Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:45, шпаргалка
Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических лидеров или партий.Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее.
72.СУТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Внутренними функциями государства являются социальная, хозяйственно-организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства;уважение национальных интересов других стран; налаживание "сотрудничества сдругими странами; обеспечение безопасности народов, поддержание мира и др.Существование государства, проявление этих и других признаков представляютсобой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных длягосударства любого типа. Функции государства составляют меру свободычеловека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем инасколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит толькоот их собственных усилий.Функции демократического государства должны принципиально отвергать двекрайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьбас богатством, а недопущение бедности должно составлять цель егорегулирующей деятельности. Государство сильно благополучием своих граждан,а не унификацией их бедности.
Функции государства и его органов, апробированные на практике вразвитых странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, нерешает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различныесферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает,определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее длягосударства ~ выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего всоответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результатдеятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям, Вподобной социально-ориентированной экономике функции государственныхорганов состоят не в обладании собственностью, а в управлении общественнымипроцессами, оказаниипомощи людям, организациям, т.е. в создании условийнормального существования. При этом распределительные механизмы выключеныиз государственной политики. Каждый государственный орган занимается своимделом, стимулируя и координируя деятельность производителей и потребителей.Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им приэтом средства, характер установленных в государстве социальных и иныхотношений позволяют классифицировать разные виды государств,построить ихтипологию
80.ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ
Одним из основных специфических качеств политической власти является ее легитимность. Политическая легитимность (от лат. legalis – «законность») – это общественное признание власти и ее права на управление. Она выражает собой право власти на существование, ее обоснование и оправдание, в частности в вопросах применения принуждения или насилия.
Легитимность выражена в добровольном принятии обществом конкретной формы правления, власти того или иного класса. Следовательно, особенность легитимной власти заключается в том, что она основана на взаимном согласии управляющих и управляемых. Те, кто командует, знают, что они делают это на законном основании, а те, кто подчиняется, рассматривают их притязания как легитимные. При этом принципы, обосновывающие легитимность, могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или действующем законодательстве. Но главным остается то, что они обладают подчиняющей волей, которая направлена на стабильность политической власти. Именно принцип легитимности определяет тот факт, что меньшинство управляет, а большинство подчиняется.
Типологию легитимности разработал М. Ве-бер. Исторически первым типом легитимности является традиционная власть, внутренним основанием которой служат нормы и традиции. К такому господству относятся монархии, существенным признаком которых является право наследования престола. Здесь сразу понятно, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению санкций, предусмотренных обществом.
Вторым типом легитимности
является рационально-легальная власть.
В качестве ее оснований М. Вебер
называет царство закона и свободное
волеизъявление граждан. К этому
типу принадлежат современные
Третьим типом легитимности является, по М. Веберу, харизматическое государство. Харизма (от греч. charisma – «божественный дар») – способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная природой. К таким личностям относят императора Наполеона, В. И. Ленина, И. В. Сталина, А. Гитлера, обладающих в той или иной мере харизматическими качествами. К таким харизматическим качествам относят магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. При этом надо иметь в виду, что образ лидера создается не только за счет определенных природных данных, но и формируется у масс целенаправленной работой аппарата управления и средств массовой информации.
83. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Современная политология выделяет 2 типа политических режимов: демократические и антидемократические. Демократические режимы делятся на парламентский и президентский, антидемократические – на тоталитарные и авторитарные.
Тоталитаризм – это
политический режим, при котором
государство стремится к
1) наличие официальной идеологии, которой подчинены все стороны жизни общества;
2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером;
3) система контроля над обществом, средствами массовой информации и вооруженными силами;
4) централизованная экономика. Авторитаризм – это тип режима, для которого характерна монополия на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Существенными чертами авторитаризма являются:
1) монополия на власть одной группы или лица;
2) полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
3) сильно централизованная структура власти;
4) сохранение ограниченного плюрализма;
5) наследование как главный способ рекрутации правящей элиты;
6) отсутствие возможности ненасильственной смены власти;
7) использование силовых структур для удержания власти.
Отличие авторитарного режима от тоталитарного состоит в том, что ограничиваются не личные, а политические права и свободы человека. Кроме того, основой режима является не идеология или политическая партия, а армия.
Демократическому режиму
свойственны следующие
1) признание народа в качестве источника власти;
2) наличие выборных государственных органов;
3) легальное существование оппозиции;
4) провозглашение политических прав и свобод граждан;
5) построение государственного механизма в соответствии с принципом разделения властей. В зависимости от того, как организована законодательная власть, возникают парламентская и президентская республики.
Парламентская республика не
предусматривает четкого
Президентская республика предполагает строгое разделение властей. И глава страны, и парламент избираются путем общенациональных выборов. Президент назначает министров и следит за их деятельностью.
Тоталитаризм – это
такой политический режим, который
характеризуется широким
Авторитарный режим
Для демократического режима характерно использование способов и средств властвования, основанных на народном суверенитете и признанных реализовывать его.
84. Права человека и защищенность личности
Необходимо разобраться, что утверждение демократии не является самоцелью,а представляет собой условие, основу обеспечения широких прав и свободчеловека, его защищенности от любого произвола.Право - совокупность правил поведения (норм), установленных илисанкционированных государством. Право характеризуется обязательностью егоправил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациями отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охранойавторитетом и силой государства. Право - первично, государство - вторично.Право представляет собой цель государственной деятельности, государствообязано обеспечить права. Источником права является конституция, наосновании которой создаются нормативно-правовые акты, договоры, законы,постановления и т.д.Права личности представляют собой принципы, нормы взаимоотношений междулюдьми и государством.Современные представления о правах человека впитали интеллектуальный иполитический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма итоталитаризма, разнообразных форм подавления личности и эксплуатации. Ониизложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948 г.Следует выделить и охарактеризовать три основные группы прав,признаваемых современными демократическими государствами. Это социально-экономические права, отражающие отношения индивидов в гражданском обществе;политические права, признаваемые за индивидом как членом определеннойполитической общности, и личные нрава и свободы, защищающие индивида отпроизвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц.Анализируя права и свободы человека, следует донимать, что они становятсяреальностью лишь в том случае, если связаны с обязанностями людей.Рекомендуется рассмотреть раздел о правах человека Конституции РоссийскойФедерации.