Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:44, шпаргалка
Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.
Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.
Вопросы к зачету по политологии
Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.
Наиболее общими категориями политологи, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории "политика" и "политическое".
Категория политика - это сложная категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, конфессиональная (религиозная) политика, правовая политика, молодежная политика, геополитика и т.д.
Категория политическое - также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, политические действия, политическое участие, политическое сознание, политическая организация общества, политический прогресс и т.д.
При анализе политических явлений и процессов политической жизни общества используются также понятия: общество, народ, свобода, гражданское общество, право, патриотизм, справедливость, революция, эволюция, политический строй, демократия и т.д. Многие из вышеперечисленных категорий политологии широко используются и другими общественными науками, но каждая из них использует эти категории применительно к своему предмету исследования.
Необходимо также отметить, что категориальный аппарат относится к числу наиболее дискуссионных проблем политологии. Сложность политологического анализа во многом вызывается многозначностью ряда категорий, разночтением определений и формулировок.
Политические явления и
Одним из первых в политологии использовался
ценностно-нормативный подход. Он зародился
еще в древности. Согласно этому
подходу, политические явления рассматриваются
с точки зрения соответствия их нормам
морали, справедливости, общего блага.
Он предполагает выработку идеального
политического порядка и
В рамках исторического метода политика
рассматривается с точки зрения
возможности использования
Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.
Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.
Хорошо известен институциональный
метод, ориентирующий на изучение институтов,
с помощью которых
Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший в 20-30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.
Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.
Особое место среди методов
политической науки занимает психологический
подход, в том числе психоанализ.
Основатель метода З. Фрейд, ориентирующий
на изучение субъективных механизмов
политического поведения, индивидуальных
качеств, бессознательных
Для российской политической науки
весьма актуален сравнительный метод.
Сущность его заключается в
Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:
Политическая мысль античности и Средневековья. Изучение истории мировой политической мысли необходимо не только для лучшего познания нынешней политической жизни, но и для прогнозирования будущего. Как говорится, всякое новое — это хорошо забытое старое. Знание прошлого дает возможность избежать допускаемых ошибок и просчетов или во всяком случае не повторять их.
Мировая политическая мысль стала развиваться с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу с его антагонистическими классами и государством. Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего же развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в Древней Греции. Убедительным примером тому являются труды древнегреческих мыслителей — Платона и Аристотеля.
Платон (427 — 347 гг. до н.э.) — идеолог афинской аристократии. Свои политические взгляды изложил в диалогах "Государство" и "Законы". Исходя из позиций идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовало выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Разумное начало присуще философам-мудрецам; аффективное — воинам, вожделеющее земледельцам и ремесленникам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность, меру. Управлять государством должны философы-мудрецы. Широко известно изречение Платона: "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать... до тех пор государствам не избавиться от зол" (Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т.З. Ч.1. С. 275). Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государства, защищать его, вожделеющие ремесленники и земледельцы обязаны трудиться. Для того чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей и частной собственностью, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Обеспечивать материально эти сословия вменялось в обязанность трудящимся.
Этические воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общество, и поэтому предназначение человека — служить государству, а не наоборот.
Политика, по определению Платона, — царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Идеальной формой государственного устройства в ранних работах им считались правление аристократии (мудрых) и монархия, наихудшими же — демократия и тирания, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии. В своем последнем сочинении "Законы" он отдавал предпочтение такому roсударственному правлению, в котором бы сочетались начала и демократии и монархии. В нем он отказался и от идеи лишить частной собственности философов и воинов. Земля, будучи собственностью государства, должна одинаковыми по плодородию участками отдаваться во владение гражданам вместе с домом.
Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.)
— идеолог земледельческой
Следующий период в развитии
европейской политической мысли
— Средневековье (конец V — середина
XVII в.) — характеризовался зарождением,
господством и разложением
Виднейшим идеологом католицизма
и феодализма в средние века был
доминиканский монах Фома Аквинский
(1225 — 1274). Взяв из учения Аристотеля ряд
идей, он пытался приспособить их к
своим религиозным взглядам. Будучи
сторонником общественного