информация о работе Шпаргалка по «Истории политических и правовых учений»