Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 11:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по политологии.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС № 1

Политология - это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов  политики. Политология - наука о политике в ее взаимосвязи с человеком  и обществом. Ключевыми, исходными  категориями политологии являются политика и мир политического. Под политическим миром понимается особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Выяснение сущности политического, формы его проявления и реализации - важнейшая задача политической науки. К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история и другие. Это объясняется тем, что политика - в высшей степени сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаются многими учеными-обществоведами, в том числе и политологами. Однако разногласия между ними начинаются при решении вопроса о месте политологии как науки о политике. При решении этого вопроса в отечественной литературе отчетливо выделяется две позиции:

- первая позиция исходит из  представления, что политология - это лишь одна из наук о политике. В этом качестве она имеет объектом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего механизмы власти в государстве;

- согласно второй позиции, политологию  нельзя рассматривать как науку, изучающую отдельные явления, в том числе и политику, поскольку речь идет о целостности политической сферы, взаимосвязи различных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки не позволяют в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой общую интегративную науку о политике во всех ее проявлениях. По мнению А.А. Федосеева, политология имеет целью:

- проникнуть в сущность самой  политики как целостного общественного  явления; 

- выявить на микро- и макроуровне  ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи  и отношения; 

- определить основные тенденции  и закономерности, действующие в  различных общественно-политических системах;

- наметить ближайшие и конечные  перспективы ее дальнейшего развития;

- выработать объективные критерии  социального измерения политики. В соответствии с данным подходом  политология рассматривается как  целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения:

- политическая философия является  наследницей философского этапа в развитии политических знаний, она придает политическому исследованию мировоззренческий характер. Ей свойствен нормативно-ценностный подход. Этот подход предполагает выяснение значения политических явлений для жизни личности и общества в целом, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Этот подход ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он в большей степени исходит не из реального, а из должного или желаемого и требует опираться в политических решениях на этические ценности и нормы. Иными словами, политическая философия: во-первых, вырабатывает ценностно-нормативные критерии политики; во-вторых, она анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл понятий и категорий политической науки, формулирует обобщенные теории и выявляет закономерности развития политического процесса. Эти две стороны политико-философского подхода позволяют сделать вывод о том, что политическая философия служит мировоззренческо-методологической базой политических исследований, обеспечивая целостность в изучении политики. В то же время она выявляет сущностные характеристики политики, дает оценку смысла и значения различных политических концепций, выявляет принципы и законы во взаимоотношениях индивида, общества и власти, соотношение рационального и иррационального начал, мотивационную основу и нравственные критерии политического поведения;

- более конкретно политическая  сфера жизнедеятельности индивида и общества исследуется в теории политики. Она рассматривает политику, прежде всего, как социальное явление, как политические институты, формы политической организации общества, имеющие своей главной целью реализацию социальных интересов. Одна из центральных проблем теории политики - это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т.д. Она развивается на базе обобщения эмпирического материала, конкретно-исторической практики;

- значительную роль в создании  теории политики играет сравнительная  политология. В ее рамках проводятся  исследования политической культуры  различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии. Для формирования общей теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций. Поэтому к общей теории политики тесно примыкает политическая история. Она изучает политические идеи, теории, институты и события в их хронологической последовательности;

- видное место в системе политологических  дисциплин занимает политическая  социология. Она исследует социальный  срез политических явлений, выявляет зависимость политики от различных сфер жизнедеятельности общества, изучает политические институты и политические аспекты экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Наиболее ярко социологический подход к политике представлен в работах К. Маркса, В.И. Ленина, М. Вебера. В марксизме политика трактуется как вторичное, надстроечное явление. Это коренное положение марксизма в отношении политики наиболее четко выражено в хрестоматийной формуле В.И. Ленина "политика есть концентрированное выражение экономики". Видный немецкий мыслитель М.Вебер, напротив, экономические и политические явления выводил из особенностей духовной жизни, культуры народов. Политическая социология исследует политические явления на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Задача первого уровня - выработка методологии исследований, создание объясняющих моделей, что важно для понимания политики. Но не меньшее значение в политологии имеют конкретные эмпирические политико-социологические исследования, которые служат основой прикладной политологии. Эта научная дисциплина имеет непосредственную практическую направленность. Поэтому прикладная политология концентрирует свое внимание на конкретных событиях и ситуациях в жизнедеятельности государств, партий, социальных групп индивидов. Прикладная политология вырабатывает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, краткосрочные прогнозы, которые используются при принятии тех или иных политических решений;

- субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок, убеждений, мотивации, ценностных ориентации изучает политическая психология. В политической психологии существует два среза исследования политического поведения: индивидуально-личностный и общественно-групповой. В первом случае политическое поведение рассматривается как результат восприятия и осознания конкретным человеком тех или иных политических реалий: политических лидеров, программ партий, движений, деятельности властных структур и т.д. Этот аспект особенно важен при изучении общественного мнения по различным вопросам: а) определения уровня политической культуры населения; б) участия индивидов в выборах органов власти; в) определения тех или иных приоритетов социальной политики и т.д. Общественно-групповой аспект политико-психологических исследований направлен на выявление закономерностей и ситуативных реакций масс на воздействие внешней среды. Основными задачами этого аспекта политико-психологических исследований являются оценка общественных настроений, отслеживание механизмов "психического заражения" и т.д. Это особенно важно для понимания стихийных массовых действий, бунтов, мятежей, поведения людей во время митингов, демонстраций и других акций протеста или поддержки;

- в систему политических наук  входят также политическая антропология  и географическая политика (геополитика). Политическая антропология устанавливает  связь политики с социобиологическими  качествами человека, а также показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности. Приоритетным направлением политико-антропологических исследований является выявление особенностей политической культуры того или иного народа, самым непосредственным образом связанной с национальной культурой, так называемым "народным духом". Географическая политика изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равнинной местностью, наличием природных ископаемых и т.д.). Взаимодействие и взаимовлияние политической науки с другими родственными ей гуманитарными науками в сфере изучения политики очевидны и не тредуют особых доказатеьств.

 

ВОПРОС № 2

История политических учений –  история борьбы передовых прогрессивных идей и взглядов с реакционными антигуманными воззрениями, борьба сторонников демократической и автократической тенденций в развитии гражданского общества.

В системе юридических наук и  юридического образования история  политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной  дисциплиной одновременно исторического  и теоретического профилей. Эта особенность  обусловлена тем, что в рамках данной дисциплины исследуются, и освещается специфический предмет.

 

ВОПРОС № 3

Государство  –  это  организация  политической  власти,  содействующая

преимущественному    осуществлению    конкретных    интересов    (классовых,

общечеловеческих,  религиозных,  национальных)   в   пределах   определенной

территории.

      Государство  характеризуется   следующими   признаками,   позволяющими

отличить его  от социальной власти родового строя:

      1). Наличие публичной власти, выделенной из общества и не  совпадающей

с населением страны (государство обязательно обладает  аппаратом  управления

и принуждения, ибо публичная власть  –  это  чиновники,  армия,  полиция,  а

также тюрьмы и  другие учреждения);

      2).  Система  налогов,  податей,  займов  (необходимы  для  содержания

государственного  аппарата,  людей, не производящих материальные  ценности  и

занятые только управленческой деятельностью);

      3). Территориальное деление населения  (государство  объединяет  своей

властью и защиту  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от

принадлежности  к какому-либо роду или племени);

      4).  Суверенитет  (  присущие  государству   верховенство   на   своей

территории  и независимость в международных  отношениях);

      5). Право (государство  не  может  существовать  без  права,  так  как

последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает  её

легитивной, определяет  юридические  рамки  и  формы  осуществления  функций

государства).

 

ВОПРОС № 5

Конституция — основной закон практически любого современного государства.

Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в

общественно-политической жизни страны, так или иначе  отражается в эволюции

конституционного  законодательства. Развитие конституции в общем и целом

всегда соответствует  основным этапам развития самого общества и государства.

В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии

общества эти  вопросы дальнейшего конституционного и законодательного

развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о

глобальном  изменении установившейся системы  организации данного общества, как

это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституция  содержит положения,

заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации,

программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-

нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов.

Свойства Основного  закона проявляются в Конституции  в другом. Охватывая

своими статьями практически все стороны развития государства, общества в

целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция  чаще,

чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом,

российскому народу, социальным слоям, народам и другим этническим группам,

субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития

показательно  повышение уровня обобщенности правового регулирования. Слово

“Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление,

устроение. Традиционно  этим термином определяется Основной закон государства,

определяющий  его общественное и государственное  устройство, избирательную

систему, принципы организации и деятельности органов  власти и управления,

основные права  и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего

взаимоотношения граждан между собой и с  государством. Конституция нужна  для

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"