Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.

Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

Вопросы к зачету по политологии

 

  1. Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.

 

Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.

Наиболее общими категориями политологи, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории "политика" и "политическое".

Категория политика - это сложная  категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, конфессиональная (религиозная) политика, правовая политика, молодежная политика, геополитика и т.д.

Категория политическое - также сложное  понятие, которое более широко и  емко отражает свойства, особенности  и принадлежность того или иного  процесса, явления, события в сфере  политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, политические действия, политическое участие, политическое сознание, политическая организация общества, политический прогресс и т.д.

При анализе политических явлений  и процессов политической жизни  общества используются также понятия: общество, народ, свобода, гражданское  общество, право, патриотизм, справедливость, революция, эволюция, политический строй, демократия и т.д. Многие из вышеперечисленных категорий политологии широко используются и другими общественными науками, но каждая из них использует эти категории применительно к своему предмету исследования.

Необходимо также отметить, что  категориальный аппарат относится  к числу наиболее дискуссионных  проблем политологии. Сложность  политологического анализа во многом вызывается многозначностью ряда категорий, разночтением определений и формулировок.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (греч. methodos - путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы (подходы).

Одним из первых в политологии использовался  ценностно-нормативный подход. Он зародился  еще в древности. Согласно этому  подходу, политические явления рассматриваются  с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Он предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость  подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние  на развитие западного общества, поскольку  благодаря ему формулировался идеал  демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические  идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими  жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для  решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить  взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу  государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет  определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких  групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает  антропологический метод, который  требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств  человека как биосоциального существа.

Хорошо известен институциональный  метод, ориентирующий на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий и других организаций, а также  права и иных регуляторов политики.

Революцию в политической науке  совершил бихевиористский метод, возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов  политической науки занимает психологический  подход, в том числе психоанализ. Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий  на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических  процессов, а также типичных мотиваций  политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического  поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки  весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении  однотипных политических явлений, которые  развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы  у различных народов дает возможность  выявлять как общие черты политического  процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный  политический опыт других стран для  создания в России правового демократического государства.

Политическая наука выполняет  в обществе ряд социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:

  • Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.
  • Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.
  • Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.
  • Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.
  • Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

 

  1. Основные этапы развития западноевропейской политологии.

 

Политическая мысль античности и Средневековья. Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их.

Мировая политическая мысль  стала развиваться с переходом  человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу с его антагонистическими классами и государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Убедительным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей — Платона и Аристотеля.

Платон (427 — 347 гг. до н.э.) —  идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в  диалогах "Государство" и "Законы". Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в  душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное  — воинам, вожделеющее земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна  всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Широко известно изречение  Платона: "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать... до тех пор государствам не избавиться от зол" (Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т.З. Ч.1. С. 275). Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земледельцы обязаны трудиться. Для того чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечивать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.

Этические воззрения Платона  были ориентированы не на индивида, а на общество, и поэтому предназначение человека — служить государству, а не наоборот.

Политика, по определению  Платона, — царское искусство, требующее  знаний по управлению людьми. Идеальной  формой государственного устройства в  ранних работах им считались правление  аристократии (мудрых) и монархия, наихудшими же — демократия и тирания, поскольку  первая ведет к своеволию и  безначалию, а вторая держится на вероломстве  и насилии. В своем последнем  сочинении "Законы" он отдавал  предпочтение такому roсударственному правлению, в котором бы сочетались начала и демократии и монархии. В нем он отказался и от идеи лишить частной собственности философов и воинов. Земля, будучи собственностью государства, должна одинаковыми по плодородию участками отдаваться во владение гражданам вместе с домом.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — идеолог земледельческой аристократии, ученик Платона и учитель великого полководца Древнего мира А.Македонского. Обладая энциклопедическими знаниями, он внес большой вклад в философию, природоведение, историю, политику, этику, литературу и эстетику. Его политические взгляды изложены в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". В отличие от идеализма Платона Аристотель склонялся к диалектическому материализму и вплотную подошел к нему. Он критиковал идею Платона об общности жен и детей и защищал необходимость частной собственности, рабовладения, моногамной семьи. Политика, по Аристотелю,— управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Следующий период в развитии европейской политической мысли  — Средневековье (конец V — середина XVII в.) — характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь  общества религии и церкви. Церковь  в этот период стремилась влиять и  на государственное управление. "Притязания церкви на участие в государственной  власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345 — 407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430), которые использовали библейское положение о том, что "всякая власть от Бога". Августин Блаженный считал, что в мире существуют две общности: "град божий" (церковь) и "град земной" (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй — на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за эретизм необходимо карать.

Виднейшим идеологом католицизма  и феодализма в средние века был  доминиканский монах Фома Аквинский (1225 — 1274). Взяв из учения Аристотеля ряд  идей, он пытался приспособить их к  своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства  и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование  монархии на земле, сторонником которой  был сам. Светской власти, доказывал  он, принадлежат только тела людей, а их души — Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться  все, в том числе и монархи. Выступая против еретических движений XI — XII вв., поколебавших у многих веру в святость и незыблемость феодальных устоев, Ф.Аквинский отстаивал свирепые казни еретиков и инквизицию. Он был убежденным сторонником контроля церкви над государством, наукой и искусством, божественности феодального права.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"