Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

теория политики экзаен.docx

— 89.62 Кб (Скачать файл)

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Актуальность политического  знания в современном мире.

 Говоря предельно абстрактно, предметом политического знания является политическое. Политическое - это особая система человеческих связей, духовно и предметно-нацеленных, в которых реализуется общественная природа человека: его связанность с другими людьми, его способность к совместному существованию, его интерес к устроению общей жизни в виде построения социальных форм общежития и поддержания его социальных норм. Политическое обладает исключительной важностью для человека, поскольку только оно является единственным реальным гарантом сохранения человеком себя как социального существа. Поэтому будет правильным считать, что именно к политической сфере, а не к религии, морали и даже не к экономической деятельности обращается человек, когда желает определить себя как субъекта деятельности, уточнить свой реальный статус в обществе, добиться официального признания себя и своих заслуг.

Своевременность изучения членами  общества политического знания как  самостоятельного феномена, на мой  взгляд, определяется и явлениями, которые  связаны с кризисом позитивистской политической науки Запада и стремлениями отечественных политологов и  философов избежать повторения этого  этапа развития политического знания.

Также теоретически актуальными  становится в настоящее время  и осознание того, что многие проблемы политического мира обусловливаются  состоянием и уровнем развития политического  знания, которое является не посторонним  компонентом политики, а всегда включено в ткань политической реальности, определяя политическое действие человека и его политическое мироощущение. Поскольку политика все больше становиться силой, способной осуществить согласование разнообразных и противоречивых устремлений людей, внести единство в плюрализм целей и задач, объединить в единое целое различные подсистемы социального организма, постольку особое значение в созидании интеллектуальных основ политического консенсуса приобретает политическое знание. Именно развитие политического знания, утверждение культуры политических дискуссий и дебатов, неустанный поиск нравственных оснований политики, а не политические битвы и схватки, революционные потрясения и государственные перевороты, как мне кажется, становятся знаком современного человеческого существования.

Особое значение изучение политического знания приобретает  в современных российских условиях. Ведь ни для кого из нас не является секретом тот факт, что уже сегодня  современная история России может  быть расценена как один из самых  драматических периодов ее развития, сравнимых с наиболее крутыми  переходными эпохами. Содержание ее и смысл будут предметом пристального внимания и острых дискуссий многих поколений исследователей. Время  высветит еще новые, ныне потаенные, оттенки, тенденции, сущностные характеристики современных нам событий, расширит возможности более глубокого  и всестороннего понимания исторической эпохи, в которой мы, ее современники, являемся действующими, а посему заинтересованными  в том или ином повороте событий, лицами. Поэтому с задачами совершенствования  политического знания в настоящее  время связаны демократические  ожидания граждан России, их надежды  на творческое развитие политического  разума, на возможности политического  диалога между политиками в целях  избежания новых глубинных потрясений.

Политическое знание, которое  в отличие от других форм социальной действительности, сконцентрировано не столько на познании сложившихся  форм социального бытия, сколько  на поиске образа будущего, на разработке стратегии возможного общественного  движения; политическое знание, на которое  возлагаются надежды ученых и  политиков в деле стабилизации политического  развития и снятии политических и  социальных конфликтов, должно быть осмысленно философией и стать объектом исследования его гносеологического статуса.

Я считаю, что в этой связи  очень важными и чрезвычайно  актуальными становятся исследования проблемы самобытности политического  знания, его содержательных и функциональных возможностей и границ. Они доказывают автономность политического знания и показывают, что являясь элементом  политического и в то же время  фактором, творчески преображающим  политику, конструирующим политическую реальность, политическое знание уникально  и своеобразно не сводимо ни к  одному из имеющихся в человеческом арсенале гносеологических продуктов.

Политическое знание как  продукт политического познания и инструмент политики вызывало интерес  философии с ранних этапов ее становления, однако его изучение, как правило, оставалось на периферии философских  трудов, осуществляясь в контексте  общефилософского осмысления политических явлений.

Марксизм Х1Х века сознательно  выдвинул политические вопросы на передний план социально-философского исследования, подчиняя социальную философию задачам  изучения сущности политики и ее роли в процессе естественно-исторического развития общества, придавая большое значение осмыслению политической идеологии, политического сознания.

В послеоктябрьской России не были сформированы ни традиции политической философии, ни политической науки как  автономной научной дисциплины. Долгие годы отмечалось высокомерное пренебрежение  к субъективному анализу политических реалий и проведению конкретных политологических исследований, т.к. на первом плане находился  идеологический компонент политического  знания. Исследования политики в советский  период проводилось в основном в  пределах исторического материализма как социальной философии марксизма  и научного коммунизма (начиная с 60-х годов) как его политической теории. Постепенно политика стала  объектом комплексного исследования различных  социальных наук. К ее изучению подключилась юриспруденция, история, социология, соц. психология. Однако власти, контролировавшие идеологическую ситуацию в стране, продолжали относиться с большим  подозрением к возможности признания  за комплексными политическими исследованиями статуса самостоятельной науки. Но исследовательское любопытство  заставило советских ученых сбросить "покрывало неведения" с политической науки. Это впервые предприняли  Ф.М.Бурлацкий, А.В.Дмитриев, А.А.Галкин, Г.Х.Шахназаров и др.

В советские годы появились  значимые философские работы о политике, ее сущности, ее субъективной стороне, методологии исследования политических явлений, поэтому нельзя сказать, что  изучение проблем политики было только схоластическим и проводилось в  жестких пределах, определяемых партийно-идеологическими  установками. Политические исследования в 70-е - 80-е годы были плодотворными  и накопили серьезный фактический  материал в изучении политической действительности, политического сознания.

Теоретиками политики было привлечено внимание к вопросу о сущности политики, политической власти и природе  политических отношений (Н.И.Азаров, А.П.Бутенко, А.А.Галкин, Д.А.Керимов, В.Е.Чиркин и др.). В этот период политика рассматривалась через призму отношений власти и ее деятельности, и центральными категориями политического анализа были "политическая система", "политические отношения", "политическая организация". Категория "политическое" еще не была в центре внимания российских исследователей.

К концу 80-х годов произошло  полное раскрепощение формирующейся  политической науки, вышедшей из-под  партийно-идеологического диктата, возник своеобразный политологический бум в области и теоретического осмысления политики, и в сфере  начавшихся конкретных политологических исследований.

Напряженность исследовательского поиска в сфере политики не спадает  и в конце 90-х годов. Активизируется отечественная политическая философия (работы Б.Н.Бессонова, К.С.Гаджиева, В.П.Макаренко, А.С.Панарина и др.) Современная российская политическая философия в 90-е годы ставит важнейшие философские вопросы теории политического: анализируется соотношение политической власти и знания, осваивается категория политического, раскрывается проблема смысла в политике, исследуется роль политического знака, анализируется политическая речь и политический язык. Опять и опять встают вечные вопросы политической философии: мораль и политика, политическая справедливость. Обобщение накопленного отечественной философией опыта исследования политического знания позволяет мне сделать следующие выводы.

1. Политическое знание  обладает экстенсивными и интенсивными  содержательными границами, где  под первыми понимаются его  содержательные отличия от других  видов социального знания (не  политического знания), а под вторыми  - предел объективности и адекватности  отражения политического, показывающий  состоятельность политического  знания, его достоверность;

2. Политическое знание  многослойно и многомерно, существует  в форме теоретического и прикладного  знания. В первой форме оно  включает в свой состав политическую  философию, политологию (теоретическую  и прикладную) и политическую  идеологию. Во второй форме  - выражается средствами политической  риторики, фиксируется в политических  решениях.

3. Современное политическое  знание играет важную роль  в установлении политической  справедливости. Политическая справедливость  является "истиной" политического  и удерживает политику в рамках  морального должного.

4. Политическое знание  как отражение политического  и усвоение его смысла обладает  деятельной природой, рождается  в процессе политической коммуникации  и является публичным по форме  своей представленности в обществе, волевым по своей практической нацеленности.

В современном мире не кажутся  уже продуктивными апелляции к иррациональному в политике, к скупым и неуправляемым политическим инстинктам, эмоциям, чувствам, стереотипам. Рационализация политической жизни рационализирует политическое мышление, повышая уровень политического знания. Местом, где начинает рождаться политическое знание нового типа, становится рациональная дискуссия. Об этом давно мечтали политические философы, строя свои проекты политического переустройства социального мира.

Особое преимущество рациональной дискуссии отмечал недавний наш  современник К.Поппер. Прогресс в  познании и решении социальных проблем, снятии политических противоречий он связывал с процедурой рационального  обсуждения. Раскрывая смысл политической концепции К.Поппера, я считаю немаловажным обратить внимание на следующую его  идею: "Цель такого обсуждения вовсе  не в том, чтобы победить противника, а в том, чтобы с помощью  своего оппонента выяснить реальное положение дел, попытаться понять разные индивидуальные и групповые интересы и пути их возможного сочетания".

В такой политической борьбе не будет ни победителей, ни побежденных, не будет ни господства, ни насилия, а будет существовать лишь авторитет  знания, доверие к мнению и уважение к интересам, желание к сотворчеству и соучастию. Безусловно, я понимаю, что данная картина развития политического  знания не в полной мере отражает черты  политической интеллектуальной реальности, однако, будем надеяться, может приобрести черты достоверности. Видимо, к этой возможности обращены в настоящее  время старания многих политиков  всех развитых стран, поскольку только она обладает политической перспективой и гуманистическим потенциалом.

Мы видим, что массив политического  знания не только огромен (политическая философия, политология, политическая идеология, практически-политическое знание, политические решения), существуя  на протяжении тысячелетий, не только не сводим ни к одной из известных  форм человеческого освоения социального  мира, но и имеет гуманистическую  перспективу в своем дальнейшем развитии, приближение которой позволит наконец-то политическому знанию и  политической деятельности приобрести моральное измерение.

 

 

2. Основные этапы становления  политологии как науки.

1. религиозно-этическое представление  о власти (2-1 тыс.до н.э.) Представление о божественном происхождении власти, общественного и политического порядка.

2. Философско-этическое представление  (сер 1 до 5 в до н. э.)

-происходит процесс рационализации  политических взглядов

-появляются первые категории , понятия и дефиниции и первые политические концепции, заложенна теоретич. основа. ( Конфуций,Аристотель,Цицерон)

-наука о политике как  наука о высшем благе

-политика-это искусство  управлять гос-вом (Ар-ль)

 

 

Маккиавели

-стал основателем 3 формы  обоснования политики-гражданской

-

 

Политология как отдельная самостоятельная  учебная дисциплина заявила о  себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра  истории и политической науки  под руководством Френсиса Лейбера. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Традиция преподавания политических наук в России существует с 1755 года, когда по предложению М. В. Ломоносова в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики. С 1804 по 1835 год в составе Московского университета работал факультет нравственных и политических наук, подготавливающий специалистов в области политики и политической экономии. политология в СССР В 1963 году на базе МВТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова был создан Университет политической пропаганды (c 1989-го Университет политических проблем), в рамках которого начинается преподавание политологии. В 1989 году политология была введена как учебная дисциплина в российской высшей школе. С этого момента появляются первые открытые кафедры и отделения политологии в РУДН (первая в СССР и РФ), МГУ, СПбГУ, МГИМО. Новый импульс к развитию российская университетская политология получила в 2008-09 годах в результате полноценной институционализации этой дисциплины в рамках отдельных факультетов крупнейших университетов России. В сентябре 2008 года был создан Факультет политологии МГУ, в марте 2009 года - факультет политологии СПбГУ.

 

 

3. Предмет политологии,  ее место в системе наук  об обществе.

Объект-сфера политики.

Евраийцы.

Предмет политологии-политические институты и структуры,политические отношения итд

Американцы

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"