Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 11:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политологии".
правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют
собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по
Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент
политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы)
имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства
как политического общения.
Из неправильных
форм государства тирания —
демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель
с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на
примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда — высокая оценка им
реформ Солона.
Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны
олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития—
«средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в
нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании —
средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и
наилучший государственный строй».
Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в
отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием
нарушения относительного
характера равенства и
политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться
количественным равенством, в других — равенством по достоинству. Так,
демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет
за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто
относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная
ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к
междуусобицам и мятежам.
В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства
Аристотель отмечает, что это — логическое построение и здесь «нельзя искать
той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами,
доступными исследованию путем опыта».
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым.
Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по
отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной
для удовлетворения умеренных потребностей.
ВОПРОС № 17
Н. Макиавелли (XV–XVI вв.). Основное произведение «Государь». Здесь он определил политическую науку как науку о государстве. Он ввел в научный оборот термин «государство» в его современном значении. Главное в исследовании Макиавелли – гос. власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Это «клиническое» исследование власти, ее анатомии, патологии. Макиавелли, как отмечается в историко-политической литературе, сделал рывок в методологии исследования политики. Он, во-первых, разграничил анализ объективных факторов и нормативных принципов, «суждений о реальности и суждении о ценностях»; во-вторых, отделил политическое научное знание от теологии. Словом, Макиавелли, в противоположность средневековой схоластике, исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую политическую реальность. На этой основе Макиавелли высказал мысль о законах общественно-политической жизни, имея в виду проявляющиеся при анализе фактов устойчивые взаимосвязи и существенные последовательности. Наибольшую славу принес подход к определению средств достижения цели. «Цель оправдывает средства». «Государь, чтобы достичь успеха, должен идти на все. Государи стоят выше законов, морали.» Т.е. Макиавелли впервые отделяет политику от морали. Наилучший способ удержать под контролем завоеванное гос-во – его разрушить, особенно, если гос-во было ранее республикой. «Тем, кто приобрел власть путем злодеяний, надо покончить со своими политическими противниками сразу.»
ВОПРОС № 18
Республика (от лат. respublica от res — дело и publicus — общественный) — это форма правления при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основных разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, нор и президент не вправе распустить парламент. Классический пример президентской республики — США, где и была впервые введена эта форма правления. Президентская республика преобладает в странах Латинской Америки (Арген-тина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др. ).
Парламентская республика характеризуется формированием правительства на парламентской основе и его ответственностью перед парламентом. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Реально первым лицом в политической иерархии является глава правительства (премьер-министр, канцлер). Президент же фактически занимает более скромное место и выполняет главным образом представительские функции. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль, Греция и др.
Смешанная или полупрезидентская республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная отличительная черта — ответственность правительства и перед парламентом, и перед президентом. Смешанная республика существует во Франции, Финляндии, Португалии.
ВОПРОС № 20
Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.
Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.
ВОПРОС № 21
Новое правительство начало свою деятельность
с обнародования программы, но в
отличие от декларации коалиционного
правительства здесь речь шла о том, что
оно будет действовать с той «энергией
и решительностью, какие требуют чрезвычайные
обстоятельства времени». Своей первой
и главной задачей правительство считало
«охрану нового государственного порядка
от всяких анархических и контрреволюционных
покушений и при этом давало понять, что
не остановится перед использованием
самых крайних мер. Однако прежде чем развернуть
такую работу, новый кабинет пережил частичную
реконструкцию. Случилось так, что в кабинете
Керенского перевес в один голос получили
советские представители. В буржуазной
прессе развернулась острая критика сложившейся
ситуации. Кадеты со злорадством доказывали,
что в стране произошел государственный
переворот. Лидеры советов лихорадочно
искали выход из создавшегося положения
и пригласили на пост министра юстиции
бывшего председателя Государственной
думы, ставшего лидером новорожденной
радикально-демократической партии И.Н.Ефремова.
Предложение было принято, и, по словам
Церетели, в правительстве установился
«принцип паритета советских представителей
с представителями несоциалистической
демократии». К тому же с уходом Львова
освободилось две должности - главы правительства
и министра внутренних дел. Первую занял
А.Ф.Керенский, который сохранил также
портфель военного и морского министра,
а вторую на правах управляющего министерства
- И.Г.Церетели. 9 июля Церетели выступил
на совместном заседании ЦИК Советов рабочих
и солдатских депутатов и исполкома Советов
крестьянских депутатов с предложением
наделить новое правительство неограниченными
полномочиями. Церетели прямо заявил,
что народ пока ничего от революции не
получил и потому легко может попасть
в руки тех, кто пообещает реально улучшить
его жизнь, а это неизбежно приведет к
экстремальной ситуации, выйти из которой
можно будет только с помощью чрезвычайных
мер. Более того, он просил признать новый
кабинет «правительством спасения революции».
Собрание поддержало эти предложения
и приняло резолюцию, согласно которой
правительство Керенского объявлялось
правительством спасения революции и
за ним признавались «неограниченные
полномочия». Между тем депутаты Советов
делали это не безоглядно. Они чувствовали,
что под предлогом борьбы против контрреволюции
и анархии идет концентрация государственной
власти в руках бесконтрольной группы
политиков и пытались удержать страну
от сползания к авторитаризму. Они включили
в резолюцию специальный пункт, согласно
которому министры-социалисты обязаны
были отчитываться о своей деятельности
перед объединенным собранием исполнительных
комитетов Советов не менее двух раз в
неделю. Однако это требование для Керенского
и его временных попутчиков было неприятным,
но, как показала практика, оно не отразилось
на ходе событий. На деле правительство
действовало бесконтрольно и все больше
проявляло себя как обычная диктатура:
большинство его мер было направлено на
насильственное подавление политических
противников и носило авторитарный характер.
В начале июля были изданы суровые приказы,
направленные на подавление какого бы
то ни было сопротивления власти. Приказы
требовали от каждого гражданина беспрекословного
повиновения властям; за малейшее противодействие
полагался арест. Наиболее жестко и категорично
были сформулированы положения, касавшиеся
руководства леворадикального лагеря.
Прежде всего правительство приступило
к ликвидации его штаба, расположенного
во дворце Кшесинской. Туда направили
крупные вооруженные силы, которые, по
словам Церетели, сделали бы невозможной
всякую попытку сопротивления со стороны
большевиков. Затем последовал приказ
об аресте В.И. Ленина и некоторых других
лидеров РСДРП(б). Одновременно правительство
Керенского развернуло кампанию по умиротворению
армии. Как раз на период подавления июльского
восстания пришлось контрнаступление
германских войск, увенчавшееся так называемым
тарнопольским прорывом. Первой масштабной
акцией правительства в этом направлении
явилось назначение командира 8-й армии
Л.Г.Корнилова главнокомандующим Юго-Западным
фронтом, а затем и Верховным главнокомандующим.
Именно в нем, стороннике железной дисциплины,
Керенский увидел человека, способного
вытравить дух «вольности» из армии.
ВОПРОС № 19
Демократия - способ избрания власти. При Демократия создаются все усл-я для пол. участи граждан в управл-и на всех ур-ях.
Черты Демократия: 1. Источник власти - народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. 2. Пв имеет лигитимный хар-р и осущ-ся в соответствии с принятыми законами. Для Д хар-н принцип - разрешено все, что не запрещено законом. 3. Разделение властей. 4. Право народа влиять на выработку пол. реш-й. Политическое участие народа в выработке принимаемых реш-й гарантируется конституцией. 5. Пол. плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной сис-мы. 6. Высокая степень реализации прав человека (нормы, правила и принципы взаимоотношений гос-ва и граждан). 7. Гарантия рав-ва всех перед законом.
ВОПРОС № 22
Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является. Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или расторжение брака с иностранным гражданином. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством соответствующего государства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Приобретение гражданства Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство. Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы».В соответствии с принципом права крови ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств. Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства. В результате приема в гражданство оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. Помимо двух основных способов, можно выделить дополнительные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться: в результате признания; в порядке его регистрации (например, при усыновлении); в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве; в результате оптации — выбора гражданства при территориальных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором). Упрощенный порядок приобретения гражданства Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев. Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Решение об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд. Гражданство прекращается:вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приеме в гражданство; путем выбора иного гражданства при оптации; по иным основаниям, предусмотренными международного дого-рами. Утрата граж-ва включает 3 формы: атоматическая, выход из гражд-ва, лишение гражд-ва. Выход из гражданства- это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимое по просьбе заитересованного лица. Лишение гражданства – содержит элемент наказания, оно осуществляется по инициативе гос органов и как правило в отношении лиц замешанных во враждебной данному государству деятельности.Двойное гражданство: Гражданин может иметь гражданство иностранного гос-ва (двойное гражданство).Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.
ВОПРОС № 23
С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции тесно связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Учитывая этот факт, в индустриально развитых странах значительное внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к участию в политическом и особенно избирательном процессах.
Большая роль в этом плане отводится системе образования, а также различным механизмам — от официальных празднований национальных дат до мероприятий патриотических и политических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для пропаганды достоинств участия в голосовании. Мероприятия, проводимые с целью стимулирования участия в выборах, не только усиливают политический интерес, но и оказывают значительное влияние на установки граждан в отношении правительственного процесса. Акт участия в выборах уже сам по себе увеличивает веру граждан в законность и ответственность правительства.
ВОПРОС № 24
1. мажоритарные системы :
2. пропорциональные
1.Демократия как тип
Демократия – это форма правлен
1.Демократия – форма
2.Демократия – это идеал
3.Демократия – движение за
установление социального и
Характерные черты Д как формы правления:
1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость)
2.периодическая выборность осн органов власти