Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка
Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.
27. Приостановление, прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Отставка судьи Конституционного Суда России.
Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Полномочия судьи
1) было дано согласие Конституционного
Суда Российской Федерации на
арест судьи или привлечение его к уголовной
ответственности;
2) судья по состоянию здоровья временно
не способен выполнять свои обязанности.
Приостановление полномочий судьи Конституционного
Суда Российской Федерации осуществляется
по решению Конституционного Суда Российской
Федерации, принимаемому не позднее месяца
со дня выявления основания к их приостановлению.
Судья Конституционного Суда Российской
Федерации, полномочия которого
приостановлены, не вправе участвовать
в заседаниях Конституционного Суда Российской
Федерации, а также направлять официальные
документы в государственные органы и
организации, общественные объединения,
должностным лицам и гражданам и истребовать
от них какие-либо документы и иную информацию.
Конституционный Суд Российской Федерации
приостанавливает полномочия судьи до
отпадения основания к их приостановлению.
Восстановление полномочий судьи оформляется
решением Конституционного Суда
Российской Федерации, за исключением
случая, предусмотренного пунктом 2 части
первой настоящей статьи.
Приостановление полномочий судьи Конституционного
Суда Российской Федерации не
влечет за собой приостановления выплаты
этому судье заработной платы и не лишает
его гарантий, установленных настоящим
Федеральным конституционным законом.
Статья 18. Прекращение полномочий судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации
Полномочия судьи
1) нарушения порядка его назначения на
должность судьи Конституционного Суда
Российской Федерации, установленного Конституцией
Российской Федерации и настоящим Федеральным
конституционным законом;
2) истечения срока полномочий судьи или
достижения судьей предельного возраста
пребывания в должности;
3) личного письменного заявления судьи
об отставке до достижения им предельного
возраста пребывания в должности;
4) утраты судьей гражданства Российской
Федерации;
5) вынесенного в отношении судьи обвинительного
приговора, вступившего в законную
силу;
6) совершение судьей поступка, порочащего
честь и достоинство судьи;
7) продолжение судьей, несмотря на предупреждение
со стороны Конституционного Суда Российской
Федерации, занятий или совершения действий,
несовместимых с его должностью;
8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного
Суда Российской Федерации или уклонения
его от голосования свыше двух раз подряд
без уважительных причин;
9) признания судьи недееспособным решением
суда, вступившим в законную силу;
10) признания судьи безвестно отсутствующим
решением суда, вступившим в законную
силу;
11) объявлением судьи умершим решением
суда, вступившим в законную силу;
12) смерти судьи.
Полномочия судьи Конституционного Суда
Российской Федерации могут быть прекращены
также ввиду его неспособности по состоянию
здоровья или иным уважительным причинам
в течение длительного времени
(не менее десяти месяцев подряд) исполнять
обязанности судьи.
Прекращение полномочий судьи Конституционного
Суда Российской Федерации осуществляется
по решению Конституционного Суда Российской
Федерации, которое направляется Президенту
Российской Федерации, в Совет Федерации
и является официальным уведомлением
об открытии вакансии.
28. Структура Конституционного Суда Российской Федерации
Структура
Главой Конституционного суда является
Председатель.
Конституционный суд состоит из двух палат
из 10 и 9 судей. Палаты комплектуются по
жребию, порядок проведения жеребьёвки
устанавливается Регламентом Конституционного
Суда.
Согласно ст. 20 Федерального конституционного
закона о Конституционном суде, персональный
состав палат не должен оставаться неизмененным
более чем три года подряд.
29. Полномочия пленума Конституционного Суда РФ
30. Председатель
и другие должностные лица
Конституционного Суда
Председатель и иные должностные лица КС
Существует два способа формирования руководства КС : 1) избрание должностных л и ц самим составом суда; 2) особый порядок их избрания (назначения). Выбор способа избрания (назначения) руководства конституционного суда зависит от того, какая роль отводится председателю и другим должностным лицам КС . Избрание председателя КС и иных его должностных лиц самими судьями из своего состава в пленарном заседании является важной гарантией равенства прав судей, независимости КС . Такой порядок исходит из того, что председатель рассматривается в качестве представителя КС как коллективного органа, а во всем остальном он судья, имеющий равные права со всеми другими судьями. Он ослабляет политизацию выборов председателя КС , снижает его политическую ангажированность. Как правило, председатель КС избирается тайным голосованием на определенный срок (от двух до пяти лет), по истечении которого возможно его переизбрание. Председатель и заместители Председателя КС РФ .
Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. и ФКЗ от 21 июля 1994 г. предусматривали наличие в КС РФ следующих должностных лиц: председатель, заместитель, судья-секретарь (до 1994 г. — секретарь), которые избирались судьями тайным голосованием большинством голосов из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года. Первые выборы на основе ФКЗ от 21 июля 1994 г. состоялись при наличии полного состава КС РФ, а последующие проводились не позднее двух месяцев со дня, когда та или иная должность становилась вакантной. Предусматривалась возможность их досрочного освобождения от соответствующей должности.
ФКЗ от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ1 должность судьи-секретаря КС РФ была упразднена и введена должность еще одного, второго заместителя Председателя КС РФ, а также изменен порядок занятия этих должностей и сроки пребывания в них. Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ и заместитель Председателя КС РФ, избранные судьями до дня вступления в силу принятых изменений в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г., осуществляют свои полномочия до истечения их трехлетнего срока. Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Председатель и его заместители могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением КС РФ. По инициативе не менее пяти судей КС РФ, считающих, что Председатель или заместитель Председателя КС РФ недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием. Если должность Председателя или заместителя Председателя КС РФ окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя КС РФ назначается на должность в установленном порядке не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя КС РФ продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя КС РФ.Полномочия Председателя или заместителей Председателя КС РФ устанавливаются ФКЗ от 21 июля 1994 г. Председатель КС РФ на основании ст. 24 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.:
• руководит подготовкой
• вносит на обсуждение КС РФ вопросы,подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
• представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает от его имени;
• осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуре аппарата;
Временно исполняющий обязанности Председателя КС РФ.
Во всех случаях, когда Председатель КС РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя КС РФ по уполномочию Председателя КС РФ. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя КС РФ временное исполнение этих обязанностей последовательно переходит к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи КС РФ, а при равном стаже — к старейшему по возрасту судье КС РФ. Из буквального текста закона не совсем ясно, переходит ли автоматически исполнение обязанностей Председателя КС РФ к другому заместителю Председателя КС РФ или для этого необходимо специальное поручение Председателя КС РФ.Заместители Председателя КС РФ . Заместители Председателя КС РФ осуществляют по уполномочию Председателя КС РФ его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем КС РФ. В число полномочий, осуществляемых заместителями Председателя КС РФ по поручению Председателя КС РФ, войдут следующие полномочия, которые ранее осуществлялись заместителем Председателя КС РФ и судьей-секретарем:
• непосредственное руководство работой аппарата КС РФ;
• организационное обеспечение подготовки и проведения заседаний КС РФ;
• доведение до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решений, принятых КС РФ, и информирование КС РФ об их исполнении;
• организация информационного обеспечения судей КС РФ;
• контроль работы Секретариата по подготовке материалов к заседаниям КС РФ по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям КС РФ с законодательной инициативой;
• контроль работы Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений КС РФ, по обобщению данных этой работы по мере необходимости и направления их судьям КС РФ;
31. Секретариат Конституционного Суда РФ: структура и полномочия.
екретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации..."
32. Организационно-технические формы работы Конституционного Суда РФ.
33. Принципы
конституционного
Федеральный конституционный закон закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.
Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В своей деятельности судьи КС выступают в личном качестве и не представляют государственные и общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные и иные предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы.
Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях КС проходит открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства. Разб
Язык судопроизводства. Произво
Непрерывность судебного заседания. Заседание КС по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Состязательность и
КС представляет собой одну из ветвей
судебной власти и осуществляет свои
функции в установленных
Своеобразие конституционного судопроизводства не может не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия, как законность, презумпция невиновности и участие представителей населения в правосудии.
Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что КС руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией РФ, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы.
Отсутствие принципа невиновности связано с тем, что КС не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков.
Коллегиальность конституционно
34. Понятие
и классификация участников
Участники – субъекты конституционно процессуальных правоотношений. Классификация проводится по роли в судебном процессе: 1. Конституционный суд ( именно он осуществляет конституционное правосудие; участвует в различных формах – коллегиальная, индивидуальная); Стороны и их представителя (сторонами являются заявители; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается); Участники, содействующие правосудию (эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, приглашенные представители заинтересованных ведомств); Иные субъекты (органы и лица, которым адресовывается требование КС РФ, граждане (публика), судебный приставы)
35. Стороны
и их процессуальный статус
в конституционном
Сторонами в конституционном
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"