Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.

Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

8. Политическая система  общества и ее элементы. Теории  политической системы

(Д.Истон, Г.Алмонд).

 

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

 

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Наиболее часто выделают подсистемы:

организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

 

 

 Первым политологом, описавшим  политическую жизнь с системных  позиций, был Д. Истон. В работах "Политическая система" (1953), "Предел политического анализа" (1965), "Системный анализ политической жизни" (1965) он заложил основу теории политической системы. Созданный им образ уподобляет политическую систему саморегулирующемуся и развивающемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды. 
  У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования и поддержка. На выходе системы - политические решения, с помощью которых осуществляются действия по авторитарному распределению ценностей (материальных и духовных) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Сигналы, поступающие на вход системы, их характер и интенсивность зависят от способности системы к удовлетворению потребностей граждан и от реакции на жалобы и недовольство. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования людей. В противном случае поддержка системы ослабевает, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Требования и поддержка должны постоянно поступать в систему, иначе она (из-за недогрузки) перестанет функционировать. Однако, чрезмерные требования к системе могут приводить к ее перегрузке и стагнации (застою). 
  Требования занимают особое место в разнообразной информации, поступающей в систему, и свидетельствуют об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Они представляют собой мнение об обязывающем распределении ресурсов властью и могут быть широкими и узкими. Так, катастрофа на Чернобыльской АЭС стимулировала выдвижение как узких требований - полное закрытие данной станции, - так и широких - изменение всей энергетической политики государства, связанной с использованием атомной энергии. 
  Истон разделил требования на распределительные: требования о зарплате, рабочем времени, условиях получения образования, медицинских услуг; регулировочные: требования об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и производителями и т. д.; коммуникативные: о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.

 

Наиболее  последовательным представителем структурно-функционального  подхода к политологии считается  Г. Алмонд. Согласно Алмонду, политическая система - это различные формы политического поведения на институциональном (на уровне политических институтов) и ориентационном (ориентация на реальные структуры политической культуры) уровнях. Политическая система рассматривается им как существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. 
  Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Термин "структура", наряду с термином "культура", занимает главное место в анализе Алмонда. Под "структурой" он подразумевает доступную наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. Та конкретная часть деятельности людей, которая участвует в политическом процессе, называется ролью. Роли - это единицы, из которых комплектуются все социальные системы, включая политическую. В связи с этим, одним из основных компонентов политической системы является политическая роль. Конкретные совокупности взаимосвязанных ролей составляют структуры. Например, судья - это роль, суд -структура ролей. 
  Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы.

 

9. Государство как институт  политической системы: его сущность  и признаки.

 

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

 

Признаки государства:

 

  • Наличие права. 
        Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.
  • Суверенитет. 
        Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.
  • Отделение публичной власти от общества. 
        Государство - особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.
  • Монополия на легальное применение силы.

 

10. Типы государственного  устройства и формы власти. Особенности

государственного устройства РФ.

 

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия  государственное устройство характеризуется  с точки зрения распределения  власти в центре и на местах.

В зависимости от этого  критерия различают следующие формы.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем  существует единая система высших органов  и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве  все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным  правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных  налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное союзное  государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между  ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

Конфедерация - временный  союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических  и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует  общий для объединившихся субъектов  центральный государственный аппарат  и отсутствует единая система  законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения  которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская  Федерация — Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику.

 

Основные особенности  Российской Федерации с точки  зрения организации государственного управления.

 

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что федерация является территориально-национальной, т. е. относится к смешанному типу: в ее основу положены и территориальный, и национальный принципы формирования субъектов федерации. В составе РФ 86 субъектов Федерации, в том числе 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 7 автономных округов. Конституцией признается (ст. 65), что субъекты РФ равноправны.

 
 

 

Исполнительная власть в субъектах  РФ занимает ведущее место в системе  органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов  РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной  власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы  государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя  законов и по своему политическому  весу превосходит законодательную  власть.

 

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные  функции. Их положение в системе  органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в  вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

 

До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) избиралось гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


 

 

 

11. Правовое государство  и гражданское общество. Проблемы  и основные

направления формирования правового  государства и гражданского общества в

России.

 

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве  широкого комплекса естественных  неотчуждаемых и демократических  прав человека, их обеспечение  реальными материальными и иными  гарантиями, надежной защитой от  каких-либо посягательств;

3) разделение власти  на законодательную, исполнительную  и судебную: ветви власти должны  быть независимы друг от друга  и должны действовать в соответствии  с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение  которого создаются и реализуются  все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве  государства демократическое распределение  компетенции между субъектами  федерации. Понятие «правовое  государство» предусматривает не  столько подчинение государственной  власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве  четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые  правом.

 

Гражданское общество –  это совокупность независимых от государства отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Важно отметить, что данное определение содержит указание на функции гражданского общества, что освобождает нас от специального рассмотрения этого вопроса.

Содержательный анализ понятия «гражданское общество»  позволяет выделить ряд его характеристик. К ним относятся следующие:

Во-первых, гражданское  общество – это все отношения  в обществе, которые определяются самими индивидами, а не государством. Это сфера свободы индивида (в  рамках определенного государством закона), сфера его самодеятельности в различных областях жизни, сфера  частной жизни индивидов. Сфера  частной жизни – это сфера  убеждений индивида, его ценностей, культурных предпочтений, конфессиональной принадлежности т.д., т.е. сфера, в которой  индивид осуществляет тот или  иной выбор, ставит и достигает цели, удовлетворяет свои потребности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"