Шпаргалка по "Конституционное правосудие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка

Краткое описание

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное правосудие.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

-правовосстановительные санкции (признание неконституционным федерального закона и др.).

-предупредительные санкции (письменное  предупреждение органов юстиции  о прекращении деятельности общественного  объединения и др.).

-меры взыскания, имеющие цель  наказать правонарушителя (досрочные  выборы, отрешение от должности  Президента, лишение гражданства  и др.), т.е. карательные санкции.

-санкции пресечения (введение чрезвычайного  положения, приостановление действия акта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вето Президента Российской Федерации).

Итак, предупредительными мерами конституционной  ответственности являются следующие  санкции:

-неудовлетворительная оценка деятельности  органов государственной власти.

-письменное предупреждение регистрирующих  органов о несоответствии деятельности  общественных объединений их  уставным целям.

приостановление деятельности общественных объединений на основании заявления  прокурора на срок 6 месяцев.

Карательные санкции (меры взыскания  за конституционные правонарушения)

Итак, правовосстановительными конституционными санкциями являются следующие меры:

-принуждение к выполнению конституционной  обязанности.

-отмена незаконных правовых  актов (признание неконституционными  федеральных законов, нормативных  актов Президента, отмена Президентом  РФ Постановлений и распоряжений  Правительства РФ).

-обязанность государства возместить  причиненный ущерб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Самостоятельность  и независимость Конституционного  Суда Российской Федерации и  гарантии его деятельности.

Самостоятельность и независимость  КС - один из основных принципов его организации и функционирования. Самостоятельность  КС -строгое определение его полномочий (юрисдикции) и их осуществление в соответствии с требованиями конституции и закона.Независимость  КС- возможность осуществлять свои полномочия объективно и беспристрастно, не испытывая какого-либо влияния, а тем более давления со стороны законодательной и исполнительной власти.

Независимость  КС обеспечивается тем, что  КС  никому не подотчетен и не подконтролен. Он самостоятелен и независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других гос-ных органов. Компетенция, структура и организация деятельности  КС имеют целью обеспечение его самостоятельности и независимости в системе как органов гос-ной власти, так и судебных органов. Самой существенной гарантией независимости  КС является его финансирование из гос-ного бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. КС распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми бюджетом для обеспечения его деятельности, по своему усмотрению. КС сам-но и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности, может располагать на правах собственности опр-ным имуществом.  КС выступает в гражданском обороте самостоятельно, как юридическое лицо, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности конституционного суда,установленных конституцией и законом, не допускается. Нарушение этих правил может повлечь уголовную, административную, дисциплинарную ответственность. Самостоятельность и независимость Конституционного Суда РФ означает осуществление им конституционно установленных полномочий объективно и беспристрастно, без какого-либо влияния и давления со стороны иных органов Гос-ной власти. В ст. 5  ФКЗ от 21 июля 1994 г. независимость квалифицирована как один из основных принципов деятельности  КС РФ. Согласно ч. 3 ст. 4  ФКЗ от 21 июля 1994 г. полномочия  КС РФ не ограничены определенным сроком. В соответствии со ст. 7  ФКЗ от 21 июля 1994 г.  КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование   КС РФ производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности  КС РФ средства, которыми  КС РФ распоряжается самостоятельно. Смета расходов  КС РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом .Эти положения дополняются Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 «Об обеспечении деятельности  КС  РФ по предоставлению государственных социальных гарантий судьям КС  РФ и членам их семей», согласно которому объем расходов на содержание Суда при разработке проекта федерального бюджета на Соответствующий год определяется Правительством РФ по согласованию с Председателем  КС РФ. Численность своего аппарата устанавливает сам  КС РФ. Имущество, необходимое  КС РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью.  КС РФ может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Официальные  символы и местопребывание Конституционного  Суда Российской Федерации. 

Символы власти конституционного суда призваны обозна¬чить его статус высшего судебного органа конституционного контроля страны, подчеркнуть его самостоятельность, независи¬мость, равенство с другими высшими органами государственной власти, прививать уважение к конституционному суду и к тор¬жественному характеру его процедуры. 
Власть конституционного суда имеет общие и специальные символы. К общим символам власти конституционного суда как высшего органа государственной власти относится вывешивание Государственного флага на здании, в котором располагается конституционный суд, а также в зале заседаний. В зале заседа¬ний конституционного суда находятся Государственный флаг, изображение Государственного герба, текст Конституции. Госу¬дарственный флаг устанавливается также в служебном помеще¬нии каждого судьи конституционного суда. 
Конституционные суды имеют и специальные символы вла¬сти: его судьи заседают в мантиях, образец и описание которых утверждаются компетентными органами, определяемыми зако¬ном. В том же порядке утверждаются образцы удостоверения и нагрудного знака, которые выдаются судьям конституционного суда. Конституционный суд имеет печать с изображением Госу¬дарственного герба и своим наименованием. 
Постоянным местонахождением конституционного суда, как и других высших органов государственной власти, является, как правило, столица государства. В ряде государств конституционные суды находятся не в столице (Грузия, Словакия, ФРГ, Эстония, ЮАР). В Австрии трое конституционных судей из 14 и два заместителя судей из шести должны постоянно проживать вне Вены. Такое правило аргументируется необходимостью исключить ка¬кое-либо влияние на конституционный суд, на его судей. В ряде случаев определение местонахождения конституционного суда связано с историческими обстоятельствами, с традициями. 
Заседания конституционного суда проводятся в месте его посто¬янного нахождения. Конституционный суд может провести заседа¬ние в другом месте, если сочтет это необходимым (например, в субъекте федерации при рассмотрении спора между федерацией и данным ее субъектом).

Официальные символы Конституционного Суда Российской Федерации, его местопребывание. В соответствии со статьями 114—115 Федерального конституционного закона "О Конститу¬ционном Суде Российской Федерации" на здании, занимаемом Конституционным Судом Российской Федерации, поднимается Государственный флаг Российской Федерации. 
В зале заседаний Конституционного Суда Российской Феде¬рации находятся изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации. 
В служебном помещении судьи Конституционного Суда Рос¬сийской Федерации устанавливается Государственный флаг Рос¬сийской Федерации. 
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации засе¬дают в мантиях.

Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации  является столица Российской Федерации  город Москва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Состав  и порядок формирования Конституционного  Суда Российской Федерации

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Основные положения такого порядка  определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.

Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

 

 

 

24. Требования, предъявляемые к кандидатам на  должность судьи Конституционного  Суда Российской Федерации. 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 9. Порядок назначения на должность  судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности  судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной  Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и  федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается  на должность в индивидуальном порядке  тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава  Конституционного Суда Российской Федерации  представление о назначении другого  лица на вакантное место судьи  вносится Президентом Российской Федерации  в Совет Федерации не позднее  месяца со дня открытия вакансии.

Часть пятая утратила силу. - Федеральный  конституционный закон от 05.04.2005 N 2-ФКЗ.

 

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Совета Федерации  в порядке, установленном Советом  Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи  Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и  добросовестно исполнять обязанности  судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

 

 

 

 

 

25. Занятия  и действия, не совместимые с  должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.  

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной  Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой  другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.  
    Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.  
    Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.  
    Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.  
    Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Основные  принципы статуса судьи Конституционного  Суда Российской Федерации, их  гарантии. Срок полномочий судьи  Конституционного Суда Российской  Федерации. 

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации     

Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность  на срок двенадцать лет. Предельный возраст  для пребывания в должности судьи  Конституционного Суда Российской Федерации семьдесят лет.  
    Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок не допускается.  
    Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.  
 Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации     

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.  
    Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.  
 Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации     

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.  
    Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"