Шпаргалка по "Политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических лидеров или партий.Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ ОТВЕТЫ.docx

— 170.30 Кб (Скачать файл)

1.ПОЛИТИКА КА  СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

    Понятие политики  охватывает комплекс взаимосвязанных  явлений и процессов. Это: а)  организованная деят-ть соц-х групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;б) отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;в) пол-кое сознание и культура, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений;г) совокупность пол-ких организаций и норм, с помощью кот-х реализуются пол-кие взгляды, цели и интересы и осуществляется пол-кая власть Научный анализ политики в самом широком понимании ее содержания включает, как минимум, ее рассмотрение в трех измерениях1:1. Институциональном — как совокупности институтов, в рамках кот-х осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения;2. Нормативном — как совокупности ценностей и норм, целей и задач пол-кой деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп;3. Процессуальном — как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления госуд-вом. Во всем своем многообразии мир политики — это социальная реальность. Реальность политики состоит прежде всero в том, что ее образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без кот-х ни одно сообщество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по кот-м распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти (государство) защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения. Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических лидеров или партий.Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее.В свою очередь любые формы политической деятельности неотделимы от политических отношений, которые получают свое выражение и закрепление в определенной системе норм, регулирующих поведение людей в обществе и их отношение к государственной власти, а также в политическом сознании

 

2.ПОЛИТОЛОГИЯ(П) КАК НАУКА

– это наука, изуч. Полит-ую сис-му общ-тва.Термин «п» от слов "politika" и "logos" (слово)-искусство управлять гос-ом. П как наука охватывает многообразные проявления мира пол-ких явлений: практику пол-ой жизни, объективную пол-кую реальность, субъективную пол-кую деятельность, образы пол-кого мышления, теорию пол-кой деятельности. П- это наука о законах функционирования и изм-ния пол-их отношений общ-ва. Она имеет свой объект(пол-кая сфера общ-ва, происходящие в мире пол-кие явления и проц., средства, ис-мые для достижения пол-ких целей, механизм функционирования пол-ких институтов, деятельность пол-ких партий и движений. В обобщенном виде объектом п выступает пол-кая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов) и предмет познания п(законы становления, функционирования и развития пол-кой власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом п яв-тся закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу полит-кой власти.)принципами п:учет пол-кой реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и использование достижений других наук. категориями п выступают власть, влияние, авторитет, демократия, свобода, лидерство,управление. Функции п: гносеологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования пол-ких явлений); аксиологическую(оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей;пол-кой социализации личности (формирование демократической пол-кой культуры и гражданственности личности);практико-пол-кую(экспертиза пол-ких решений, теория пол-ких реформ),прогностическую (прогнозирование пол-ких процессов

3.МОРАЛЬ, ПРАВО  И ПОЛИТИКА

В качестве процессов нашего сознания и нашей воли духовные причины  общественных явлений заполняют  собой широкую область побуждений, целей и действий этических. Назовем  ее поэтому просто этической областью или этической сферой, пользуясь термином, ставшим уже привычным. Этическая сфера в свою очередь распадается на три главнейших более узких сферы: на мораль, на право и на политику. С этой точки зрения всякое общественное явление, способное внести изменение в формы и существо наличных общественных отношений, непременно представляет собой либо явление морального порядка, либо явление правовое, либо политическое. Чаще же всего оно является и тем, и другим, и третьим одновременно, но только в разных пропорциях. Говоря другими словами, Мораль, Право и Политика образуют одновременно и те три основные формы, в которых выражается всякий социальный прогресс, и ту троицу основных сил, которыми он пользуется для всех своих целей и во всех своих достижениях. достаточно поставить Политику в один этический ряд с Моралью и Правом и придать ей одинаковое с ними по важности этическое значение, как сразу многое в социальной жизни людей становится несравнимо яснее. Взаимоотношение политики и морали - одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение гос-ых задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с ее целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о добре и зле. В свою очередь, и мораль может подходить к политике с ожиданием, которых та не может оправдать. Попытки политически добиваться реализации определенных моральных представлений или притязаний также могут приводить к опасному извращению политики. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношений людей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, имеет первенство по отношению к политике. Она старше политики, более глубока по содержанию, более человечна. Мораль имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной человеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых странах требование к политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования. На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения.  Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Руссо взывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон считал, что все искусство управления состоит в искусстве быть честным.

4.ВИДЫ ПОЛИТИКИ

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая — регулирование отношений между гражданами и соц. группами в экономической сфере;  
• социальная — регул-ние отношений между гражданами, соц. группами по поводу их места в обществе;  
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;  
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;  
• госу-нно-административная — рег-е отн. во властно-пол-кой сфере, политика гос-нно-админи-ного строительства;по уровням: • местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района); • региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации); • общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом; • международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене; • мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;по объему: • стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса; • тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений; по функциям государства (по области распространения): • внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства; • внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

 

5.ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС(ПП)

 Именно ПП отражает  действительное взаимодействие  субъектов в политике, которая  складывается в результате действия  различных внутренних и внешних  факторов. ПП показывает, как индивиды, институты власти, группы людей  со всеми своими особенностями  взаимодействуют друг с другом, взаимодействуют с гос-ом, реализуя свои черты и функции. Таким образом, ПП – это движение, динамика, эволюция ПС, совокупность действий, иституализированных и неиституализированных субъектов политики по осуществлению своих особых функций в сфере власти. Всё это, в конечном итоге, ведёт к развитию или упадку ПС. ПП делят на:1)Базовые 2)Периферийные 3)Явные 4)Теневые. Базовые ПП характеризуют различные способы включения широких социальных слоёв в отношения с государством. Периферийные ПП раскрывают динамику формирования отдельных политических групп на уровне местного самоуправления. Явный ПП имеет место, когда интересы группы систематически выявляются в их публичных высказываниях. Такими процессами можно руководить и управлять. Теневой ПП базируется на деятельности публично неоформленных групп и пол-ких институтов. К ПП можно отнести: Электоральный процесс, Деятельность различных партий, Процесс государственного управления.Все ПП объединяет желание их субъектов повлиять на принимаемые решения. От форм, методов, функций  и институтов государственного управления зависят все ПП, протекание которых обычно проходит в рамках 3-х основных режимов: Режим функционирования – протекание ПП в рамках сложившегося взаимодействия граждан и институтов власти. Режим развития имеет место, когда механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий отвечать на новые требования населения. Режим упадка имеет место, когда политические изменения имеют негативный характер; существующий режим теряет стабильность и легитимность. 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПС)

Пс - сложный комплекс гос-х институтов, пол-ских партий, общественных организаций, в рамках кот-го протекает пол-кая жизнь общества и осуществляется пол-кая власть. пс представляет собой совокупность пол-ких институтов, пол-ких партий, отношений, процессов, принципов пол-кой организации общества, подчиненных кодексу пол-ких, социальных, юридических, идеологических норм. пс является формой выражения отношений (интересов)социальных групп по поводу власти. пс включает в себя три подсистемы: институциональную, информационно-коммуникативную и нормативно-регулятивную. В отечественной политологии в пс выделяют четыре группы элементов: пол-кие институты (гос-во, пол-кие партии, общественные организации идр.); пол-кие отношения; пол-кие принципы и нормы; пол-кое сознание и пол-кую культуру. Главным институтом политической системы яв-ся гос-во. Общецивилнзационной тенденцией выступает постепенное превращение гос-ва в орган выражения потребностей и интересов всего общества в

целом.Политическая система общества (ПСО) – это единое целостное образование, элементы которого находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом, то есть реальная ПС всегда динамична и должна рассматриваться как процесс. В состав политической системы входят политические отношения, являющиесяразновидностью общественных отношений н выражающие отношения по поводУ политической власти. Существенным элементом политической системы являются политическиепринципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах. функции политической системы:отражение состояния общества; функцию целеполагания (выявление основныхгрупп социальных интересов, выстраивание социальных приоритетов определениецелей и задач развития общества)) координирующую, или регулирующую функцию

(согласование интересов  участников политической жизни, координация усилийразличных социальных групп); интегрирующую функцию (объединение всехэлементов общества вокруг общих целей и ценностей); функцию обеспеченияцелостного управленческого воздействия на общественные процессы. 

 

  7.ВНЕШНЯЯ И  ВНУТРЕННЯ ПОЛИТИКА

. Международные отношения,  как и внешняя политика, являются  прямым продолжением внутренней  политики. Вну и вне политика тесно связаны с эко-ским укладом, общественным и госу-ным строем общества. Главные цели – это обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов какого-либо государства, национальной безопасности; предотвращение новой войны.

Внешняя политика отличается от внутренней прежде всего тем, что  она имеет больший территориальный  масштаб действия, так как для  осуществления внешней политики необходимо взаимодействие хотя бы двух стран.Еще одно отличие внешней политики заключается в том, что в мире существует множество государств со своими гос-ными и политическими укладами и все они зачастую не совпадают по своим интересам, целям и задачам. Это вызывает необходимость согласования, стыковки всех этих интересов и задач независимо от их государственных различий. Вместе с этим внешняя политика преобразует, изменяет и в какой-то мере подстраивает внутреннюю политику под внешнюю.В результате вне и вну политика решают одну и ту же задачу по обеспечению и упрочнению существующей в данной стране системы общественных отношений. Соотношение вне и вну политики лучше всего рассмотреть на примере функций государства. Функции государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, делятся на внутренние и внешние.К внутренним функциям относят:1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;2) экономическую функцию;3) функцию налогообложения;4) функцию социальной защиты;5) экологическую функцию;6) культурную функцию.К внешним функциям относят:1) функцию обороны страны (поддержание уровня безопасности общества, защиту суверенитета и территориальной целостности);2) функцию поддержания мирового порядка (предотвращение войны, урегулирование межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими странами (деятельность государства для установления и развития экономических, политических, культурных и иных отношений).Как внутренне-, так и внешнеполитическая деятельность государства будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и других особенностей всех народов, входящих в мировое сообщество.

 

8.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ  СИСТЕМ

 
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. 
В зависимости от политического режима различают следующие политические системы: 

тоталитарные; авторитарные; демократические. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют: открытые системы; закрытые системы. Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада.     3. В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода:рабовладельческие; феодальные; капиталистические; 

социалистические. 4. Весьма распространено выделение традиционных и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры.     5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. 6. Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию политической структуры.     В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации. 
Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий. Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. 

 

9.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно  объединяет или, по крайней мере, стремится  объединить вокруг себя самые различные  слои населения. оно стремится закрепить  себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.Для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти.Для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.Далеко не случайным следует считать то обстоятельство, что во многих промышленно развитых странах в послевоенный период масштабы огосударствления достигали довольно внушительных, хотя и не одинаковых размеров.

Информация о работе Шпаргалка по "Политике"